ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
 
Рейтинг@Mail.ru

 
КУЛЬТУРА
БЛАГОСЛОВЕННО ВОИНСТВО
СТРАНИЦА 4
   
 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

     

Почувствовать атмосферу войны

Интервью с художником Максимом Фаюстовым,
автором картины «Русский мученик Евгений Родионов»

   Максим Фаюстов родился в 1974 году в рабочем поселке Пачелма Пензенской области. Через некоторое время после рождения сына родители переехали в город Радужный Тюменской области. Там будущий живописец окончил художественную школу. В 1991 году семья вернулась на Среднюю Волгу и поселилась в Пензе. В 1992 году Максим поступил в Пензенское художественное училище имени Савицкого.
   В то время там преподавал замечательный русский художник Алексей Васильевич Шалаев. Православный христианин и патриот России, носитель лучших традиций русской реалистической живописи, А.В. Шалаев сумел взрастить в душе Максима любовь к Родине, посеял в нем первые семена веры и заложил основы профессионального мастерства.
   В 1994-1995 годах была служба в армии. Максим служил во внутренних войсках в Самаре. После демобилизации продолжил учебу в Пензенском художественном училище. Через год поступил в Российскую Академию живописи, ваяния и зодчества. Преподавателями у него были Иван Глазунов и Михаил Шаньков. Большое влияние на студентов оказывал и сам основатель Академии Илья Сергеевич Глазунов, который приложил все усилия для возрождения русской исторической живописи. Историю искусств читал талантливейший педагог, искусствовед Николай Николаевич Третьяков, человек глубоко верующий, вложивший любовь к Православию в сердца не одного поколения русских художников и режиссеров.
   Учеба в Академии продолжалась до 2002 года. Дипломной работой М. Фаюстова стала картина «Иван Сусанин». После окончания Академии художник работал в составе группы ее выпускников над восстановлением росписей в Саровском и Дивеевском монастырях в рамках подготовки к 100-летнему юбилею прославления преподобного Серафима Саровского.
   В 2005 году Максим Фаюстов был принят на стажировку в творческие мастерские Российской Академии художеств, которыми руководят народные художники России академики Сергей и Алексей Ткачевы.

  Максим, расскажите, пожалуйста, как у Вас возник замысел картины о мученике Евгении?

   – 23 мая 2008 года, в день памяти моего земляка мученика Евгения, я в первый раз побывал на его могилке. После этого прочел книгу «Он выбрал Крест». Книга трогает до слез. Тогда у меня созрело решение написать картину, посвященную его подвигу.
   Чтобы написать историческую картину, живописцу желательно побывать на том месте, где происходило интересующее его событие. Для написания картины о мученике Евгении надо было сначала поехать в Чечню и сделать этюды, почувствовать атмосферу войны, которая идет там до сих пор. Но на войну попасть непросто…

   Как же Вам все-таки удалось побывать на Кавказе?

   – Несколько месяцев через различные организации и структуры в Москве, Петербурге и Саратове через своих друзей я пытался договориться о командировке в Чечню, но все время возникали непреодолимые препятствия. Тогда мы стали просить Божией помощи. 9 августа 2008 года отслужили панихиду по блаженной монахине Алипии.
   Блаженная монахиня Алипия родилась в Пензе в начале ХХ века. Во второй половине ХХ века она старчествовала в Киеве. По ее молитвам совершались тысячи чудес. После панихиды по Старице и молитвенной просьбы о помощи все внезапно изменилось. В тот же день нашелся человек, который через своих друзей смог организовать командировку в Чечню.
   24 августа я вылетел на самолете во Владикавказ. Там меня встретили. Но сначала мы поехали не в Чечню, а в Цхинвал.
   Выехали рано утром. Практически всю дорогу навстречу нам шла военная техника: танки, БМП, БТРы. По обочинам были во множестве разбиты полевые военные лагеря, стояли колонны машин, танков. Такое количество военной техники я видел впервые.

   Расскажите о своих впечатлениях от Цхинвала.

   – Уже на подъезде к городу стали встречаться села, разоренные войной: перепаханная земля, перемешанная с кирпичом, деревьями и досками. Оказалось, что так работают установки ГРАД.


Разрушенная деревня

   А в самом Цхинвале?

   – Мы попали в город через полторы недели после грузинской агрессии. Тогда ничего еще не успели убрать или отремонтировать. На улицах города стояли подбитые грузинские танки. Осетины их резали на металлолом. В домах были выбиты стекла. Общая картина напоминала военную хронику времен Великой Отечественной войны.


Осетины режут грузинский танк

   Когда мы были в городе, на центральной площади через репродуктор шла прямая трансляция заседания Совета Федерации о создании комиссии по разработке вопроса о принятии Южной Осетии в состав России. Это известие вызвало дружное и громкое одобрение у всех осетинов, собравшихся на площади. Объехав послевоенный Цхинвал, мы вернулись во Владикавказ. На другой день я на вертолете улетел в Чечню. Разместили меня на одной из пограничных застав.

   Как там сейчас обстоят дела?

   – Ситуация постепенно стабилизируется. Снабжение солдат продуктами и прочими необходимыми принадлежностями поставлено хорошо. Боевых действий я не видел, но напряжение висит в воздухе и незримо влияет на всех, кто там находится.
   Там я писал этюды, портреты, делал зарисовки. Принимали меня очень радушно. Ветеранов первой и второй чеченских войн осталось мало. Сейчас служат в основном контрактники, в том числе из Дагестана и прочих мусульманских республик.
На территории части действовал ларек-вагончик, в котором торговала чеченская семья. Они продавали предметы первой необходимости, одежду и продукты. Мое внимание привлекли майки с надписью «ФСБ-Антитеррор», «Русские не сдаются» и т.п…
   На заставе уже построен, но пока еще не действует храм-часовня. В целом я прожил там около двух недель. Была возможность остаться еще, но у меня уже закончились материалы для работы и пришлось вернуться в Москву, где я приступил к написанию картины.

   Расскажите о своей картине.

   – Общее композиционное решение созрело еще в Чечне, но работа над полотном сложилась непросто. Приходилось много раз переделывать, переставлять фигуры, дополнять детали пейзажа. И сам образ Мученика давался тяжело. Я его несколько раз переписывал.


«Русский мученик Евгений Родионов»

   Портретной особенностью воина Евгения является округлое лицо. Но за три месяца плена он истощал, и это надо было тоже как-то показать. Сначала Евгений был в камуфляже, но академики Ткачевы посоветовали написать его в тельняшке, что не противоречит исторической правде.
   Свет на лицо Евгения падает с неба, а на боевиков свет падает от лица мученика. Справа на заднем плане показаны сподвижники его по плену и мученической кончине – воины Александр, Игорь и Андрей. В правом верхнем углу картины на пригорке за забором изображен джип, который является непременным атрибутом каждого современного джигита. Размер холста 2,6 на 3,6 м.

   Спасибо за интересный рассказ. Редколлегия нашей газеты желает Вам здоровья и творческих успехов в деле служения своим искусством Богу и России.

Беседовал
Александр МАЛИНИН

   

 
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
   
   

     
     
  © ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник