ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
 
Рейтинг@Mail.ru

 
ЖИВАЯ ВЕРА
ЛЮДИ БОЖИИ
СТРАНИЦА 4
   
 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

     

 

Тихая подвижница

 

   Русь не потому «святая», что живут в ней сплошные праведники, а потому что стремление к святости, к сердечной чистоте и духовному совершенству составляет главное содержание и оправдание ее существования.

Митрополит Иоанн (Снычев)

   Русь называлась святой потому, что единственный вопрос, который волновал каждую по-настоящему русскую душу, – это вопрос о спасении. Жизнь человеческая воспринималась нашим народом как путь ко спасению. Вера составляла основу мировоззрения, наполняла существование смыслом. И ныне великий сонм святых, прославленных Русской Церковью, предстоит в дерзновенной молитве пред Богом за наше дорогое Отечество. А сколько в нем было тихих подвижников веры, о которых не сохранилась память или стерты все воспоминания, – одному Богу известно. Об одной такой подвижнице наш рассказ.


Екатерина Михайловна ХЛУДЕНЕВА

   Угодница Божия Екатерина Михайловна Хлуденева родилась в селе Сысои Борецкой волости Сапожковского уезда, в крестьянской семье, отличавшейся богобоязненностью и трудолюбием. Будущая великая праведница и молитвенница за всех страждущих и обремененных появилась на свет 8 ноября 1889 года. Уневестив свою душу Христу, подражая великомученице и исповеднице веры святой Екатерине, в честь которой она и была названа благочестивыми родителями, всю жизнь свою Екатерина Михайловна провела в подвиге служения ближним.
   В 2 года маленькая Катя лишилась матери. Ее взяла к себе бабушка, которая жила на хуторе Ягодное и работала у местной мелкопоместной дворянки Стахановой. Бабушка была грамотной, хорошо читала по церковно-славянски. В доме было много духовных книг. Девочка всегда с интересом слушала, когда читали Священное Писание, Псалтирь или Жития святых. Уже в 4 года Катя сама научилась читать и писать, знала на память многие молитвы. С бабушкой они часто бывали в Николо-Бавыкинском монастыре. Во время службы девочка обычно тихо сидела на маленькой скамеечке, внимательно слушая молитвословия и песнопения. Бабушка всегда заходила на находившийся неподалеку от монастыря святой источник, набирала воду, умывалась и обливалась водой – даже зимой, приучив к этому и маленькую внучку.
   В 1896 году хозяйка-помещица, а вместе с ней и бабушка с Катей, переехали в Сапожок. В 1900-м Екатерина вместе с дочерьми Стахановых Ольгой и Натальей поступила в Сапожковскую женскую гимназию. Здесь она сразу обнаружила свои способности. Училась только на «отлично» и после окончания 4-го класса гимназии поступила в 5-й класс частной гимназии В.П. Екимецкой в городе Рязани. Гимназия славилась на всю губернию. Особо талантливые ученицы освобождались от платы за обучение, в их число попала и Екатерина Хлуденева. На жизнь она зарабатывала частными уроками. Уже тогда проявились ее педагогические способности. Ее любили и дети, и родители. В юной учительнице привлекали не только профессиональные знания, но и высокие качества души, что благотворно влияло на детей. Взрослые же удивлялись духовной зрелости столь юной девушки.
   В 1907 году Екатерина с отличием окончила основной курс гимназии. Ее успехи были отмечены золотой медалью. В 1908 году она успешно завершила обучение в 8-м, дополнительном, классе гимназии и хотела продолжить образование на знаменитых Петербургских Бестужевских курсах. Девушка обратилась в Сапожковскую местную Управу с просьбой об оказании ей единовременной материальной помощи, но местное земское собрание ей отказало. Положившись на волю Божию, Екатерина отправилась в Петербург, где успешно сдала экзамены и поступила на физико-математический факультет. Но окончить учебу ей не удалось. С января 1914 года она уже считалась выбывшей. Впоследствии выяснилось, что Стахановы попросили Екатерину сопровождать на лечение в Ялту их дочь Ольгу, заболевшую туберкулезом. Екатерина не смогла отказать своим благодетелям и поехала, оставив учебу ради своего ближнего. В Ялте она познакомилась с женой Чехова и занималась воспитанием и обучением их сына.
   Революция застала Подвижницу в Петрограде. Тяжело переживая эти события, она решила вернуться в родной Сапожок. Но в своем городе юная боголюбивая душа не смогла найти пристанища. Жила у священников, у знакомых, но везде подвергалась гонениям со стороны властей. Потом жила в семьях с неблагополучными детьми. Много сил она отдавала для их исправления и подготовки к обучению в школе. В 1920 году одного из сапожковских священников перевели в село Путятино. Вскоре он заболел тифом и умер. Следом за ним от тифа умерла и его жена, оставив десять человек детей круглыми сиротами. Екатерина Михайловна уехала к ним и в течение года жила с детьми, занимаясь их воспитанием. Затем определила кого в фабричное училище, кого на воспитание в семьи добрых людей.
   От своей бабушки Екатерина Михайловна еще в детстве много узнала о лечении травами. Основы медицины она изучала на Бестужевских курсах. В послереволюционное лихолетье, когда не было элементарных лекарств, подвижница многим помогала в лечении различных болезней, давала советы. Так о ней узнала вся округа, но мало кому было известно, что в первую очередь Екатерина Михайловна молилась за болящего. И Господь по просьбам Своей угодницы исцелял страждущих

Окончание см. на стр. 9


Об отношении разума к истинам веры

   Только в Божественной Истине может быть живительная сила, и, какая бы ни была наружность жизни вне Истины существенной, эта жизнь непременно обманчивая и ложная в самом корне своем.
   В истории язычества и магометанства вы найдете много примеров людей с похвальной нравственностью, но разве из этого позволите заключить, что магометанство ведет к спасению или даже что магометанство не мешает спасению человека? Магометане похвальной нравственности вели хорошую жизнь вопреки ложности их учения, а не вследствие этой ложности. Противоречие между правдою их жизни и ложью их убеждений могло быть только вследствие недостатка в них внутренней цельности. Этот же недостаток внутренней цельности может быть причиной дурной жизни человека с истинными убеждениями.
   Из этого, однако же, не вправе мы вывести, чтобы убеждения были вещью совершенно посторонней для жизни. Та жизнь – слепая, которая не идет по убеждениям, а совершается по безотчетным стремлениям, не связанным в единство сознания. Внутренняя темнота такой жизни не позволяет назвать ее нравственной, как бы чиста она ни казалась снаружи. Нравственное достоинство действий заключается не в самом действии, а в намерении; нравственное же достоинство намерения определяется только его отношением ко всей цельности самосознания.
   Нет качеств в человеческом сердце, которые бы были безусловно добродетельны. Безкорыстная любовь, несокрушимая твердость воли, великодушное самопожертвование, верность слову, геройство самопожертвования – все, чему удивляется человек в человеке, – все получает свое настоящее значение от того основного побуждения, которое лежит на дне человеческого сердца и определяет всю совокупность его внутреннего бытия.
   Это основное побуждение сердца слагается из любви и убеждения. Если убеждение ложно, то и любви не может быть безусловно чистой. Потому те прекрасные качества, которым мы удивляемся и радуемся в язычнике, в магометанине, в неверующем, прекрасны только в отдельности от их нравственного лица. Ибо нравственное лицо – не сочетание тех или других качеств, но живая цельность самобытности.

И. В. КИРЕЕВСКИЙ

Разум на пути к истине: Философские
статьи, публицистика, письма; Переписка
с преп. Макарием, старцем Оптиной Пустыни;
Дневник. М., 2002. С. 83–91.

Продолжение см.
в след. номере.

 

 
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
   
   

     
     
  © ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник