ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
 
Рейтинг@Mail.ru

 
КРЕСТОНОШЕНИЕ
СЛАВЯНСКОЕ БРАТСТВО
СТРАНИЦА 7
   
 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

     

 

   Душа Сербии

Проповедь святителя Николая Сербского

Продолжение. Начало см. в № 15 (15)

НАША ДУША ПОЛНА СЛЕЗ

   Поверите ли мне, что никто в мире не плачет столько, сколько сербы? Это ни в коем случае не недостаток, но особенность нашей души. Сербская душа – в сербских слезах. Мы плачем и в радости, и в горе. В радости плачем от того, что радость бывает редкой и неожиданной, а в горе плачем от того, что привыкли. Со слезами, или со «святой водой», как сказал Шекспир, мы дерзаем говорить, что Сербия исполнена слез больше других земель в мире. А поскольку святая вода освящает, то Сербия – святая земля.
   Так и наш народный герой, наша гордость – Марко Кралевич, герой нашего народного эпоса, тоже много плакал. Плакал, когда слышал о злодеяниях турок, когда слышал, как они грабили сербских сирот «райю», когда узнавал, что турки отнимают сербских девушек и юношей, чтобы увести в Царьград; плакал, когда видел сербский народ в драном сукне, а турков в шелках и порфире; плакал, видя сербский крест в тени полумесяца и как турки оскверняли сербские святыни и выскабливали очи на фресках и иконах сербских святых. Он бился во многих поединках и уничтожил многих турецких тиранов. Был он богатырского телосложения, но имел нежную душу, полную боли и слез – так описывал его народ. Это настоящая сербская душа, полная боли и слез! Мы, сербы, любим поплакать!


Марко Кралевич и Муса Разбойник
Худ. Владислав ТИТЕЛЬБАХ

   «Лучше искупаться в слезах, чем в Иордане», – говорится в сербской пословице. Другая пословица гласит: «Сколько молитв, столько и слез». И еще: «На каждом месте, где пала слеза, поднимется храм». А также: «Слезы и грехи омывают». И еще сербы говорят: «Лучше плакать с мудрыми, чем петь с безумцами». И вот еще: «В мире есть только два народа: один, который плачет, а другой, который смеется». А также: «Печаль страдальца пробуждает Ангелов, а смех пьяниц пробуждает бесов».
    Помнится мне изречение святого Бернарда (Бернард Арчский, память 14 октября, возможно, был родом из Англии. – Примеч. ред.): «Слезы кающегося – это вино Ангелов».
   Если все сказанное верно, то все Ангелы находятся в Сербии.
   Некоторые считают, что сербский народ сделали мудрым слезы. Это спорно. Но ясно вне всякого сомнения, что длительная печаль повлияла на наши сердца, сделав их мягче и смиреннее. Вам всем известно, что до пленения, до нашего страдания в турецких цепях, сербы обладали высоким благородством. Но не все знают, что высокое благородство принцев, вельмож и воевод за время рабства исчезло. И нет точной даты, но несомненно, что произошло это в рабстве, в годину народных тягот и унижений. Но если желаете определенности, то можно сказать, что это случилост тогда, когда князья и слуги объединили свои слезы под натиском высокомерия и свирепости захватчиков.
   Кроме этого, в слезах родилось сербское народовластие. Это особо хотелось бы подчеркнуть для английских слушателей, преклоняющихся перед демократией. Ваша демократия стала плодом размышлений и разного рода действий. Наше народовластие совсем другое. Нечто незапланированное, происходящее из естественного источника. Долго имели мы народовластие, только не давали ему никакого названия.

МЕСТО СЕРБИИ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ

   «Пусть наши мышцы будут нашей совестью, а наши мечи – нашим законом», – говорит Сверхчеловек. «Кто сам себя возвысит, унижен будет, кто унизится, будет возвышен», – говорит Всечеловек.
   Если наши дети и наши потомки спросят нас, как долго жили мы на земле, братия, нам следует ответить: «Тысячу лет». И наш ответ будет истинен.
   Все, что наши очи видели, наши уши слышали, сердца чувствовали и наш ум осознавал во время нашей жизни на земле, – все это нелегко прожить и за тысячу лет.
   Мы вполне могли бы ответить, что время это было недолгим. Мы просто не заметили его, так как наше поколение многое пережило. Не из-за долговечности, но из-за великих забот. И умирало не от старости, но стерто трудом и страданием.
   Сущность нашего времени, как и многих поколений прежних веков, составляла борьба между добром и злом. То же, надеемся, ожидает и будущие поколения на этой немирной планете.
   Ныне, в эти судьбоносные времена, когда человеческая жизнь измеряется не днями, но делами, и когда совершаются важнейшие события от сотворения мира, в это время наш сербский народ не был только созерцателем, но активным участником и творцом этих событий – первым и по времени, и по силе.
   Сербский народ сегодня на страницах мировой истории занял высокое место, наряду с большими народами – русскими, французами и англичанами.
   Случайное ли это явление? Будет ли в конце войны сербский народ забыт своими союзниками и презираем зловольно своими соседями?
   Будет ли казнен наш народ за дерзость выскочки, забравшегося так высоко и вошедшего в содружество, ему не надлежащее? Одним словом: какое место в мировой истории будет теперь занимать сербский народ?
   Прежде чем ответить на этот вопрос, следует внимательно рассмотреть, какое место наш народ занимал в прошлом и занимает ныне, и тогда поразмыслить над будущим.
   Если бы мы имели точку зрения современных немецких философов и теоретиков истории и права, мы бы не поставили вышеуказанного вопроса. Уже целых 50 лет эти философы распространяют ужасную и безумную идеологию, что малые народы не имеют права на самостоятельное существование. По этой теории все маленькие народы и государства должны будто бы присоединиться к великим державам, и только великие державы имеют право на независимость и способность к культурному развитию (так говорят Макс Стирнер, Ницше, Тричке, Бернарди).
   Это не правда, и мы не желаем принимать эту немецкую теорию. Она ложная и злая во всех отношениях. Она также пагубна и для великих народов, так как ведет к уничтожению их душ. Мы как христиане не смеем принимать эту теорию, ведь это бы означало возврат к языческим временам, когда слабых сбрасывали с Тайгетских стен в море. Как христиане мы не можем опять с Неронами и гладиаторами повторять кровавые игры на аренах, обожать мертвых идолов и заниматься торговлей рабами. Мы отвергаем эту теорию. Так как она уподобляет нас животным. А превосходство человеческой жизни над жизнью животных – в содружестве, милосердии к слабым, взаимопомощи и совершенствовании в добродетелях. Не только избранные народы достойны совершенства, но и все другие.
   Творцами-теоретиками политического ницшеанства были Тричке и Бернарди. Кайзер Уильем и прусские юнкеры не только не избежали одностороннего ницшеанства, но стали его предводителями и глашатаями. Когда было принято мнение о том, что великие сильные державы имеют право господствовать над малыми соседними державами, – тогда молча было принято и убеждение, что один сильный человек также обладает правом господствовать над слабым человеком. Когда учение о Сверхчеловеке и высшей расе утвердилось в людской совести, – тогда определился краткий путь к осуществлению этой идеи. Когда Сверхчеловек силой навяжет себя как идеал всему человечеству, – тогда история и культура человечества будут поражены каннибализмом Южного Моря. Какой печальный и трагичный отзвук песни Ричарда III мы будем иметь: «Пусть наши мышцы будут нашей совестью, а наши мечи – нашим законом».
   Действительно ли столь драматичная и величественная история человечества завершится так бедно? Нет! Та философия, которая порицает наибольшие святыни и моральные достижения, до которых человечество дошло через кровь и слезы, никогда не может быть нашей. Нашим идеалом никогда не может быть Сверхчеловек, но всегда только Всечеловек.
   Сын Божий избрал и определил наш идеал: «Кто сам себя возвысит, унижен будет, кто унизится, будет возвышен». Этот идеал Он засвидетельствовал и освятил Своей Кровью на земле. Постепенно, столетиями этот идеал укреплялся в совести европейского человека. Он испытан, проанализирован и провозглашен великими умами всего человечества (Эмерсоном, Гюго, Достоевским). Их книги, после Священного Писания, наиболее читаемые в мире.
   По той философии, которая известна большинству как славянская философия, – поэтому она и есть наша, – мы утверждаем, что ни один человек не имеет права унижать другого человека и ни один народ не смеет превозноситься над другим народом. Первое начало этой философии – свобода, а продолжение – любовь.
   Мы не считаем себя господами этого мира. Мы взираем на этот мир как на Божию ниву, а на людей – как на Божие семя. Великий Сеятель посеял семя на Своей ниве. Кто дал нам право говорить, что то или иное семя негодное, поэтому его надо уничтожить, так как цвет неподходящий, запах неудачный и сорт не тот? Кто сделал нас судьями мира, чтобы принимать такие важные судьбоносные решения: этот народ надо уничтожить, потому что маленький; этот народ надо расселить, так как он опасный; а этот народ надо подчинить, так как не говорит на нашем языке и не молится Богу по нашему обряду? Нет, мы не имеем такой власти, моральной обязанности или должности перед другими!
   Мы имеем право жить на этом свете, но также имеем обязанность позволить жить и другим народам.
   Мы имеем право быть свободными, но имеем также обязанность признавать свободу других народов.
   Мы имеем право на наш насущный хлеб, но и обязанность заботиться о своих голодных соседях.
   Мы имеем право требовать защиты своей личности, но также обязаны защищать и других в опасности.
   Мы имеем право смотреть на себя как на сынов Божиего народа, но также и обязаны смотреть на всех людей как на сынов Божиих и на все народы как Божии народы.
   <…> Мы никогда не были последователями подобных философий, но и никогда не боялись их. Борьбой против народов-последователей философии «силы, дающей право» исполнена вся наша история.

Перевод Екатерины
АНТОНОВОЙ

Книжное общество
Новый Сад,1994 год

Продолжение см. в след. номере

  

 
        СОБЫТИЯ                      ||                    Годовщина «Олуи»
 
     

   Пятого августа сербский народ в своем Отечестве и по всему миру отметил пятнадцатую годовщину падения Республики Сербская Краина. Во многих монастырях и церквях были отслужены панихиды по жертвам «Олуи» («Бури»). Во время этой операции, с одобрения Европейского союза и США, хорватские войска провели этническую чистку вековых сербских территорий Сербской Краины.

   

   После убийства более 2 000 и изгнания более 220 000 сербов, хорваты, при содействии Первого Корпуса мусульманской армии Боснии и Герцеговины, перешли в Босанскую Краину и во время акции «Маестрал» убили еще 660 и изгнали из собственных домов более 125 000 сербов.
   
Хорватия признала независимость Косова и активно действует на отделение Воеводины от Сербии. В течение пятнадцати лет после «Олуи» хорватские власти продолжают дискриминировать сербский народ, препятствуя возвращению изгнанных, ущемляя права на жилище и притесняя в правах на труд. Республика Хорватия не совершила эксгумацию и идентификацию жертв и продолжает манипулировать списками населения Краины, прибегая к обвинениям.

Источник: «Сербская диаспора в Евразии»

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
   
   

     
     
  © ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник