ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
 
Рейтинг@Mail.ru

 
РУСЬ СВЯТАЯ
ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ
СТРАНИЦА 13
   
 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

     

 

   До последней капли крови

Серафимское горение за Царя и Отечество игумена Серафима (Кузнецова)

   Игумен Серафим (Георгий Михайлович Кузнецов) родился 3 августа 1875 года в купеческой семье в городе Чердыни Пермской губернии, где до сих пор сохранился скромный деревянный дом Кузнецовых.
   Как вспоминал батюшка, в 1894 году он поехал на Афон «с твердым намерением остаться в Жребии Пречистой безвозвратно. Провидение устроило не так: доехав до Перми, по непредвиденным обстоятельствам я возвратился обратно на родину, окончил все связи с миром и, отслужив земному Царю положенный священный долг каждого верноподданного, вместо Афона попал на Белую Гору, этот чудный Сибирский Афон».
   Белогорская обитель была посвящена царствующему Дому Романовых. В 1897 году Георгий Кузнецов начал иноческое служение на Белой Горе, где его первым духовным наставником стал схимонах Алексий.
   В мае 1898 года настоятель Белогорской обители отец Варлаам (Коноплев) вместе с письмоводителем послушником Георгием Кузнецовым посетили Саров, Глинскую, Софрониеву, Оптину и Тихонову Пустыни, Троице-Сергиеву, Киево-Печерскую и Почаевскую лавры и Валаам.
   У небольшой речки Бырминки черноризец Георгий Кузнецов с послушником Иаковом Поповым 10 сентября 1902 года установили небольшой деревянный крест. Так было положено начало Серафимо-Алексиевского скита.


Серафимо-Алексиевский скит Белогорского монастыря

   В том же году рясофорный послушник Георгий Кузнецов был пострижен в монахи. В 1903-м был участником торжеств в Сарове, посвященных прославлению преподобного Серафима Саровского (он неоднократно там бывал и позднее). В честь этого события, а также в связи с рождением наследника Цесаревича Алексия Николаевича и был построен в пяти верстах от Белой Горы Серафимо-Алексиевский скит.
   В новой обители, также посвященной Дому Романовых, числилось 35 монахов и послушников, которые ревностно исполняли строгий Афонский устав.
   «Насельники скита, лично хотя и ушли из мира, но внимательно следят за мировой жизнью ради блага мира, глубоко и серьезно исследуя общественный строй жизни. Из тихих лесных келий они внимательно всматриваются в мир, думают и страдают за него и молитвою и делом стараются помочь ему <...>. Помимо чисто религиозного значения монастыри имеют важное значение в государственном и политическом отношении. Насельники идеальных монастырей по своему духовному настроению всюду и везде проводили дух поучения и дисциплины. Они были всегда неизменными преданными друзьями Богом установленной (Царской, – примеч. ред.) власти, друзьями не из боязни, не по земным соображениям, а по глубокому убеждению и святому долгу», – писал позднее игумен Серафим.
   22 июня 1905 года при освящении первого скитского храма епископ Пермский и Соликамский Никанор (Надеждин) рукоположил его в сан иеромонаха.
В апреле 1906 года в речи, произнесенной перед выборщиками в Государственную Думу, иеромонах Серафим заявил:
   «Я буду говорить и стоять за святую истину: за Веру, неограниченное Царское Самодержавие и Отечество – до последней капли крови!»
   Отец Серафим был участником IV Всероссийского съезда Союза Русского Народа в Москве в 1907 и 1911 годах. Он являлся активным деятелем Союза Русского Народа, одним из учредителей-сопредседателей Главного Совета, почетным членом губернского отдела Союза.
18 января 1907 года он заявил, что «в русском народе последствием внутренней смуты и преступной пропаганды явились охлаждение к вере и святой Церкви, упадок нравственности, исчезновение уважения к пастырям и церковному достоянию, ограбление храмов и монастырей, кощунственное глумление над православными святынями, потрясение семейных основ, восстание детей на родителей и брата на брата».
   С апреля 1912 года в связи с приближающимся юбилеем Дома Романовых под редакцией скитоначальника игумена Серафима начал выходить печатный орган партии монархистов – журнал «Голос Долга», имевший целью «поднятие патриотических чувств в русском народе и выяснение лежащего на каждом сыне Родины священного долга горячей любви к своей святой Отчизне, Помазаннику Божию, Православному Самодержавному Царю и правой живой Православной Церкви Христовой».
   Отец Серафим участвовал в торжествах, посвященных 300-летию Дома Романовых. Неоднократно посещал Марфо-Мариинскую обитель и был духовником Великой Княгини Елизаветы Феодоровны.
   Во время Первой мировой войны, преодолев многие препятствия, он уехал добровольцем на фронт: «по воле высшего начальства меня пока прикомандировали к штабу гвардейского корпуса, а потому буду иметь возможность детально изучить ход боевой жизни и не одного полка, как полковой священник, а как корпусный…»
   С приходом на Урал белых частей игумену Серафиму удалось, получив поддержку генерала М.К. Дитерихса, поднять 8-11 октября 1918 года тела погибших в шахте под Алапаевском в ночь на 18 июля членов Дома Романовых и их близких: Великого Князя Сергия Михайловича, Великой Княгини Елизаветы Феодоровны (в тайном постриге схимонахини Алексии); крестовой сестры Марфо-Мариинской обители Варвары Алексиевны Яковлевой; Князя Иоанна Константиновича, иподиакона; Князя Константина Константиновича, спасшего во время войны полковое знамя и награжденного солдатским орденом св. Георгия IV степени; Князя Игоря Константиновича; Князя Владимира Павловича Палея, поэта; Феодора Михайловича Ремеза, управлявшего Двором Великого Князя Сергия Михайловича.
   30 августа 1919 года восемь гробов в сопровождении игумена Серафима и его помощников М. Канунникова и С. Гневашева прибыли в Читу. «В Чите, при содействии атамана <Г.М.> Семенова и японских военных властей, гробы в глубокой тайне <были> перевезены в Покровский женский монастырь, где почивали 6 месяцев в келии под полом, в которой я это время жил», – вспоминал сам отец Серафим.

   В Харбине тела встретил епископ Камчатский Нестор (Анисимов). Во время пребывания в Пекине игумен Серафим издал в 1920 году свои книги «Православный Царь-Мученик» и «Мученики христианского долга». Он сопровождал честные мощи преподобномученицы Елизаветы и келейницы инокини Варвары и из Пекина во Святую Землю, где игумен провел остаток своих дней. Скончался он в греческом монастыре в Иерусалиме, где и погребен.

По материалам статьи
Петра Агафонова к 120-летию
со дня рождения игумена Серафима

  

 
        ИСТОРИЯ               ||                    Исполнение пророчества
 
     

   Тесная духовная дружба связывала отцa Серафима с Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной, которая во время последней встречи весной 1917 года обратилась к нему с такими словами: «Если меня убьют, то прошу Вас похоронить меня по-христиански». Эта просьба оказалась пророческой. Именно игумену Серафиму генерал-лейтенант М.К. Дитерихс поручил сопровождать гробы с телами Алапаевских Мучеников.
   Благодаря хлопотам сестры Елизаветы Феодоровны Виктории, маркизы Мильфорд-Хавен, и на ее средства тела были перевезены игуменом Серафимом в Иерусалим и похоронены в церкви св. Марии Магдалины в русской Гефсиманской обители в 1921 году. Храм был заложен 37-ю годами ранее Великим Князем Сергием Александровичем, супругом Елизаветы Феодоровны.

   

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
   
   

     
     
  © ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник