АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ | НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ | СТРАНИЦА 9 |
Продолжение. Начало см. в № 10 (82)
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ:
О МОЛИТВАХ И ПОСЛЕДОВАНИЯХ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТРЕБНИКЕ
ГЛАВА 14:
ПОСЛЕДОВАНИЕ СВЯТОГО ЕЛЕЯ
§ 3
ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ
СОВЕРШАЕТСЯ
В ЦЕРКВИ ИЛИ В ДОМУ
«В церкви или в дому». Одержимые тяжкою болезнию и отчаивающиеся в выздоровлении помазуются сим священным елеем в дому, а в церкви Таинство сие совершается для таких болящих, которые имеют столько сил, что могут прийти в церковь. В древние времена больные, могущие несколько вставать с одра и ходить, помощию других приводимы или привозимы были в церкви, дабы в священном месте приобрести отраду для страждущей души и возвратить здравие телу посредством некоего чудесного действия, сообщаемого сим Таинством. Почему они сами иногда оставались на несколько дней в церковном притворе и провождали там дни и ночи, ожидая благодатной помощи от помазания сим священным елеем.
Были примеры, что и здоровые из предстоящих, или для получения духовного благословения, или для утоления некоторого легкого недуга, приступали к сему духовному врачевству, – и священники, снисходя к их просьбам, помазывали их сим же священным елеем, читая над ними ту же молитву, как и над больными.
Хотя в уставах наших и не говорится о таковом обыкновении Елеосвящения и помазания, производимого в церкви, но в катехизисе святителя Димитрия Ростовского о Таинстве сем в третьем ответе упоминается так: «Рекох, яко елеосвящение немощным токмо, и яко никому не преподается, кроме больных: в Великий же четверток токмо могут принимать оную здравии или в субботу Великую, по обычаю затвержденному церковному, а не по писанному преданию. Понеже в Великий четверток на вечери Христос устави завет новый Тела и Крове Своея: того ради и сея Тайны не неприлично есть причащатися, хотя и здравому человеку, не ведущу дня и часа своея кончины».
Посему должно преподавать сие Таинство не только тяжко больным, приближающимся к смерти, но и одержимым легчайшими болезнями.
Святитель Симеон Солунский (в гл. 285) пишет: «Латиняне говорят, что не должно преподавать сего Таинства болящим, но только умирающим, – для того, чтобы кто-либо, получив в нем оставление грехов, по выздоровлении своем опять не согрешил. О, безумие! Брат Господень говорит: „И молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Господь“ (Иак. 5, 15). А они говорят, чтобы он умер. Видишь ли? – „Аще грехи сотворил есть, отпустятся ему“ (Там же), – очевидно, чтобы уврачевать и исцелить. Это показывает и Спаситель, сказавший расслабленному: оставляются тебе грехи твои, и потом – „востани и ходи“ (Лк. 5, 23) – и в другом месте: „Се здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет“ (Ин. 5, 14). А они умствуют вопреки Спасителю и апостолам Его и говорят, что это Таинство должно преподавать не восстающим, но умирающим. И еще Евангелие говорит: „Мазаху маслом многи недужныя, и исцелеваху“ (Мк. 6, 13); а они говорят, что должно преподавать его не для того, чтобы больные исцелялись, а для того, чтобы они остались неизлечимыми и умирали».
§ 4
ЕКСАПОСТИЛАРИЙ
«Ексапостиларий». Последование Елеосвящения до великой ектении есть род утрени или молебна о болящем и содержит в себе все части последования утрени. Самое начало и псалом «Господи, услыши» служит вместо шестопсалмия; ектения малая – вместо светлопоемого стиха, «Бог Господь»: тропари после сей песни поются приличные сему случаю. Потом вместо кафизм читается весь псалом 50-й, и за ним – канон. Наконец, присоединяется и сей ексапостиларий как стих утренний, поемый только пред светом. За ним следуют стихиры, которые суть не что иное, как хвалитны, или принадлежащие к псалмам хвалитным. Отсюда видно, что эта первая часть совершается ночью вместо утрени в церкви или в дому больного. Последующая часть, начиная от великой ектении, содержит все Елеосвящение и помазание и также совершается в церкви или в дому больного. Посему и все молебны и другие последования, как то: погребения и проч., содержащие те же моления и пения, суть утрени. О сем подробнее смотри ниже (гл. 23, § 4).
§ 5
КАНДИЛО
«Вместо воды вино в кандило». Кандилом называется свещник (сосуд), в котором возжигается елей пред святыми иконами и посреди церкви. Когда многие такие сосуды соединены в один свещник, тогда он именуется поликандилом или паникандилом (см. о сем в 1 части, гл. 9). В одно из таковых кандил или в другой какой-либо чистый сосуд вливается сперва елей, а потом, вместо воды, соединяется с ним вино.
КРАСНОЕ ВИНО С ЕЛЕЕМ
И СЕМЬ СВЕТИЛЬНИКОВ
Елей употребляется здесь во образ милости Христовой, а вино – в знамение Его Крови, на Кресте излиянной.
Святитель Симеон Солунский (в гл. 288) говорит: «И елей вливается в лампаду или в другой какой-либо сосуд, над которым возжигаются семь свечей по числу иереев и во образ даров Святаго Духа, и в знак того, что посредством святого елея совершается как бы божественное освящение, и что Богу возносится всеплодие и чистая жертва, да сподобимся получить Его милость. Вместе с сим он изображает нам и исцеление тела того избитого (см.: Лк. 10), взяв которого, Некто Самарянин, Который есть Иисус, родившийся от Марии Девы, уврачевал вином и елеем, т. е. Кровию Своею и щедротами. Посему некоторые вливают в сосуд вино прежде елея».
§ 6
ОСВЯЩЕННЫЙ ЕЛЕЙ
МНОГОМОЩЕН
«Освяти елей сей». Елей во святом мире находится частию, а в Елеосвящении он составляет главное вещество Таинства. Посему для освящения его испрашивается сею молитвою благодать Господня. Хотя в своих Таинствах Церковь употребляет и простые вещества: воду, елей, миро, – но когда они бывают освящены чрез священническую молитву, тогда получают благодатные силы и бывают многодейственны.
Святитель Симеон Солунский (в гл. 291) говорит: «Я узнал, сколько величайших и Божественных даров заключает в себе святой елей: в нем избавление от болезней, оставление грехов; он податель освящения, Божественного укрепления и, наконец, приводит в Царство Небесное. И никто из благомыслящих да не говорит: „Это елей: что может сделать вещество из растения масличного?“ Хотя он и простой, но исполнен благодати чрез призывание на него имени Божия: ибо где призывание Бога, там все божественное и все имеет силу Божию. Иереи суть лица божественные, получившие в рукоположении силу Божию; посему елей, нам благословенный иереями посредством призывания Бога, божествен и свят, и исполнен Божественной благодати Святаго Духа. Подобно тому как и вода Крещения – хотя и вода есть, но, исполненная Духа, очищающая души, воссозидающая человека, усыновляющая его Богу и делающая его безгрешным. Воде простой свойственно по естеству очищать телесные скверны и утолять жажду, – а святой воде свойственно вместе с телом измывать душу, освящать, воссозидать, духовно орошать и усыновлять Богу. Равным образом всякое простое миро только благоухает и услаждает чувство того, кто его держит или им умащается, – а святое миро вдыхает божественную жизнь, особенно оживотворяет и возобновляет в Духе, исполняет нас благоуханием даров Его, дарует печать и дыхание благодати, – не как миро простое, но как миро святое, имеющее благодать Святаго Духа после совершения над ним освящения. Так и настоящий елей, освященный совершением над ним священнодействия, есть елей святой и исполнен божественной силы».
Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует
Дорогие отцы, братья и сестры! Газета «Православный Крест» – одно из немногих изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Редакционная политика «ПК» – освещать актуальные темы серьезно и глубоко, говорить всю правду. Наше издание стремится помочь верующим и ищущим истину людям. Там, где секулярные СМИ восхищаются «новизной» технологий и искусств, мы предупреждаем о связанных с ними рисках и, опираясь на слово Божие, стараемся подсказать, как избежать различных опасностей и соблазнов века сего.
«Православный Крест» – некоммерческая газета, существующая на средства жертвователей. Если Вы хотите, чтобы наш общий проект, наше общее дело, наш рупор веры Христовой не только сохранился, но и развивался дальше, то просим Вас оказать редакции посильную финансовую поддержку. Любая – даже самая малая – лепта будет принята с огромной благодарностью и молитвой о благотворителях. По вопросам оказания помощи звоните, пожалуйста, по тел.: 89153536998.