ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
УРОКИ ИСТОРИИ ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ СТРАНИЦА 5
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Забытый создатель Русского Царства

 


Иоанн III свергает татарское иго, разорвав ханскую грамоту
и приказав умертвить послов».
Худ. Н. С. ШУСТОВ

 

 

Окончание. Начало см. на стр. 3

 

Да, он действовал порой силой – ну, не хотел Новгород присоединяться. Но эта огромная область была нужна для того, чтобы иметь возможность постоянно использовать ее ресурсы в борьбе против натиска с востока и юга, т. е. в борьбе с опасностью со стороны остатков Золотой Орды. Также железной рукой Иоанн III присоединил Тверь. Ну, а был бы я против, если бы Великий Князь Тверской в аналогичной ситуации поступил бы так с Москвой? Нет! Я – москвич и свой город люблю и считаю, что это поистине великий город. Но в условиях необходимости объединения, если бы Тверь победила и стала столицей Руси, – то ей пришлось бы в какой-то момент «ломать» Москву. России не нужно ни двоецентрие, ни троецентрие, – только единство и единая столица. Вот, Иоанн III этой столицей сделал Москву и вокруг нее объединил Русь.

 


Иоанн III на памятнике «Тысячелетие России»

в Великом Новгороде

 

Он остановил Ахмата на Угре. Он дал России впервые после нескольких столетий единство законодательства – Судебник 1497 года. Он освободил десятки Русских городов и огромное количество сел и земель от власти великих князей Литовских. Успешно защитил от немецкой агрессии Псков. И он же первым, еще до своего внука Иоанна Грозного, взял Казань; оградил Русь со стороны востока от натиска Казанского ханства.

Он был поистине великим стратегом! За святым Владимиром трудно в Русской истории найти столь же могучую фигуру, подобную Иоанну III. Он создал Россию, и очень странно, что у нас в Калужской области есть два памятника ему – как будто он только эту область созидал, – а в Москве ни одного. Появился, слава Богу, памятник равноапостольному Владимиру – замечательно. Но надо сделать следующий шажок – увековечить память создателя страны, столица которой Москва. И здесь я не имею ничего против Лубянки!

 

– А почему так получилось, что Государь Иоанн III у нас фактически забыт – о его свершениях хорошо осведомлены только профессиональные историки и те, кто специально как-то интересуется…?

– Потому что Иоанн III – это очень Русская, очень национальная тема. Он создавал Русское государство. В советское время, в эпоху такого пан-интернационализма, конечно, неудобно было о нем говорить. Но до революции он был достаточно возвеличен. На памятнике 1000-летия России он есть, есть там и его воеводы. Кроме того, этот Государь – центральная фигура в «Истории государства Российского» Карамзина.

 


Памятник Иоанну III в скиту

Тихоновой Пустыни в Калужской
области

 

Но я хотел бы еще отметить, что Иоанн III никогда не был человеком речистым – от него осталось не так много красивых фраз. Он редко совершал и какие-то внешне яркие деяния. Это был своего рода «Штирлиц на троне» – правитель крайне скрытный, отлично чувствовавший ход политических процессов вокруг себя и рассчитывавший политическую партию на двадцать шагов вперед, с разными вариантами, и очень редко ошибавшийся. Его иногда называют «машиной правильных решений». Безусловно, в принципе не бывает политика, который никогда не ошибается, и у Государя тоже были свои ошибки. Но если человек рассчитал партию на двадцать ходов, в двух ходах не угадал, а в остальных восемнадцати принял верные решения, то у него достаточно шансов на победу. И Иоанн III гораздо чаще побеждал, чем терпел поражение. Поэтому надо признать, что мы ему обязаны очень многим, но проникнуть в тайну его дум почти невозможно. Иногда создается впечатление, что ему просто везло – что он чисто случайно в нужное время делал нужное движение. Но на самом деле все свои успехи он подготавливал лично и тщательно.

 

– Вы дали прекрасную характеристику роли Иоанна III в переломном периоде Русской истории, но в материальном отношении. А хотелось бы еще немного коснуться и духовного измерения. В своих книгах Вы пишете, что именно в его правление в Русской почве пустила корни идея Царства и Царской власти. Что это чудо – объединение государства – побудило наш народ, Россию задуматься о своей роли в мировой Христианской цивилизации…

– В 1453 году пала Восточная Римская Империя. Постепенно ее осколки, т. е. княжество Феодоро в Крыму, Трапезундская Империя, а затем другие менее значительные государства также пали под ударами турок. И единственным крупным свободным православным государством стала Держава Иоанна III. Поэтому, конечно же, постепенно Русское общество начало преисполняться идеей, что Империя, Царство Православное, переходит – в духе – из Константинополя в Москву.

Процесс осознания этого был достаточно длительным. В полной мере он совершился скорее при сыне Иоанна III – Василии III. Тем не менее, значительную роль сыграло то обстоятельство, что Иоанн III, женившись на Софье Палеолог, привлек на Русскую службу поствизантийские кадры – византийских аристократов, которые имели опыт государственного служения: дипломатический, в области администрирования, культуры, финансов. Т. е. у нас появилась довольно большая прослойка русско-греческой знати, имевшая этот опыт – Константинопольский, восточно-римский, опыт Православного Царства – и передавшая его России.

Ну и, кроме того, конечно, таким передаточным звеном стала наша Церковь. В частности, ученое иосифлянство при Василии III создало много концептов, которые в последствии стали, скажем так, духовным наполнением Русского быта. Вот, например, получила окончательное оформление идея того, что Россия – это удел Богородицы. Появился «Русский хронограф» (древнерусское историческое, отчасти компилятивное сочинение типа хроники, – примеч. ред.), где написано, что Россия уцелела именно потому, что имеет особое покровительство со стороны Пречистой. И там же Россия показана полноправным игроком на мировой исторической арене. Позднее возникнет идея «Москвы – Третьего Рима». «Москва – Второй Иерусалим», «Россия – Новый Израиль» – тоже идеи, которые укоренялись на нашей почве постепенно. Иногда сложно проследить это в литературных источниках, но, например, можно в архитектуре. Так, мы видим, что Покровский собор, он же – храм Василия Блаженного на Красной площади, – это образ храма-города, образ Нового Иерусалима. И монастырь Новоиерусалимский в Подмосковье, который начал строить Патриарх Никон, а закончил Патриарх Иоаким (не менее, кстати, крупная фигура в истории Русской Церкви) – ясное проявление идеи, что ветхий Израиль мертв, в нем Бога уже нет. А Новый Израиль в духовном смысле представляет собой теперь Россия.

Все эти идеи имеют основания в тех изменениях, которые начались при Иоанне III. Развивались они позднее, но корни – да, уходят именно в ту эпоху.

 

– И последний вопрос. Сегодня уже почти для всех очевидно, что Россия пребывает в переходном состоянии – мы отказались от прежней советской идеологии, но новое национально-государственное самосознание еще не сформировано. Какие векторы на этом пути, по Вашему мнению, наиболее значимы?

 

 

– Здесь надо смотреть одновременно в прошлое и в будущее. Прошлое у нас православное, монархическое, очень яркое и имеющее всемирное значение. А что касается будущего… Через несколько дней я буду награждать победителей литературно-исторического конкурса «День Коронации» – писателей, которые создали повести и рассказы на тему восстановления Монархии в России. Все они описали день Венчания на Царство нового Государя – когда это будет, каким образом, и рассматривают данное событие не как фантастику, а как будущую реальность, которая непременно наступит. Надо сказать, что на конкурс поступило несколько десятков произведений, мы отбирали тщательно, и в подавляющем большинстве, примерно в 90%, писатели показали, что они видят восстановление у нас Монархии как нечто: а) неизбежное и б) положительное! Вот, собственно, идея, которой мы живем и движемся – в сторону того, что в России опять будет православный Царь.

 

– Аминь!

 

Беседовала Анна САМСОНОВА

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник