ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
БЛАГОЧЕСТИЕ РУССКАЯ СВЯТОСТЬ СТРАНИЦА 12
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Свеча во тьме безбожия

24 января / 6 февраля – память блаженной Валентины Минской

 


Свадебное фото Валентины Сулковской

 

 

Блаженная Валентина Минская родилась 7 / 21 апреля 1888 года в белорусской деревне Коски, в семье священника Феодора Чернявского. Его супруга, Софья Петровна (в девичестве Свирская), имела особый дар наставлять в слове Божием. Она вела со своими девочками (у батюшки с матушкой росли четыре дочери) духовные беседы и воспитывала их постоянным напоминанием примеров святости. Эта была приветливая, дружная, крепкая в вере семья.

По воскресным и праздничным дням отец Феодор брал дочек в храм. Валя иногда пела на клиросе. Время донесло до нас память о замечательном случае из детства подвижницы, свидетельствующем о ее глубокой вере в Господа и любви к молитве. Однажды она уединилась на вечерней службе в уголке храма и настолько углубилась в беседу с Богом, что не заметила, как стемнело и богослужение окончилось. Люди вышли из храма и закрыли дверь на замок. Тогда, чтобы не потревожить семью своим исчезновением, Валя разбила окно и выбралась на улицу. Утром девочка сама позаботилась о том, чтобы вставить новое стекло и тщательно убрала все осколки.

Когда Валентина немного подросла, ее отдали в Минское духовное училище. Случалось, что она замещала своего отца и вела уроки Закона Божия для детей в Народном училище. Ученики любили слушать юную наставницу.

Незадолго до Первой мировой войны Валентина сочеталась браком с Феодором Васильевичем Сулковским, который также происходил из священнического рода. Он служил в Минском Уездном правлении в звании коллежского советника, что соответствовало армейскому чину полковника. Во время войны работал в военном ведомстве и обезпечивал действующие армии Западного фронта.

После революции Феодор Васильевич, как и все верно служившие Царю и Отечеству люди, стал неугоден новым властителям. Сулковские переехали в родное село мужа. Феодор завел скот, сеял, пахал и торговал; взял он земельный надел и в Косках – семья жила на два дома.

Но в ноябре 1929 года советское правительство объявило курс на форсированную коллективизацию. В 1930 году в Косках был основан колхоз «Пробуждение», и Сулковским пришлось вступить в него. Начались аресты, «раскулачивание».

Вскоре волна гонений обрушилась на Церковь и священнослужителей. Дом, принадлежавший Чернявским, отобрали. Имущество, накопленное семьей за многие годы, разграбили – «национализировали». Забрали лошадей, всю скотину, запасы зерна и картофеля…

Видимо, в этот тяжелый период Валентина Феодоровна посетила больную прозорливую женщину, которая не могла ходить и сорок лет уже лежала в постели. Старица сказала ей: «Ты займешь мое место». И вскоре начались новые скорби – у Валентины заболели ноги.

В 1931 году по ложному навету Феодор Сулковский был арестован и сослан в лагерь. Из ссылки он так и не вернулся.

28 июля 1937 года в Минске закрыли последний православный храм, священство и нескольких прихожан арестовали. Все они были расстреляны. Валентина осталась одна: не было ни мужа, ни отца (он почил еще в 1919 году), ни матери (преставившейся в 1937-м), ни сестер (помогавших Валентине, но живших далеко), ни близкого ей мира верующих. К лету 1939 года в Минской епархии не осталось ни одного действующего храма. Церковная жизнь, казалось, замерла. Но Бог давал Руси таких людей, как блаженная Валентина и блаженная Матрона Московская, которые в тишине своих келий, в немощах молились за родной народ. Молитвой они укреплялись и возрастали, становясь столпами Православия в отказавшейся от Бога стране. Их служение Богу и людям, граничившее с мученичеством, трудно переоценить: такие подвижники сохранили для людей Церковь и любовь к ней.

Непонятное человеческому разуму, таинственное происходило рядом с блаженной Валентиной. Своим духовным взором она видела мир с незримой для нас стороны. Она без слов прозревала жизнь посещавших ее людей, легко давала ответы на невысказанные вопросы. А самым большим чудом, которое совершалось по молитвам старицы, было то, что у приходивших к ней открывалось сердце для Господа.

Позднее, в 50-е годы, страшась массового паломничества к подвижнице в Коски, власти хотели упрятать ее подальше. В районной прессе была опубликована оскорбительная и провоцирующая статья, дабы подготовить почву для народного негодования. Но народ наш был не настолько безбожным, как этого хотелось правителям. Из Дзержинска приезжал некий малый «отряд», чтобы увезти Валентину Феодоровну в психбольницу. Но эти люди так и не смогли ни подойти к старице, ни тем более забрать ее. Матушка осталась лежать на своем одре и принимать посетителей.

Домик, в котором жила Валентина Феодоровна, был крошечным – хижина с соломенной крышей. Рядом с домом располагался небольшой огород, сад в несколько деревьев, погреб, сарай и колодец, из которого паломники любили испить студеной воды. Входя в дом, человек видел земляной пол, низкие, подслеповатые три окна, которые не открывались, небольшую комнату, справа в ней – русскую печь, занимавшую немалую часть пространства.

Одром Валентины служил небольшой топчанчик, приделанный к печи сбоку, со стороны лежанки. Над этим ложем к потолку была прибита большим гвоздем веревка с деревянной поперечиной. Валентина Феодоровна держалась за веревку, подтягивалась, садилась на кровать и читала, молилась. Вокруг изголовья на лежанке было много книг и рукописных тетрадей, что для деревни казалось непривычным и часто вызывало у приходящих мистический трепет. Старица находила ответы вопрошавшим у нее именно в этих книгах и тетрадях. Нередко бывало, что по прочтении их по благословению старицы у посетителя проходила болезнь, недуг, томивший годами или даже от рождения…

Электричество в Косках провели лишь в 1963 году, до этого по вечерам зажигали керосиновую лампу или лучину. В молитвенном углу блаженной днем и ночью горело множество лампад. Здесь, в коскинской избушке, ревностно охранялось и сберегалось Православие.

Первые свидетельства о чудесах по молитвам подвижницы относятся к довоенному периоду. Так, она предвидела Великую Отечественную войну и говорила односельчанам: «Придется увидеть железные птушки…»

В конце 30-х к старице приходили только местные жители. Селяне из Косок и окрестных деревень обращались к Валентине Феодоровне за молитвенной помощью. Болезнь или другая беда вели людей в ее домик. Подвижница с любовью принимала приходящих, наставляла, чтобы не забывали о Боге, молитве. Речь ее была чистая, внятная, ясная, голос – невысокий, постановка речи – интеллигентная, ласковая, сдержанная, часто блаженная говорила иносказаниями. Люди просили помолиться о близких, и она выполняла их просьбы. Внимательно, сосредоточенно читала именные записки и синодики. С близкими людьми делилась, что зримо видела тех, чьи имена читала, и живых, и усопших.

Приходившие по обыкновению несли своей молитвеннице и помощнице гостинцы, а лучшими дарами в ту пору были продукты. Творог, яйца, молоко, домашний хлеб, крупа в полотняном мешочке, лукошко ягод, решето грибов – вот те нехитрые угощения, что ей приносили, а она все раздавала другим.

Некоторых людей Валентина Феодоровна встречала с улыбкой, а от иных отворачивалась. Видела всех не такими, какими они хотели бы казаться, но какими были на самом деле. Искренне старалась помочь, хотя не каждому могла. Так, однажды к блаженной приехал инвалид на костылях. Когда посетитель ушел, она сказала: «Кто мы такие, чтобы отменять Божие наказание? Бил своего отца, и Господь наказал».

Когда в июне 1941 года началась война, к старице потянулись жены, матери и сестры мобилизованных мужчин. Из ее кельи они выносили свои платки, которые она благословляла с молитвой. Эти намоленные платочки воины бережно хранили под боевыми гимнастерками и возвращались домой живыми. А после победы к блаженной стали приходить женщины, для которых война еще не закончилась – те, у кого не вернулись мужья, сыновья, родные. Показывали матушке фотографии, и она говорила: живой или нет.

Людской поток в Коски набирал силу. Старица принимала людей днем и ночью, непрестанно молилась, спала мало, питалась скудно. Тропинка в домик не зарастала летом, не уходила под снег зимой. Каждый посетитель желал утешения. Каждый открывал низкую дверь, входил в бедную сельскую хату и видел лежащую на белой постели повязанную платочком старицу с крестом в руке. Рядом с ней все отогревались сердцем и душой.

Был у старицы деревянный крест, которым она благословляла приходящих. На нем – множество шнурочков, сделанных руками блаженной. Эти тесемочки, напоминавшие цепочки, она плела мелкими петельками на пальцах. Предназначались они для ношения нательных крестиков. Подвижница раздавала их своим посетителям. В то время, когда за открытую причастность к религии человек мог лишиться всего земного, она убеждала, что надо обязательно носить нательный крест. Тесемочки, это их дарение, были своего рода проповедью креста!

Нужно сказать и еще об одном делании старицы. Она занималась старинным монастырским трудом – переписыванием духовных книг. Сохранились ее многочисленные автографы, где в обычных тетрадях с монашеским старанием записаны церковные службы, акафисты, молитвы, множество стихотворений. На их страницах есть приписки, вплетенные в канву списки имен, иносказания, цифровые подсчеты (подвижница считала количество дней, сколько она лежит: столбики, колышки, даты…). Валентина Феодоровна благословляла на труд переписчиков и своих духовных чад и гостей.

 


Крест на могилке блаженной Валентины

 

6 февраля 1966 года, напутствованная Святыми Христовыми Тайнами, старица Валентина преставилась ко Господу. Добрые люди похоронили ее на местном кладбище возле родной деревни.

Блаженная Валентина Минская была прославлена как местночтимая святая Белорусского экзархата РПЦ 6 февраля 2006 года – ровно через 40 лет после кончины. Более 30-ти лет своей жизни старица пролежала в немощи. Ее житие – непрестанная молитва. Продолжается она и теперь – уже в горнем мире. Ныне по многочисленным прошениям верующих в Минской митрополии начата работа по подготовке к обретению святых мощей угодницы Божией.

 

Подготовила
Ксения МИРОНОВА

По материалам:
http://voskres.ru/podvizhniki/daschkevitsh.htm

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник