ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
БОГОСЛОВИЕ АНТИМОДЕРНИЗМ СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Искупление как дело Божественной
любви и Божественной правды

 


Отцы Церкви. Балканская фреска, XIII век

 

Продолжение. Начало см. в № 20 (188)

 

Сегодня в трудах некоторых православных богословов наблюдаются попытки размыть основу христианского учения – догмат Искупления.

Вот как вкратце поясняет суть этого явления авторитетный духовный писатель архимандрит Рафаил (Карелин): «В настоящее время модернистические силы, окопавшиеся в Церкви, под видом борьбы за чистоту Православия ведут подрыв основ самого Православия. Для осуществления своих далеко идущих замыслов им надо извратить и переиначить традиционное вероучение, ведущее начало от апостолов, разорвать богословскую преемственность, разрушить догматику, уничтожить образцы веры, утвержденные на Соборах, и на духовном пустыре создать универсальную религию, а на месте взорванной Церкви построить свой пантеон.

Модернисты объявили Церковь „больным организмом“, зараженным католическими заблуждениями, и на этом основании требуют лечить ее, т. е. подвергать инъекциям теософии, рационализма и протестантизма, как в недавние времена исповедников Христианства подвергали насильственному лечению психотропными средствами, от которых нормальный человек заболевал. Модернисты осмеивают православные догматы и не стесняются даже глумиться над главным сотериологическим догматом об Искуплении. Эти протестантствующие теологи пытаются представить католицизм как антипод Православия и фрагментарные сходства между католическим и православным богословием интерпретировать как влияние католицизма, которому якобы подвергается Восточная Церковь в течение уже нескольких веков...»

Желая внести свою лепту в защиту традиционного церковного учения об Искуплении, «ПК» публикует перевод статьи болгарского подвижника благочестия, доктора богословия, преподавателя кафедры догматического и обличительного богословия Софийской духовной академии, духовного сына великого поборника истины святителя Серафима (Соболева) – архимандрита Серафима (Алексиева) († 1993).

 

3. СВЯТЫЕ ОТЦЫ И УЧИТЕЛИ
ЦЕРКВИ И ИСКУПЛЕНИЕ

 

Верный своему основному принципу благоговения перед богооткровенными тайнами, святитель Григорий Богослов представляет Искупление как парадокс, в котором лишь вера находит разгадку вопросов, связанных с вечной судьбой человека. Он изображает дело нашего спасения в следующих антитезах. Богочеловек «продается, и за самую низкую цену – за тридцать сребреников, но искупает мир, и высокой ценой – собственной Своею кровью. Как овца, веден был на заклание (см.: Ис. 53, 7), но Он – Слово, возвещаемое гласом вопиющего в пустыне (см.: Ис. 40, 3). Был мучим и изъязвлен (см.: Ис. 59, 5), но исцеляет всякую болезнь и всякую немощь (см.: Мф. 4, 23). Возносится на древо и пригвождается; но восстанавливает нас древом жизни <…>. Предает душу, но имеет власть принять ее обратно (см.: Ин. 10, 18) <…>. Умирает, но животворит и разрушает смертью смерть. Погребается, но восстает. Нисходит в ад, но возводит из него души, но восходит в Небеса…» (Orat. 29. Сap. 20. Migne. P. g. T. 36. Col. 101 AB).

Во всех этих проявлениях воплотившегося нас ради Сына Божия святитель Григорий Богослов видит великую Божию любовь (здесь и далее выделено архим. С., – примеч. пер.). «Сущий начинает бытие, Несозданный созидается, Необъемлемый объемлется <…>, Богатящий нищает – нищает до плоти моей, чтобы мне обогатиться Его Божеством <…>. Какое богатство благости!» (Orat. 38. In Theophania. Сap. 13 C. Migne. P. g. T. 36. Col. 325).

Развивая идею великой Божией любви к нам, проявленной в Искуплении, он говорит в другом месте: «Цель <…> врачевания – окрылить душу, исхитить из мира и предать Богу, сохранить образ Божий, <…> короче сказать, того, кто принадлежит к горнему чину, соделать богом и причастником горнего блаженства».

Но подчеркивая наряду со столь выделенной Божией любовью и Божию вечную правду, Назианский учитель продолжает: «Для этого Бог стал причастен к плоти через посредство души <…>. За каждый наш долг воздано особо Тем, Кто превыше нас <…>. Для этого Иисус приемлет Крещение <…>, для этого постится, подвергается искушению и побеждает победившего. <…> Для этого – вознесение на Крест за падение, желчь за вкушение (запретного плода, – примеч. архим. С.), терновый венец за худое владычество, смерть (Искупителя, – примеч. архим. С.) за смерть (Адама, – примеч. архим. С.)…» (Orat. 2: 22, 23, 24, 25. Migne. P. g. T. 35. Col. 432 В, 433 АВС, 436 А).

Вообще Святые Отцы знают и о Божией любви, и о Божией правде как факторах Искупления.

Священномученик Климент Римский († ок. 96), например, защищая одновременно оба этих элемента, пишет: «По любви, которую имел к нам Иисус Христос, Господь наш, по воле Божией дал кровь Свою за нас, и плоть Свою за плоть нашу, и душу Свою за души наши» (Ep. I ad Corinth. 49. Migne. P. g. T. 1. Col. 312).

У священномученика Иринея Лионского († ок. 200) читаем: «Мы ничего наперед не дали Ему, и Он ничего не требует от нас, как будто нуждающийся; мы, напротив, нуждаемся в общении с Ним, и потому Он благостно излил Себя Самого, чтобы нас собрать в недра Отца» (Contra haer. lib. 5. Сap 2. N. 1. Migne. P. g. T. 7. Col. 1124).

Идея заступнического удовлетворения Божией правды Христовой смертью очень ясно выражена также у Тертуллиана, священномученика Киприана Карфагенского, святителя Амвросия Медиоланского, блаженного Августина и др.

Тертуллиан († ок. 220) пишет: «Смерть наша не могла быть уничтожена ничем, кроме страдания Господа» (De pud. Cap. 22. Migne. P. l. T. 2. Col. 1081).

Священномученик Киприан Карфагенский († 258) учит: «Он только Один может даровать отпущение грехов, против Него соделанных, т. к. Он и понес грехи наши, и за нас болезновал, и Его Бог предал за грехи наши» (De laps. 17. Migne. P. l. T. 4. Col. 494).

Святитель Амвросий Медиоланский († 397) говорит: «Пришел Господь Иисус, дал Свою смерть взамен смерти всех, пролил кровь Свою взамен крови всяческих» (Ep. 41. Cap. 7. Migne. P. l. T. 16. Col. 1162).

Блаженный Августин (354–430) богословствует: «Павел говорит: „Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом“ (2 Кор. 5, 21). Итак, Бог, с Которым нам надлежит примириться, сделал Его жертвой за грех, и этой жертвой мы можем примириться с Богом. Он Сам стал грехом, а мы – праведностью, но не своей, а праведностью Бога, не в нас самих, а в Нем» (Enchir. 41. Migne. P. l. T. 40. Col. 253).

Святитель Григорий Великий (540–604) поучает: «Безгреховная природа была возложена на Него. Он предложил жертву от нашего имени, Он отдал Свое Тело от имени грешников, чистое от греха, ибо в человеческой природе Он был способен умереть, а Своей праведностью был способен нас очистить» (Moral. Lib. 17. Cap. 30. N. 46. Migne. P. l. T. 77. Col. 33).

Божия правда у Святых Отцов подчеркнута употреблением библейского правового понятия «выкуп», «искупление». В послании к Диогену читаем: «Он предал Сына Своего в искупление за нас (см.: Рим. 8, 32), Святого за беззаконных, Невинного за виновных, Праведного за неправедных, <…> Безсмертного за смертных. Ибо что другое могло прикрыть грехи наши, как не Его праведность?» (Epist. ad Diognel. Cap. 9. Migne. P. g. T. 2. Col. 1180–1181).

Священномученик Ириней Лионский, ссылаясь на Еф. 1, 7; 2, 13 и др., пишет: «Ныне через сообщение с Собою Господь примирил человека с Богом Отцом, примиряя нас с Собою через тело плоти Своей и искупая нас Своею кровью» (Contra haer. Lib. 5. Cap. 14. N. 3. Migne. P. g. T. 7. Col. 1163).

«Искупить» здесь значить заплатить за нас. А это – юридический термин.

«Господь через Свое воплощение, – рассуждает тот же Святой Отец, – возвратил нас в дружбу, сделавшись Посредником между Богом и человеками (см.: 1 Тим. 2, 5), умилостивляя за нас Отца, против Которого согрешили, и Своим послушанием покрывая наше непослушание и даруя нам общение с нашим Творцом и покорность. Поэтому Он научил нас и в молитве говорить: „И остави нам долги наша“ (Мф. 6, 12), т. к. Он есть Отец наш, Коего Мы стали должниками, преступив Его заповедь» (Contra haer. Lib. 5. Cap. 17. N. 1. Migne. P. g. T. 7. Col. 1169).

Очень ясно святитель Григорий Нисский († ок. 395) определяет спасительное домостроительство как проявление и результат Божией правды и любви и других Божиих всесовершенных свойств (cм.: Orat catech. Cap. 20. Migne. P. g. T. 45. Col. 56 D – 57). «Пожелать спасти есть свидетельство благости; соделаться же искупительной ценой за обладаемого другим показывает справедливость» (Op. cit. Cap. 23. Col. 64). «Благость постигается в произволении спасти погибшего. Премудрость и справедливость показаны в способе нашего спасения. А могущество видно в том, что стал Он в подобии человеческом <…> и смерти подал о Себе надежду, будто бы она в силах по подобию людей овладеть Им; но, будучи в ее власти, совершил то, что свойственно Ему по Божеству; свойственно же свету уничтожение тьмы, а жизни – истребление смерти» (Op. cit. Cap. 24. Col. 65 B III).

В унисон со Священным Писанием Святые Отцы подчеркивают, что Иисус Христос есть добровольная Жертва за наши грехи, Жертва, Чья кровь имеет безконечную цену. Этим постоянным подчеркиванием безконечной стоимости Христовой жертвенной крови Святые Отцы отмечают правовую сторону Искупления. Немыслимо для Божией правды снисходительно прикрывать преступления людей без достойного или, точнее, без равного выкупа. Таким выкупом не могла стать кровь никакого человека, даже величайшего праведника. Только кровь Спасителя, имеющая безконечную цену ради ипостасного соединения человека с Богом в Его лице, могла быть достаточным выкупом за все человеческие грехи.

Священномученик Климент Римский пишет к коринфянам: «Обратим внимание на кровь Христа, – и увидим, как драгоценна пред Богом кровь Его, которая была пролита для нашего спасения» (Ep. I ad Corinth. Cap. 21. Migne. P. g. T. 1. Col. 256. Cap. 49. Col. 312).

Священномученик Киприан Карфагенский учит: «Христос даровал нам эту благодать, <…> искупив верующих ценою Своей крови, примирив человека с Богом Отцом» (Lib. ad. Demetr. 25. Migne. P. l. T. 4. Col. 583).

Святитель Василий Великий (330–379) размышляет: «Что может человек найти столько ценное, чтобы дать в искупление души своей? Но нашлось одно равноценное всем вместе людям, что и дано в цену искупления души нашей, – это святая и многоценная кровь Господа нашего Иисуса Христа, которую Он пролил за всех нас. Почему мы и „куплени ценою“ (ср.: 1 Кор. 6, 20)» (Homil. in Psalm. 48. Cap. 4. Migne. P. g. T. 29. Col. 440–441).

 

Продолжение на стр. 15

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник