ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ВОСКРЕСНАЯ ПРОПОВЕДЬ СТРАНИЦА 13
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Самый страшный грех

22 января / 4 февраля – Неделя о блудном сыне

 

 

 

Предлагаемое к прочтению слово великого угодника Божия XX века святителя Серафима (Соболева) († 1950) публикуется в наши дни в полном объеме впервые и взято из дореволюционных «Воронежских епархиальных ведомостей», в которых святой был главным редактором в 1913–1917 годах.

 

Сегодня за Литургией в Евангельском чтении мы слышали, возлюбленные во Христе питомцы, притчу Спасителя о блудном сыне. В этой притче Святая Церковь раскрывает перед нами всю силу трогательной любви Господа к кающимся грешникам.

Такую любовь Господь показал во время земной Своей жизни к блуднице, приведенной к Нему фарисеями, – к другой блуднице, проливавшей покаянные слезы у ног Его, – и к крестному разбойнику. Знаем мы о любви этой из жизни святой Марии Египетской, святого Киприана, епископа Карфагенского, блаженного Феофила, преподобномученицы Евдокии и многих других святых лиц, которые, после покаяния в своих великих грехах, были помилованы Богом и затем через свою святую жизнь прославлены от Него вечною славою.

И если мы, возлюбленные, захотим от чистого сердца покаяться перед Богом во всех грехах своих, то будем уверены, что Господь все простит нам; поможет нам освободиться от наших нечистых страстей и будет видимо для нас изливать нам Свои неизреченные, великие милости.
Впрочем, иначе и не может быть. Если мы со всеми своими недостатками весьма дороги бываем своей матери, то тем более мы милы Господу, и в особенности – когда через покаяние простираем к Нему свои руки. Вот почему Господь говорит: Еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадия чрева своего? Аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду Тебе (Ис. 49, 15).

Но вот что всегда нам нужно иметь в виду и чего в особенности бояться. Существуют такие грехи, при которых человек утрачивает способность покаяться и навеки погибает. По учению Православной Церкви, основанному на словах Спасителя, Апостолов и Святых Отцов, такими грехами являются диавольская гордость и ожесточение сердца с отрицанием бытия Божия и хулою на Святаго Духа. Несомненно, Господь простил бы и эти грехи, если бы виновные в них покаялись. Несомненно, Господь простил бы и Apия, и Македония, и Heстория, и нашего богоотступника, хулителя Толстого, если бы они покаялись. Но, к сожалению, они дошли то такой диавольской гордости и такого ослепления, когда уже поворот души к Богу, нашему Спасителю, стал для них невозможен.

Что такое нравственное состояние действительно может быть, об этом свидетельствует и следующий дивный случай из жизни святого Антония Великого. Однажды попущением Божиим к нему явился диавол в образа человека и сказал: «По множеству беззаконий моих я не человек, а просто бес. Умоляю тебя, – говорил диавол, – помолись Богу, чтобы открыл Он тебе: примет ли Он покаяние от диавола? Если примет от него, то примет и от меня, ибо и я повинен в тех же грехах, в каких и он». Святой Антоний сказал ему: «Приди завтра, и я скажу тебе, что Господь мне откроет».

Когда наступила ночь, святой старец простер руки свои к небу и стал умолять Человеколюбца Бога, дабы Он открыл ему: примет ли Он покаяние от диавола. И вот, предстал ему Ангел Господень и сказал: «Так говорит Господь: почто ты умоляешь за беса державу Мою, он только искушает тебя. Но чтобы знали все, что Господь никого не отвергает, даже если бы и сам сатана пришел к Нему с истинным раскаянием, скажи ему, когда искуситель придет к тебе: „Так говорит Господь: Знаю Я, кто ты и откуда пришел; ты – злоба древняя и не можешь быть новою добродетелию, ты ожесточился в гордости, и как ты можешь смириться и покаяться? Но чтобы ты не оправдывался и не говорил на Страшном Суде: ‘Я хотел покаяться, но Бог не принял меня’ – се, Благий Господь определяет тебе: стой три года на одном месте, обратясь лицом к востоку, и день и ночь взывай к Богу: ‘Боже, помилуй меня, злобу древнюю!’ – и повторяй сие сто раз; потом говори: ‘Боже, помилуй меня, прелесть помраченную!’ – и это также сто раз, и еще: ‘Боже, помилуй меня, мерзость запустения!’ – опять стократно. Когда сие сотворишь со смиренномудрием, то опять будешь возвращен в прежний твой чин и причтен Богом к лику святых Ангелов“».

Когда все сие на другой день святой Антоний передал диаволу, то последний в ответ на это злобно надсмеялся и, сказавши, что он до сих пор царствует над грешниками в сердцах их и не променяет своей славы на позор покаяния, с воплем исчез (Троиц. лист. № 69, 1898 г.).

Итак, будем, возлюбленные во Христе питомцы, бояться не только быть зараженными грехом диавольской гордости и ожесточения, но и приближаться к этому греху. Поэтому будем блюсти себя от каждого греха и в особенности – от неверия, маловерия и сомнения в области веры и Православной религии нашей. Будем во все верить, во что верит Православная Церковь наша, и веровать так, как верует она. Будем иметь смирение и каждый день в своих молитвах, а наипаче во дни Великого Поста, каяться пред Богом, говоря: «Господи, виноват перед Тобою, прости меня и не лиши меня Небесного Твоего Царствия». А чтобы покаяние наше было искренним и чистосердечным, будем стараться всегда сознавать грехи свои, всегда зреть их перед собою и потому молиться: «Господи, даждь ми зрети моя прегрешения».

Тогда мы будем весьма близки и любезны Господу, ибо Он ничего большего не требует от нас, как нашего покаяния от смиренного и сокрушенного сердца, почему в слове Божием и говорится: «Сыне, даждь ми сердце твое» (см.: Притч. 23, 26), Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19) и Смиренныя духом спасет (Там же. 33, 19).

 

Святитель
Серафим (СОБОЛЕВ)

 

Произнесено ректором Воронежской семинарии
архимандритом Серафимом
в семинарском храме
18 января 1915 года за Литургией

 

Воронежские епархиальные ведомости. Часть
неофициальная. Воронеж, 1915. № 7. С. 181–184.

 

 

 

ОПРОС ||
Самодержавие Царя и единство Руси

    


     1. Знаете ли Вы, какую роль в истории России сыграл Государь Иоанн III?
     да – 47%; нет – 53%

 

     2. Известно ли Вам, что идея Православного Царства («Москва – Третий Рим») уходит корнями в эпоху Иоанна III?
     да – 31%; нет – 69%

 

     3. Разделяете ли Вы пожелание об установке памятника Иоанну III в Москве?
     да – 96%; нет – 4%

 

     4. Согласны ли Вы, что только Самодержавная Монархия дает России единство и силу?
     да – 100%


 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник