ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ИСКУССТВО ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

НАША ПОБЕДА – В ЕДИНСТВЕ

 

 

 

Киреев Владимир Николаевич (8 июля 1984 г. р.). Художник-живописец. Член Союза художников России. Член Международной ассоциации изобразительных искусств – АИАП ЮНЕСКО. Выпускник Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова (факультет историко-религиозной живописи). Аспирант РАЖВиЗ по научной специальности: изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура.

 

Посещая художественные музеи и приобщаясь к нашему великому культурному наследию, зрители порой размышляют: «Почему же сегодня, в нынешнее время никто не создает таких гениальных картин, не пишет шедевров? Может, перевелись таланты на Руси, или система обучения совсем развалилась?..» Но, наверное, каждый человек, имеющий отношение к изобразительному искусству, засвидетельствует: нет, не оскудела земля Русская самородками! И в художественных школах, училищах и вузах, несмотря на все проблемы и трудности, все же учат, дают ремесленные навыки. Чего же тогда нам не хватает, каких художников и произведений?

Заслуженный деятель искусств России, профессор кафедры истории искусства МГАХИ и ВГИКа Николай Николаевич Третьяков († 2003) писал: «Художник должен, прежде всего, заботиться о „постановке глаза". Ведь древнерусское слово „око" – больше, чем глаз, это, можно сказать, „глаз души". Око должно быть чистым (ср.: Мф. 6, 22), должно видеть не только внешний, но и внутренний свет, быть зорким, чутким, улавливать малейшие оттенки духовного смысла предметов. <…> Глаз может быть „поставлен" на всю жизнь, как голос, а может быть искалечен. <…>И вопрос „постановки глаза" находится в прямой зависимости от нравственного, духовного развития художника».

А его предшественник, выдающийся педагог, воспитавший несколько поколений великих живописцев, П. П. Чистяков († 1919) замечал: «Я все-таки Русский, а мы, Русские, всего более преследуем осмысленность».

Пожалуй, это – осмысленность, проникновение, глубина – и есть главное, то, без чего искусство утрачивает свою сущность: увидеть, понять, пережить, открыть, поделиться… И именно такой подход меня привлек в картинах и – с первых слов общения – в личности молодого художника Владимира Киреева.

 

– Владимир, в интервью журналу «Голос эпохи» Вы уже рассказывали, как почувствовали призвание к изобразительному искусству, о своем творческом пути (см.: http://golos-epohi.ru/?ELEMENT_ID=12610). Поэтому спрошу сразу «в лоб»: в чем Вы как художник видите свою главную цель?

– Вопрос «в лоб» подразумевает и ответ начистоту. Раньше мне казалось, что искусством можно изменить мир в лучшую сторону. Может, помните то философское высказывание, что взмах крыла бабочки может породить глобальные изменения? Но вот мы видим труды великих писателей, художников, тысячекратно превосходящих меня по глубине и мастерству, композиторов, транслирующих нам музыку высших миров. Сколько было пророков несущих слово Истины. И что же? Мы живем в XXI веке... а люди режут друг другу головы и заживо сжигают фосфорными бомбами, испытывают на себе подобных самые передовые образцы вооружения и торгуют рабами.

Кто-то говорит, «во всем виновата религия», «традиционные нравственные нормы так устарели». У нас, мол, наука. И что же прогрессивная наука? Открыт атом – и создано самое страшное по разрушительности оружие.

Что может изменить художник, если даже после Богоявления, человечество не желает преобразиться? Мы живем в модернизированном Колизее, жаждущем хлеба, крови, зрелищ и комфорта. И в глобальном смысле искусство не меняет человечество. Никак. Вообще.

Какая цель может быть у художника? Лучше всех передавать нюансы цвета? Писать «похожие» портреты? Потешить гордыню и стать известным и покупаемым? Или стать этаким гуру, учащим людей жизни?

Честно говоря, мне ничего из перечисленного не интересно. И, наверное, как у «художника» в материалистическом понимании этой сферы деятельности у меня нет прикладной цели.

Но, как и у каждого человека, у меня есть духовная основа, которую я пытаюсь распознать. Научиться отличать добро от зла, жить по совести и по правде Божией. И в этом смысле живопись для меня – это не рефлексы, композиция и звонкие цвета. Это своеобразный исповедальный акт и мой способ разговаривать с единомышленниками о возможностях самостоятельного и совместного сбережения, насыщения и укрепления той самой врожденной духовной основы.

 

– В соцсетях Вы представляетесь «Русским художником». Что Вы вкладываете в это понятие? Кто такой настоящий Русский художник? Как, благодаря кому и чему сформировалось Ваше православно-патриотическое мировоззрение?

– В этнолингвистике существует такое понятие, как языковая картина мира, то есть мировосприятие народа, отраженное в его языке. Еще учась в академии, я прочел замечательные слова Владимира Ивановича Даля: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни сама кровь предков не делают человека принадлежностью той или другой народности. Дух, душа человека – вот где надо искать принадлежности его к тому или другому народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа –мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

Более точно и не скажешь.

Сегодня я подпишусь под этими словами и как художник, ибо русское языковое сознание, как мне кажется, является холстом, на почве которого произрастает стилистика сознания живописного.

На вопрос, как формировалось мировоззрение, мне кажется не ответить просто в двух фразах, мол, вот у меня были такие-то идеальные наставники, и такие-то невероятные события – и вдруг все так удачно сложилось. Думаю, оно выкристаллизовывается из огромного количества факторов и обстоятельств в соединении с изначальным душевным строем и свободным выбором человека. Двум детям дать одинаковые условия – вырастут абсолютно разные люди.

 


Владимир Киреев с Ильей Сергеевичем Глазуновым

 

В моем случае это и таинство крещения, и книги, которые читали мне в детстве родители, и благородные люди, встреченные на пути. Может быть, детское и еще не осознанное тогда чувство обиды за державу, втаптываемую в грязь в лихие 90-е. Память о поколениях, которые отстояли наше Отечество и веру. Рассказы о подвигах русских воинов от древности до наших дней, церковные таинства и поездки по святым местам в период обучения в училище и в академии.

 

– Минувшим летом почил И. С. Глазунов. Вы являетесь выпускником созданной им Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Расскажите, пожалуйста, об этом учебном заведении и его основателе. Как повлияла на Вас учеба в РАЖВиЗ?

– «Школа – это крылья художника», – эти слова Ильи Сергеевича стали девизом нашей академии.

Когда я приехал поступать,то, честно говоря, совсем ничего не знал о ней. Увидев работы студентов, я был потрясен. Не представлял, что в наше время кто-то пишет на столь высоком уровне. И самое главное –здесь Русский дух!

Живя в современном мире, где царствует культ безобразного, стираются нравственные критерии, а от искусства осталось одно название, которым дельцы прикрывают циничное отмывание денег, было удивительным оказаться в стенах одного из «последних бастионов» европейского искусства (есть еще у нас институт имени Сурикова, академия имени Репина и другие достойные школы). Переступив порог, вы словно переноситесь в иное измерение – в некую сокровенную мастерскую, где молодые люди учатся создавать собственную вселенную и вести живую летопись в образах минувшего и настоящего. Академия была для нас и храмом искусств, и домом. Что и говорить, во время написания диплома мы здесь даже по ночам работали.

 


Работа над дипломной картиной «Князь Святослав»
(«Иду на вы!»), 2011 год

 

Строжайшая дисциплина, которой часто пугают поступающих, на деле оказывается идеальным распорядком для того, чтобы каждый мог взять все самые необходимые знания. У нас потрясающая библиотека с редчайшими дореволюционными изданиями, которые Глазунов лично собирал в России и за рубежом.

Всем учащимся прививают уважительное отношение к тому делу, которым мы живем. Художник – это не вечно пьяный грязный маргинал, а самостоятельная единица творческого братства, которому предстоит сохранить и приумножить национальное достояние России. Спасенные иконы и памятники архитектуры, уникальный Музей сословий России – перечислять его заслуги можно бесконечно. Но для меня и для многих моих соратников учеба в созданной Ильей Сергеевичем академии – это время становления характеров, убеждений, время на размышление перед решительным выбором.

 

Окончание см. на стр. 7

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник