ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

 

ГЛАВА VII:
БОЖЕСТВЕННАЯ СЛУЖБА,

ИЛИ ЛИТУРГИЯ СВЯТОГО

ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО

 

 

§ 77

АМИНЬ ПРИ ПРИЧАЩЕНИИ

 

Принявший таким образом Тело Христово диакон отвечает «Аминь». Святитель Амвросий Медиоланский (в кн. 4, гл. 5, о Таинствах) пишет: «Не напрасно говоришь ты „Аминь“ – этим ты исповедуешь, что принимаешь Тело Христово. Ты говоришь „Аминь“, т. е. „Истинно“, и что говорит язык, то да содержит и сердце твое».

 

 

§ 78

ПРИЧАЩАЮТСЯ
ИЗ ЧАШИ ТРИЖДЫ

 

«И причащается трижды из него (из святого Потира)». Священнослужители в алтаре поодиночке приступают к Чаше для причащения Крови. Имеющие пить из Чаши должны немного приклонить колена; каждый пьет трижды и из благоговения все при первом разе говорят – «Святый Боже», при втором – «Святый Крепкий», при третьем – «Святый Безсмертный» и наконец – «Помилуй нас».

 

 

РАЗЛИЧИЕ ПРИЧАЩЕНИЯ
ВНУТРИ И ВНЕ АЛТАРЯ

 

Почему посвященные в алтаре сначала принимают Тело Христово, потом отдельно пьют Кровь Христову из Чаши, а не в одно время причащаются и Тела, и Крови, как миряне вне алтаря, – святой Герман объясняет так: «Когда иерей причащается Божественного Агнца без Крови, а потом и Божественной Крови, то этим показывает, что Божественный Агнец окровавлен еще от Божественного и живоносного заклания и мысленного жертвоприношения, которое таинственно совершено иереем в предложении».

Другие то же самое объясняют иным способом: «Христос преподал ученикам Своим в горнице сперва Тело Свое под видом хлеба отдельно, и потом отдельно же Кровь под видом вина, а потом показал на Кресте народу вместе и Тело, и изливающуюся из него Кровь Свою. Посему священники, приемлющие в алтаре отдельно Тело Христово и отдельно причащающиеся Крови из Чаши, представляют учеников Христовых, так приявших оные и причастившихся, а миряне, причащающиеся вне царских врат Тела и Крови вместе, означают Тело, обагренное Кровию на Кресте».

 

 

§ 79

ПРИЧАЩАЕТСЯ ДИАКОН

 

«Преподается священнодиакону, и причащается раб Божий диакон». Эти два слова – «преподается» и «причащается» – имеют между собою различие. Первое означает причащение Тела, а второе – Крови, хотя принятие того и другого вообще называется причащением. Священник не говорит здесь: «Преподаю тебе» или «Причащаю я тебя», но из смирения говорит: «Преподается священнодиакону» и «Причащается раб Божий». Причину такого смирения, являемого в этом выражении, смотри в 4 части, гл. 6, § 14.

 

 

§ 80

УСТА И КРАЙ ПОТИРА
ПО ПРИЧАЩЕНИИ ОТИРАЮТСЯ

 

«И так свои уста и священного Потира [край] покровцем отер». На востоке священнослужители издревле по причащении Святого Тела свою руку, которою оное держали, тогда же прилагают к голове, делая это для оказания чести и благоговения и для получения святыни от такого прикосновения; ибо кто не знает, что, прилагая к челу руку, греки и другие народы свидетельствуют свое уважение и почтение. Но ту же руку священнослужители, прежде нежели приложат к голове, прилежно отирают освященною губою над дискосом; а причастившись Святой Крови, когда покровцом край Потира отирают, то прежде этого, сколько могут, чище осушают устами и от того не бывает никакой опасности, чтобы крошицы и капли Святых Таин в иное место попали. Это соблюдаемо было и во времена святого Кирилла Иерусалимского, как видно из пятого тайноводственного поучения этого Патриарха: «Так с опасением освятив очи твои прикосновением, Святого Тела причастись, остерегаясь, чтобы ничего не погубить от него. И когда еще находится влага на устах твоих, прикасаясь руками, освяти и очеса, и чело, и прочие чувства».

 

§ 81

ОСВЯЩЕННЫЕ ДАРЫ,
ЯВЛЯЕМЫЕ НАРОДУ, ОЗНАЧАЮТ
ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

 

«Со страхом Божиим и верою приступите». В это время Святые Дары показываются народу, и через то означается, что воистину Иисус Христос воскрес из мертвых, явился Апостолам, а чрез них и всему миру. Веруя сему Воскресению Его, народ поет пророческий стих, ныне самым делом исполнившийся: «Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам».

Святой Иоанн Дамаскин говорит: «А потому да приступаем со всяким страхом, с чистою совестию и несомненною верою, и будет нам все, если мы веруем, ни в чем не сомневаясь. Почтим Его, т. е. Тело Христово, всякою чистотою душевною и телесною».

Не имеющим же твердой веры и чистой совести святой Иоанн Златоуст (в беседе 56, на 1 Послание к Коринфянам) внушает страх следующим образом: «Если ты не веруешь, то посмотри на эту трапезу; припомни, для чего и почему она поставлена. Помысли, Кто здесь, и ужаснись. Иной, видя один только престол царский, вострепещет душою, ожидая выхода царского. Ужаснись же прежде и ты, восстань и, увидев отверстые завесы и лик ангельский, взойдешь на самое Небо. Но этого не знает, кто не навык Тайнам».

 

 

СВЯТЫЕ ДАРЫ ПРЕПОДАЮТСЯ
НАРОДУ ВНЕ АЛТАРЯ

 

В церкви бывает двоякое причащение: первое – священническое, второе – народное. То приемлется священнодействующими внутри алтаря особливо, а это преподается совершающими вне алтаря мирянам вообще. О первом причащении внутри алтаря сказано выше, о втором, преподаваемом народу, сказано будет теперь.

Когда отверзаются двери святого алтаря, диакон, выходя и показывая народу Чашу с пречистыми Тайнами Тела и Крови Христовой, возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите». Место этого народного или мирского причащения – вне алтаря и вне дверей царских, на возвышении, находящемся перед теми же вратами царскими, которое по­гречески называется солея и о котором показано в 1 части (в гл. 7). На сем возвышении, или на солее, верный народ приступает к причащению.

Это причащение народа Симеон Солунский (в гл. 79) описывает так: «Прежде других всегда причащаются иподиаконы, находящиеся при всяком священнодействии, потому что они, хотя следуют за диаконами, но неприлично им причащаться в алтаре, потому что не в алтаре и посвящаются; потом причащаются чтецы и монахи, и затем миряне. В алтаре кроме архиереев, пресвитеров и диаконов никто не причащается; потому что только эти три чина рукополагаются внутри алтаря, а прочие – вне алтаря. И в руки не принимают Тела Христова; потому что они чином своим меньше и по степени чести ниже, хотя бы и отличались добродетелями. Поэтому каждому из них надобно соблюдать свой чин, как заповедует и апостол Павел: „Кийждо в звании, в немже призван бысть, в том да пребывает“ (1 Кор. 7, 20), тем более, что основание добродетелей есть смирение, даже в ангелах».


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

ФАКТЫ ||
Электронный паспорт подождет!

    

      Вслед за остановкой с 1 января 2017 года в России проекта «Универсальная электронная карта» власти решили «заморозить» и введение электронного паспорта.
      22 апреля было опубликовано Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2016 года № 315 «О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва». Одной из таких мер стал перенос запуска проекта «Электронный паспорт» «на период после 15 марта 2018 года».
      Как известно, на 11 марта 2018 года намечены выборы президента РФ. По имеющейся информации, в администрации президента опасаются возможных злоупотреблений, связанных с введением удостоверений личности нового поколения: «Нецелесообразно перед выборами играться с удостоверениями личности, т.к. возможны различные махинации».
      Несомненно, есть еще два важных фактора переноса сроков внедрения глобалистского новшества: это переход государства на режим бюджетной экономии в связи с усиливающимся финансовым кризисом и официальная позиция Русской Православной Церкви, выступающей против принудительного и безальтернативного навязывания электронных способов учета и идентификации личности. Главная же причина – конечно же, воля Божия, без которой не падает и волос с человеческой головы.


 По материалам СМИ     

 

   

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник