ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СВЕТ МИРУ РУССКАЯ СВЯТОСТЬ СТРАНИЦА 12
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Крепчайшие рамена

15/28 мая – память преподобного Арефы Верхотурского

 

 

 

Преподобный Арефа (в миру Афанасий Тихонович Катаргин) родился в 1865 году, в Барковской волости Малоархангельского уезда Орловской губернии, в истинно благочестивой крестьянской семье. Сестры Афанасия поступили в Знаменский женский монастырь города Ельца. Да и сам он уже с юных лет почувствовал призвание к монашеству. Обучившись дома грамоте, подвижник еще некоторое время жил с родителями, помогая им по хозяйству, а в возрасте 24 лет навсегда оставил родной кров, избрав местом своих иноческих подвигов далекий Валаамский монастырь.

 

По преданию, еще в первом столетии святой апостол Андрей Первозванный, посетив Валаамский остров, обратил живших там жрецов в христианство. В 80-х годах XVIII века в обители был введен строгий монашеский устав, подобный саровскому, установлен отшельнический образ жительства и устроено несколько скитов. Когда преподобный пришел на Валаам, там подвизались многие духоносные старцы.

12 ноября 1893 года 28-летний послушник Афанасий был пострижен в монашество с именем Арефа. Почти сразу же после пострига отца Арефу ожидало серьезное испытание. Его вместе со схимонахом Илией перевели с родного Валаама на далекий Урал – в Свято-Николаевский мужской монастырь города Верхотурья. Любовь к уединенному Валааму, удаленному от суеты мятежного мира, не поколебала в них добродетели послушания – послушания не только церковному начальству, но в первую очередь – воле Божией.

Верхотурский Свято-Николаевский монастырь был старейшим на Урале; в 1704 году туда торжественно перенесли честные мощи великого святого – праведного Симеона Верхотурского; обитель стали посещать многочисленные паломники. Однако сама она до конца XIX века оставалась малонаселенной по причине царившего в ней духовного упадка. Каждый насельник получал там определенное жалованье, имел отдельную трапезу и личное имущество, но при этом братия была лишена старческого окормления и обучения умному деланию. К счастью, Святейший Синод в то время понимал особое значение Верхотурского монастыря и необходимость его духовного благоустроения, дабы он мог «служить твердым оплотом Православия на Урале и подавать назидательные уроки веры и благочестия притекающим в обитель богомольцам».

Священноначалие надеялось на возрождение обители после введения в ней общежительного устава. С этой целью настоятелем назначили Валаамского иеромонаха Иова (Брюхова), которому было разрешено взять с собой в Верхотурье еще нескольких братий. Отец Иона оправдал оказанное ему доверие: главным деланием насельников монастыря стала непрестанная молитва, введено было и старческое руководство – духовником избрали почитаемого многими схимонаха Илию.

Сразу же по прибытии на Урал, в 1893 году, отец Арефа был рукоположен во иеродиакона, а через два года удостоился иерейского сана. Подвижник исполнял послушания продавца свечей и библиотекаря. Видимо, именно в это время он подробно изучал творения древних и современных святых, напитываясь духом их учения. Таким образом, он имел вернейшее руководство в духовной жизни: наставления Отцов Церкви и живое слово старца Илии.
В 1899 году отец Иов по болезни был уволен от настоятельской должности, и продолжателем его дела волею Божией стал скромный, но ревностный и самоотверженный отец Арефа, которому исполнилось тогда только 34 года.

«Это не есть начальство сего мира, – пишет о должности настоятеля святитель Игнатий (Брянчанинов). – Это – бремя легкое и вместе тяжкое. Эти рамена должны носить немощи всего братства. Какая крепость должна быть в раменах этих! Какое нужно иметь настоятелю великодушие, какое самоотвержение, нужно полное забвение своего „я“, чтоб эта угловатая и резкая буква не ранила, тем более не убивала никого из ближних».

Именно таким и был угодник Божий. Духовно возросший под старческим руководством, деятельно изучивший творения Святых Отцов, идущий путем послушания и смирения, он мог теперь помогать и другим на стезях спасения.

«С первых же дней вступления в обязанность настоятеля с возведением в сан игумена, – писали о подвижнике уже позже, в 1903 году, в журнале «Русский паломник», – он покорил себе как братию, так и посторонних, не оставляющих своими посещениями эту обитель; все видели, что он и в этом сане такой же смиренный монах, как и прежде. Своею примерною жизнью, как истинный монах, архимандрит Арефа обратил внимание всей братии; он был примером для всех и во всех отношениях, ибо он не позволял себе ни малейшего отступления от монастырских правил и устава. Он поднял дух в монастыре и завел новые порядки...»

После смерти схимонаха Илии на преподобного легли и заботы о духовном руководстве братией. Как духовника насельники особенно любили его – за смирение, душевную доброту, рассудительность, неизменную готовность поддержать и утешить всякого из них. Слово его исходило от сердца, было простым и чуждым лести, основанным на собственном опыте в делании умной молитвы. Сама его подвижническая жизнь уже служила назиданием для братии, пробуждая в каждом ревность к стяжанию добродетелей.

Жизнь в обители была устроена в святоотеческих традициях. Как писал сам отец Арефа, все братия получали благословение на чтение книг «в соответствии их возраста, жизни и характера – с рассуждением». Кроме того, в 1900 году настоятель ввел обычай бесед с чтением «из писаний Святых Отец и пояснениями применения этих писаний к жизни братии».

Прилагал он заботу и о сохранении в братстве духа мира и единодушия. Если между иноками замечались разногласия, то употреблялись «все возможные средства, чтобы оскорбивший испросил прощение, а оскорбленный простил. Для того чтобы предотвратить братствующих от могущих произойти между ними каких-либо соблазнительных действий», настоятель или назначенные им братия обозревали в определенные часы все кельи.

В библиотеку монастыря отец Арефа выписывал много книг из Московской Синодальной типографии, Киево-Печерской лавры и Оптиной Пустыни, славившейся тогда переводами и изданием творений Святых Отцов. Он понимал, что «те единственно монастыри, в которых развито святое чтение, процветают в нравственном и духовном отношениях», что «те единственно монахи достойно носят имя монахов, которые воспитаны, вскормлены святым чтением». Так, заботами смиренного настоятеля Верхотурский монастырь расцвел, как прекрасный сад.

В августе 1901 года отец Арефа был назначен благочинным монастырей и общин 2-го округа Екатеринбургской епархии. Эту должность он также исполнял с ревностью и усердием: посещал обители, указывал на замечаемые им недостатки и содействовал их устранению. Некоторые из насельников этих монастырей стали его близкими духовными чадами.

Преподобному приходило множество писем от богомольцев и духовных лиц, причем он, несмотря на свою крайнюю занятость, находил возможность всем им отвечать – либо лично, либо через помощников.

Будучи в 1902 году назначен попечителем Верхотурской церковно-приходской школы, неутомимый отец Арефа лично следил за преподаванием в ней, в особенности Закона Божия, а также устроил для нее новое, более удобное и просторное помещение.

Поскольку численность братии быстро росла, требовались новые корпуса. Игумен сам стал председателем строительной комиссии и вникал во все тонкости проводившихся работ. Менее чем за четыре года его управления обителью в ней было возведено два больших братских корпуса (в одном из них разместились кельи для братии, мастерские и библиотека, а в другом – мастерские и хлебопекарня), здание для церковно-приходской школы и столярной мастерской, каменный конный двор, а также часть ограды с большими воротами. Началось и благоустройство монастырской заимки на реке Актай: в 1902–1904 годах там было воздвигнуто два каменных и два деревянных дома, а также несколько отдельных келий. Ввиду приближения двух юбилеев: 300-летия со дня основания монастыря и 200-летия со времени перенесения мощей праведного Симеона из села Меркушино в Верхотурье – отец Арефа обратился к священноначалию с ходатайством о закладке нового каменного собора во имя святителя Николая. За образец был взят храм во имя святого благоверного Великого Князя Владимира в Киеве.

Усердием игумена в обители также были созданы ризошвейная и малярная мастерские, расширены прежние «рукоделия», устроены новые кладовые, ледники и хлебопекарня. Его трудами был приведен в порядок и монастырский архив, отдельные документы которого датировались еще 1762 годом. Кроме того, время настоятельства отца Арефы отмечено изучением истории Верхотурского края, результатом чего стало появление нескольких книг, посвященных Свято-Николаевскому монастырю и другим обителям Урала, а также жизнеописания преподобного Илии Верхотурского.

19 мая 1902 года подвижник был возведен в сан архимандрита. При столь быстром развитии обители и в духовном, и в материальном отношении, возникало множество проблем и трудностей, и все они, разумеется, ложились на его плечи. Неустанные заботы о духовном окормлении братии, ревностные труды по внутреннему и внешнему благоустройству, душевные скорби – все это надломило здоровье преподобного. Будучи лишь 38 лет от рождения, он тяжело заболел чахоткой.

Как истинный монах, отец Арефа принял этот недуг мужественно и смиренно. Без смущения оставив настоятельские и духовнические труды и покорно положившись на волю Божию, все силы души он направил к тому, чтобы достойно встретить час смертный. С благодарностью ко Господу претерпел подвижник скорби телесной немощи и поднялся на такую духовную высоту, которой достигают немногие христиане. В начале мая 1903 года он вдруг стал говорить окружавшим его: «Ждите 15 числа», явно предрекая скорую кончину. Слова святого были пророческими. Накануне, 14 мая, он сам вымыл руки, заметив находившимся рядом с ним братиям, что им «меньше будет труда». На следующий день отец Арефа был в полном сознании, даже смог немного поговорить с ближними. В начале седьмого часа вечера, почувствовав приближение смерти, он мирно и безмятежно, как будто речь шла о ком-то другом, заметил келейнику: «Вот и смерть моя пришла». Перекрестился, сам сложил руки на груди и со словом «простите» тихо предал дух свой в руци Божии. Не было у него ни предсмертного томления, ни страха при переходе в вечность…

Погребли угодника Божия согласно его желанию – на братском кладбище, у алтаря храма во имя святого мученика Неофита, близ могилы старца Илии.

В 1984 году преподобный Арефа был прославлен в Соборе Сибирских святых, а в 1999-м – в Соборе Валаамских святых.

«Тела особенных избранников Божиих, – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), – противостоят тлению, будучи проникнуты обильно благодатью Божией, и в самой сени смертной являют начала своего славного воскресения». В августе 1994 года были обретены честные мощи архимандрита Арефы. Склеп оказался доверху наполненным водой, однако останки преподобного пребывали в целости, сохранились даже волосы и борода. Не истлели и некоторые его вещи: крест, четки, часть пояса. Ныне мощи святого почивают открытыми в Преображенском храме Верхотурской обители.

 

Подготовила Ксения МИРОНОВА

 

По материалам
Екатеринбургского патерика

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник