ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
КРУГЛЫЙ СТОЛ АНТИМОДЕРНИЗМ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС:

Труды святителя Филарета и митрополита Мануила

 

 

 

 

Как известно, Синодальная библейско-богословская комиссия подготовила проект нового катехизиса Русской Православной Церкви, предназначенный, согласно определению Архиерейского собора, для дальнейшего обсуждения на общецерковном уровне. В настоящее время он не опубликован в официальных источниках, но ряд православных сайтов разместил документ, с большой долей вероятности являющийся именно этим проектом, на титульном листе которого стоит гриф «строго конфиденциально». Мы планируем по возможности проанализировать данный текст, однако поскольку проблема эта весьма актуальна, «ПК» проводит серию круглых столов на тему «Православный катехизис: прошлое, настоящее, будущее». В № 7 (151) священник Михаил Новиков, преподаватель церковной истории Александр Мирошниченко и журналист Максим Бойко обсудили историю вопроса, рассказали о причинах появления катехизисов, о первых попытках их создания и дальнейшем развитии этого жанра христианской вероучительной литературы. Ниже мы публикуем продолжение беседы, посвященной сегодня двум заслуживающим, на наш взгляд, особого внимания сочинениям – катехизису святителя Филарета Московского и «Совопроснику Православия» митрополита Мануила (Лемешевского).

 

М. Бойко: Напомним, о чем мы говорили в прошлый раз. Катехизис – это краткое наставление в вере. Появление новых катехизисов обуславливалось историческими обстоятельствами – вызовами времени, требовавшими осознанной реакции церковной полноты. Цель таких книг – утверждение верных в Православии и предохранение от возможных уклонений. Соответственно, к их составлению должны привлекаться люди образованные, благочестивой жизни, со строгими православными взглядами. Мы рассмотрели историю написания и общецерковного утверждения катехизиса святителя Петра (Могилы) и отчасти затронули обстоятельства появления катехизиса святителя Филарета (Дроздова). Однако последней работе, до настоящего времени остающейся наиболее авторитетным официальным изложением православного вероучения в нашей Церкви, было уделено мало внимания. Необходимо восполнить этот пробел и остановиться на ней подробнее.

 

А. Мирошниченко: В начале XIX века в русском обществе сложилась ситуация, во многом схожая с положением  дел при святителе Петре (Могиле). Я уже приводил выдержку из грамоты этого святого, которой он приглашал всех наиболее образованных и ревностных священнослужителей на Поместный Собор. Нелишне будет напомнить причину этого воззвания: «Немало прошло времени, как вся Православная Церковь Русская, будучи подвержена сильному гонению от отступников, поставлена в невозможность отдалить от себя хищных волков, чтобы православные и послушные сыны Восточной Церкви не имели никакого с ними обращения по делам веры. Оттого многие православные, одни по неведению, другие от частого присутствия при их поучениях и богослужении, чрезвычайно исказили себя, так что трудно распознать, подлинно ли они православные или только по имени, а иные, не только светские, но и духовные, совсем отставши от Православия (о, сжалься над сим, Боже!), пристали к разным богомерзким сектам. Оттого сан духовный и монашеский пришел в нестроение, и настоятели, предавшись нерадению, не только не заботятся нимало о порядке, но и во всем далеко отдалились от древних Отцов. <...> Словом, вся наша Церковь Русская – не в догматах веры (которые содержатся нерушимо), но в обычаях, относящихся к молитве и благочестивой жизни, – весьма повреждена».

 


Митрополит Мануил (ЛЕМЕШЕВСКИЙ)

 

В первой трети 19-го столетия Православная вера и Церковь в России также подверглась серьезному притеснению, но не от внешних врагов, а от внутренних. Упразднение Патриаршества и другие петровские реформы поставили Церковь в зависимость от политической ситуации в стране, которая к тому времени сделалась весьма опасной. Должность обер-прокурора Святейшего Синода занимал близкий друг Императора Александра I князь А. Голицын. Враждебно настроенный по отношению к Церкви, он пользовался своим влиянием и полновластно распоряжался ее делами. Голицын был приверженцем модного в то время лжеучения мистицизма, во многом подобного наиболее опасной современной ереси – экуменизму. На свои средства он издавал антиправославные мистические сочинения иностранных авторов, пропагандировавшие новую вероучительную доктрину – смесь масонства, католичества и протестантизма; а любые труды по распространению православной апологетической литературы воспринимал крайне негативно. Защитников Православия изгоняли из столицы, тиражи апологетических книг уничтожались, цензоры, пропустившие их, лишались мест. В частности, за истину пострадал тогда святитель Иннокентий Пензенский.

Таким образом ложные идеи мистицизма получили распространение в аристократических кругах, образованном обществе, а также в среде учащегося юношества и молодежи. Многие православные – одни по неведению, другие от частого общения с мистиками, – по слову святителя Петра, так исказили себя, что трудно стало распознать в них истинных сынов и дщерей Святой Церкви. А некоторые, не только светские, но и духовные лица, сознательно отступая от Православия, становились участниками различных богомерзких сектантских сборищ. Ситуацию усугубляло то обстоятельство, что мистицизм был религиозной основой антимонархического революционного движения – подобно тому, как в наше время экуменизм является идеологическим ядром глобализации.

Впрочем, это же обстоятельство поспособствовало и его преодолению. Мистицизм постепенно стал утрачивать свои позиции, когда правительство осознало опасность революции. Император Александр I издал противореволюционные законы, а сменивший его на престоле брат – Николай I – решительно пресек попытку государственного переворота, подавив масонский декабристский путч. Однако оздоровление общества совершилось не в одночасье: оставалось еще немало тех, кто осознанно, а зачастую не отдавая себе отчета, служили еретическим мистическим идеям. Катехизис же святителя Петра обличал заблуждения папизма, но оценки лжеучения мистиков в нем не было.

К этому времени были изданы новые переводы святоотеческих писаний на русский язык и начался процесс исправления по ним учебных пособий и программ духовных школ. Архиепископ, а затем митрополит Филарет тогда уже занимал главенствующее положение в Святейшем Синоде.

Обер-прокурор граф Н.А. Протасов так говорил о его роли: «Слушаются иногда дела почти неразрешимые, возникают обстоятельства сомнительные, поднимаются вопросы щекотливые <…>. Мы думаем, думаем – и ничего не придумаем. И вот я, пользуясь его правилом не отказываться ни от какого труда, соберу все бумаги к разрешению задачи, запечатаю, напишу „в собственные руки“ <…>. Святой отец все обсудит, обделает и скорехонько мне возвратит…»

По этой причине составление нового катехизиса и было поручено владыке Филарету. Святой сократил сочинение святителя Петра, расставил необходимые акценты, дополнил актуальными материалами, ни в чем при этом не отступая от строгих традиций древности.

«Христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Греко-Российской Церкви» впервые был напечатан в 1823 году. На следующий год увидел свет его сокращенный вариант. Однако, несмотря на высочайшее во всех отношениях качество, Церковь приняла эту книгу лишь спустя 16 лет: она вошла в повсеместное употребление в 1839 году.

 

О. Михаил: Александр Николаевич, благодарим! Без сомнения, труд, о котором Вы говорите, поистине гениальный – максимально лаконичный и строго выверенный с точки зрения христианского вероучения. Он справедливо удостоился высокой оценки многих наших святых. Так, например, преподобные Оптинские Старцы рекомендовали духовным чадам почаще перечитывать катехизис святителя Филарета, сверяя с ним свои убеждения, дабы ни на йоту не уклониться от правой веры.

Хочу отметить, что прозвучавшие в нашей беседе факты, кроме прочего, позволяют ответить на вопрос о причинах появления проекта нового катехизиса Русской Церкви. «Пространный катехизис» богомудрого святителя, направленный против протоэкуменизма – мистицизма, обличает и сам экуменизм, который, к сожалению, становится господствующим течением в современном духовном образовании и богословии…

 

М. Бойко: Уважаемые собеседники, переходя непосредственно к проблеме защиты истинной веры от лжеучений новейшего времени, давайте уделим внимание и другому упомянутому нами в прошлой беседе опыту – сочинению митрополита Мануила (Лемешевского) «Совопросник Православия».

 

А. Мирошниченко: В первой трети ХХ века не только в России, но и в других христианских странах получил распространение т. н. модернизм, или иначе, обновленчество. Это, если попытаться дать определение, своего рода переходный этап от мистицизма к экуменизму. В нашей стране обновленцы выступали против Патриаршества, за введение женатого епископата и второбрачия для духовенства, а также за разрешение неограниченного числа браков для мирян. Они перевели богослужение на современный разговорный язык и перешли на новый календарный стиль. Отличительной чертой представителей этого движения было активное сотрудничество с богоборческой коммунистической властью и различными еретиками и сектантами – в духе нынешнего экуменизма.

В 1926 году митрополит (а тогда еще епископ) Лужский Мануил (Лемешевский), находясь в лагерном заключении на Соловках, составил «Совопросник Православия. Опыт противообновленческого катехизиса». Труд разбирает положения современной синкретической доктрины, оценивая ее с позиций церковного законодательства и святоотеческой традиции. В нем содержатся ответы на многие ложные тезисы эпигонов экуменизма, а также практические советы и памятки церковным чадам – архипастырям, пастырям и мирянам, актуальные во времена гонений и борьбы против восставшей на Православие ереси.

 

Окончание на стр. 7

 

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник