ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"

ПЕЧАТАЕТСЯ ДВА РАЗА В МЕСЯЦ

№ 10 (154)  15 мая  2016 г.

 

 

 

ВЕРА – ИСТОЧНИК
НЕПОБЕДИМОСТИ

  Беседа с художником В. Потогиным

 

 

 СТР. 13   

       

    

 

Величия твоя, девственниче, кто повесть? Точиши бо чудеса...

стр.14   

 

 

 

 

 

 

 

Богословие любви

 

Есть <…> особый род суемудрия, называемый индифферентизмом, по которому <…> думают и говорят: «Верь, как хочешь – это все равно; только люби людей, как братьев, благодетельствуй им и действуй на них благотворно. Вон, – говорят, – и евангелист Иоанн только и пишет, что о любви. В любви у него свет и всякое совершенство. А кто не любит, тот, по его словам, ходит во тьме, пребывает в смерти, есть человекоубийца. Известно также, что когда евангелист постарел и не мог уже ходить сам, то его на руках вносили в церковь, и он твердил только: „Братие, будем любить друг друга!“ Вот как он ценил любовь! Так, – говорят, – надобно и нам: люби – и только, а веруй, как себе хочешь». <…>

Этим умникам хочется самим все устраивать, без Бога – и свое внешнее благосостояние, и свою нравственность. Оттого они всячески ухищряются сплесть такую систему учения, чтобы в ней о Боге и помину не было, – и бьют на любовь. «Вы себя-то, – говорят они, – взаимно любите, а о Боге что думать?!» Но с этой-то стороны особенно и поражает их святой евангелист. Действительно, он непрестанно говорит о взаимной любви друг к другу, но поставляет эту любовь в такой связи с Богом, с любовью к Нему и богопознанием, что отделить их друг от друга нет никакой возможности. Смотрите, откуда производит он любовь. Бог, – говорит он, – возлюби нас, и посла Сына Своего очищение о гресех наших, и затем прибавляет: аще сице возлюбил есть нас Бог, и мы должни есмы друг друга любити (1 Ин. 4, 10–11). Стало быть, по учению его, наша взаимная любовь должна созидаться под действием веры в Господа, пришедшего спасти нас, и, следовательно, не все равно, что веруй, как хочешь. <…>

Все учение святого евангелиста о любви можно сократить так: чтобы возлюбить брата, надо Бога возлюбить, но чтобы возлюбить Бога, конечно, надо познать Его и в Себе Самом, и, особенно, в Его спасительных действиях на нас; познать, стало быть, и веровать. В чем же вся воля Божия? В вере и любви. Вот вам, говорит он, заповедь: Да веруете в Сына Божия, Иисуса Христа, и любите друг друга! (см.: Там же. 3, 23). Значит, не одна любовь заповедуется, но и вера в Господа, и при том так, что вера есть источник любви.

 

Святитель Феофан Затворник

 

Созерцание и размышление. Святой
Иоанн Богослов – учитель веры и любви

 

 


© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник