ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Это нам такой маячок в нашей жизни»

23 мая / 5 июня – память русского певца, поэта
и композитора Максима Трошина

 

 

В июне этого года исполняется 35 лет со дня рождения и 18 – со дня кончины удивительного русского певца, поэта и композитора Максима Трошина.

Казалось бы, с начала 90-х годов, с того момента, когда оставил мир этот светлый отрок, произошло столько событий, изменились ритм и условия жизни, стали обыденностью сотовые телефоны, ноутбуки, смартфоны, айфоны… Нас окружают новые магазины, ночные клубы, огромные торгово-развлекательные центры, безчисленные всевозможные автомобили… Но песен Максима Трошина время не коснулось. Они и сегодня звучат так, будто спеты несколько дней назад – о том, что происходит здесь и сейчас, с нашей Родиной, с нами. Слушая их, с трудом веришь, что так правильно мыслить и глубоко чувствовать, столь многое в этой жизни понимать мог 16-летний мальчишка из русской глубинки.

 

Максим родился и жил в Брянске, в православной семье Юрия Павловича и Надежды Михайловны Трошиных. Отец мальчика был человеком неординарным, творчески одаренным, хорошо рисовал, писал стихи. Мама Максима предстает в документальном фильме о нем «Песней наполнено сердце мое» (режиссер Т. Тарасова, студия «Артосъ», 2002 г.) простой русской верующей женщиной. Она вспоминает: «Максика, конечно, мы все любили. Глазки, действительно, у него были печальные. Он у нас был первый, нянек было много: дедушка, бабушка, папа, мама… Мы сменяли друг друга, и у каждого была своя колыбельная песня. Дедушка пел ему „Раскинулось море широко“, „По долинам и по взгорьям“, папа „Варяга“ пел… Где-то до двух лет он был дома, а потом пришлось отдать его в садик. И тут сразу проявилась его болезнь, такая же, как у папы. Болезнь и для взрослого-то нелегкая – астма, а для двухлетнего ребенка это – тяжкий крест, испытание. Но как-то незаметно он привык к мысли, что, раз папа живет с этой болезнью, то и я так должен…»

Однажды в период обострения заболевания маленького Максима положили в больницу, но родители заметили, что здоровье ребенка не улучшается, напротив, ему становится хуже. Тогда отец решил забрать мальчика домой и начал лечить его самостоятельно, народными средствами, ежедневно обливая холодной водой. И Максим постепенно пошел на поправку.

«Юрий Павлович был необычным человеком, – рассказывает Надежда Михайловна о почившем муже. – Он захотел, чтобы ребенок учился в музыкальной школе и обязательно – на скрипке. Захотел, чтобы он стал петь – он стал петь… Да не было у него голоса, на мой взгляд, хоть я мать… Думаю: какой там голос, он еле пищит, он задыхается, как он может петь? Прошел буквально год – ребенок запел».

Уникальный певческий и гражданский талант «брянского соловушки», как его потом называли, стал заметен еще в раннем возрасте. Первую песню Максим сочинил в девять лет. В дальнейшем, за свою короткую жизнь, он создал и исполнил неповторимый по широте и духовной глубине репертуар, в который вошли и его авторские произведения («Как по Русской по земле», «СССР печатает талоны», «Афганистан», «Эх, да как на горочке» и др.), и народные, казачьи песни, былины, духовные песнопения, песни на стихи Алексея Кольцова, Сергея Есенина, Николая Рубцова, Николая Тряпкина, иеромонаха Романа (Матюшина), Константина Скворцова и других поэтов. При этом в одном из интервью он сказал о себе: «Я не считаю себя певцом вообще, потому что у меня, на мой взгляд, нет особого голоса. Таких ребят, как я, миллионы в нашей стране, которая очень богата талантами – была, есть и будет, что бы там ни говорили ее противники».

«Сегодня больше поют не русские песни, не народные, не религиозные, которые ты поешь, а другие – три ноты и ритм, который бьет по нервам. Почему так происходит?» – спрашивали у Максима. Он отвечал с оптимизмом: «То, чем занимается сейчас молодежь, более или менее начинает приходить в то русло, в которое должно приходить. Многие эстрадные исполнители начали обращаться к русским песням. В русских песнях есть и мелодия, и смысл. Это действительно можно назвать песней, а не то, что называется песнями сейчас, как Вы сказали, я совершенно с Вами согласен, – ритм, пустейшие мелодии, пустейшие слова. <…> Я спел свою песню – „На молитве Русская земля“. Я написал ее на стихи неизвестного, к сожалению, автора, взял ее из сборника, который издавался в 1913 году. Но песня поется как про сегодняшний день – это отличительная черта всех русских песен».

В исполнении Максима многие известные песни и стихотворения, положенные им на музыку, обретали новый смысл, емко характеризуя события и явления современности. Об этом он говорил на своих концертах: «У меня в репертуаре есть песня „Соловейка“. Я пою ее уже пять лет и с каждым годом нахожу в ней для себя все больше глубинного смысла. Эта песня для меня – не песня про соловья. Это песня про каждого второго русского человека, который не нашел себя в этой жизни»; «Я хочу спеть песню, которую написал на стихи Константина Скворцова. Она называется „Матушка пела“. Но Матушка в этой песне для меня – Россия, а песня эта – о ее судьбе».

Максим Трошин, юный поэт, светлый отрок, душою чувствовал и осознавал, что современные «крестоносцы», вооруженные ложью, пошлостью и цинизмом, вынашивают жестокие планы по уничтожению славянской культуры и православного мировоззрения. «Если бы меня позвали на „Утреннюю звезду“, – поделился он как-то своим мнением о современном ему песенном конкурсе, – я не пошел бы. Они вытравливают все русское, все национальное. Я не пошел бы к ним потому, что они воспитывают для себя новое поколение дергунчиков», т. е. людей, лишенных совести, мужества, стойкости, готовности защитить величие Родины.

Максим был глубоко верующим человеком. Он служил звонарем в храме Тихвинской иконы Божией Матери и иподиаконом брянского архиепископа Мелхиседека, руководил церковным хором и молодежной организацией Русского Национального Собора в Брянской области, преподавал игру на гуслях в воскресной школе.

Он признавался: «Для моды я не делаю ничего. Поэтому я пошел в Церковь из чисто духовных побуждений; принял Крещение, потому что мне это стало необходимо»; «Я хотел что-то свое, что-то русское. Я начал искать песни, русские песни, ходить по старым людям, которые знают какие-то слова, казачьи песни. Но чем больше я углублялся в русскую культуру, тем больше понимал, что все это очень тесно связано с Православием и что если я не приду туда, не столкнусь с этим, то ничего из этого не выйдет»; «Русский человек, я считаю так, должен быть православным, прежде всего. Это вера, которую наши отцы, деды отстаивали, была пролита за эту веру кровь, за землю Русскую. Русский человек, прежде всего, должен быть патриотом своей земли, а быть патриотом – это значит быть православным <…>. Одного только я желаю – чтобы хоть кто-нибудь хоть раз задумался о Родине, об Отечестве...» Произнесенные детским голосом, но с необычайной убежденностью и силой духа, эти слова трогают сердце, проникают в душу...

Ныне песни Максима Трошина не звучат ни с экранов телевизоров, ни по радио, лишь в интернете их находят, открывают для себя все больше людей, оставляя в комментариях свои отклики: «Только сегодня впервые узнала и слушаю пение Максима. Да это же душа России!.. Как же сильны корни россиян, если через годы безумства, творящегося в России, рождается такое чудо!.. Это очищение каждого, кто слушает... Но на телевидении я его ни разу не видела. Наверное, страшно, чтоб россияне слушали ТАКОЕ»; «Жаль, что недолго прожил этот певец славы Божией... Хотя можно и сто лет прожить и не найти главного в жизни – Бога»; «Да это же Ангел! Я слушаю и плачу!»; «В голову не умещается, как в столь юном возрасте можно было написать ТАКОЕ… Настоящий талант!»; «Благодарен интернету за то, что смог услышать такое чудо. Невозможно слушать без слез его песни... Почему ты так рано ушел???»; «Он – большой талант, он просто пел о русской истории… И хотя он действительно погиб ребенком, но понять-то он успел намного больше нас...»; «В 17 лет петь так! Наверное, такими были лучшие, которые „за Россию-Мать шашки наголо“!»; «Такие люди, как он, несмотря на юный возраст, с честью и достоинством проливали кровь, отдавая свои жизни за Россию…»

Максим Трошин погиб при невыясненных обстоятельствах незадолго до своего 17-летия. 5 июня 1995 года он должен был ехать на поезде в Москву, на очередной концерт, но там его так и не дождались. Позднее тело юноши нашли в реке Десне под Брянском. Некоторые считают, что, как и многие другие поэты в России, дерзавшие говорить правду, он был убит. Ведь за ним уже шли люди, и, конечно, кому-то это не нравилось. Другие полагают, что произошедшая трагедия – просто несчастный случай. Но, как бы там ни было, таков, очевидно, промысл Божий об этом необыкновенном отроке. Он чистым ушел ко Господу, восхищен бысть, да не злоба изменит разум его, или лесть прельстит душу его (Прем. 4, 11), дав нам своим творчеством, своей жизнью и внезапной кончиной повод задуматься о самом главном.

Православный писатель Владимир Николаевич Крупин, знавший Максима при жизни, говорит о нем: «Русское искусство не имеет права быть по образу западного – обслуживанием сытых, обслуживанием какой-то прихоти, какого-то богатого заказчика. Мы такой роскоши уже не можем себе позволить. Наше искусство не должно действовать на нервы. Конечно, иногда и нервы неплохо зацепить, но все-таки наше воздействие – на душу. <…> У Максима душевность не обслуживала чувства, <…> здесь был прорыв в духовности, а духовность – она обязательно требует самоограничения, жертвенности. Духовность – это стремление к Богу, и вот это в Максиме было. Порой приходится спрашивать: „Ты православный? Ты крещеный? Ты в Бога веришь?..“ А глядя на Максима, этих вопросов не возникало. Это лицо – отрешенное, лишенное земных привязанностей, – оно уже говорило, что он в Господе все время живет. И, конечно, этот отрок, мальчишечка, еще только подошедший к юношеской поре, дает нам такой огромный урок, что мы не имеем права жизнь свою, данную нам Богом, разбазарить на поиск своих интересов. У нас своих интересов уже быть не должно, у нас один интерес: в последние времена надо служить России. <…> Последние времена начались с момента Вознесения Христа с Елеонской горы. Мы живем в последние времена, и это не страшно, потому что это все предсказано. Но наше сопротивление приходу антихриста – вот это нас будет оправдывать перед Господом. И Максим в этом отношении – наша звездочка. Как в детстве мы начинали узнавать звезды, поднимали головы, искали их, так и сейчас отыскиваем эту звездочку Максимову и думаем: „Вот, надо на этот свет идти“. Это нам такой маячок в нашей жизни».

 

Серафима СМОЛИНА

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник