ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 


 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: О ЦЕРКВИ ВООБЩЕ,
О ВСЕХ ЧАСТЯХ ЕЕ И О ВСЕХ ВЕЩАХ И УТВАРЯХ,
К НЕЙ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ

 

ГЛАВА II:
О ГЛАВНЕЙШИХ ЧАСТЯХ ЦЕРКВИ

 

 

§1. ЧАСТИ ХРАМА

 

Церковь, принимаемая в значении храма Божия или дома молитвенного, разделяется главным образом на две части – алтарь и собственно храм; но часто к этим двум частям прилагается и третья – притвор или предхрамие; посему и храм разделяется по обыкновению на три главные части: алтарь, собственно храм и притвор.


§2. РАЗЛИЧИЕ В ЧАСТЯХ ХРАМА

 

Из всех частей церкви алтарь есть главнейшая, потому что он назначен для священнослужения, почему и не дозволяется входить в него непосвященным; храм назначен для верных, а притвор – для оглашенных и кающихся, т. е. таких людей, которые не получили еще права входить в храм. Такое различие частей церкви повелевают соблюдать 19-е и 43-е правила Собора Лаодикийского и 69-е Шестого Вселенского, в которых сказано, что в алтарь дозволяется входить только священникам для священнодействия и царской власти для причащения и приношения Даров.

 

§3. ПЕРВОЕ ЗНАМЕНОВАНИЕ ЦЕРКВИ

 

Разделение церкви на две части, т. е. алтарь и храм, имеет четыре значения. Симеон Солунский (в гл. 4, о храме), назвавши алтарь невходным, т. е. местом, куда не всем позволяется входить, а только посвященным, а храм – входным, куда все христиане входят, дает этим частям следующее значение: 1) они знаменуют Христа, Бога и вместе Человека, первое, т. е. Божество Иисуса Христа, – невидимо, а второе, человечество, – видимо; 2) человека, состоящего из души и тела; 3) таинство Троицы, Которая непостижима по существу, но познается по Своему промыслу и силам, и 4) видимый мир и невидимый: алтарь означает небо, а храм – землю.


§4. ВТОРОЕ ЗНАМЕНОВАНИЕ ЦЕРКВИ

 

Но церковь, разделенная на три части, т. е. алтарь, храм и притвор, имеет другие значения. Симеон Солунский в той же главе говорит: «И с другою целию храм разделяется на три части: на притвор, находящийся пред храмом, храм и алтарь; эти части знаменуют: 1) Троицу, 2) Горние Силы, разделяющиеся на три чина, 3) благочестивых людей, разделяющихся на иереев, верных и находящихся в покаянии и 4) трехчастный образ храма означает то, что на земле, что на небесах и что превыше небес; паперть означает землю, храм – небо; а святейший алтарь – то, что превыше небес».


§5. АНГЕЛЫ И ЛЮДИ РАЗДЕЛЯЮТСЯ НА ТРИ ЧИНА

 

Выше было сказано, что храм, разделенный на три части, уподобляется Ангелам и людям; здесь следует объяснить, в каком смысле принимается деление Ангелов и людей на три разряда. В первой части Православного исповедания, в ответе на вопрос 20-й, приводятся следующие слова святого Дионисия Ареопагита: «Ангелы, – пишет он, – разделяются на девять ликов, а сии – на три чина. В первом чине находятся те, кои ближе к Богу, как то: Престолы, Херувимы и Серафимы. Во втором чине: Власти, Господства и Силы. В третьем: Ангелы, Архангелы, Начала. Они поставлены в таком порядке, что низшие Ангелы получают просвещение и благодеяния Божии чрез высших». То есть, в первом чине находящиеся Ангелы, прежде всех получая Божественное осияние и принимая его без всякого посредства, передают тем, которые не имеют такого осияния, какое они получают. И посему первые чины, по воле Божией, причастны бывают и к высшим, и низшим чинам; так Серафим может назваться Ангелом и Силой, но Ангел не может назваться Серафимом, потому что Ангелы не достигают той горней страны, где находятся Серафимы. Серафимы прежде всего принимают просвещение Светом Божественным, а от них передается озарение прочим чинам, и потому первая третица священноначальствует над второю, а вторая над третьею. Таким образом и люди разделяются на три разряда. Симеон Солунский (в 133 гл.) говорит: «Внутрь алтаря входит иерарх, носящий образ Богочеловека Иисуса и силою Его священнодействующий, другие же священные лица, каждый по своему чину, знаменуют и Апостолов, и в особенности Архангелов и Ангелов». В 26 главе о храме он же говорит: «Иереи, начинающие Божественные песни внутри алтаря, изображают собою первые, высшие к Богу чины; а диаконы, чтецы и песнопевцы, по порядку продолжающие Божественные псалмы и Священное Писание, образуют средний чин небесных сил; православный же народ, стоящий во храме и просящий у Бога милости, означает последний чин Ангелов».


§6. ПОЧЕМУ ЦЕРКОВЬ РАЗДЕЛЯЕТСЯ НА ТРИ ЧАСТИ

 

Церковь наша, или храм, разделяется на три части, по примеру Скинии Моисеевой и храма Соломонова, в которых было по три части. Так Апостол Павел пишет к Евреям: Имеяше убо первая скиния оправдания Службы, святое же людское: скиния бо сооружена бысть первая, в нейже светилник и трапеза и предложение хлебов, яже глаголется святая. По вторей же завесе скиния глаголемая Святая святых (Евр. 9, 1–3). Одно из сих отделений – внешнее – предназначалось для евреев, еллинов, одним словом, для народа. Затем была устроена завеса, отделявшая внешнюю часть храма; за эту завесу, внутрь храма всякий день входили священники для приношения жертвы; эта часть называлась Святая. Далее была устроена еще вторая завеса, за которой была третья часть храма, Святая Святых: туда только один раз в год входил Первосвященник для принесения жертвы. Все эти части храма были образом наших храмов, так как сень образовала истину. А почему как ветхозаветные, так и новозаветные храмы разделяются на три части, тому Василий Великий в своем трактате о Святом Духе (гл. 27) полагает следующую причину: «Великий Моисей, – говорит он, – хотел выразить тем, что не всем дозволил приступать к тому, что было священного в храме; он вне храма назначил место для мирских людей; а в самый храм, т. е. Святая, предоставил право входить избранным. Левитов удостоил быть служителями Божиими; священникам предоставил право совершать заколения и всесожжения и совершать прочие священнослужения. Из сословия священников он избрал одного, который однажды в год, в известный день и в известный час, должен был входить в неприступное место (Святая Святых) для того, дабы и он сам по трудности и редкости со страхом взирал на Святая Святых».

 

Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.


Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник