ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

 

«К чему скорбеть, брат?»

 


Спасский собор Спасо-Прилуцкого монастыря,
где почивают мощи блгв. кн. Иоанна Угличского

 

В то время, как великий князь Московский Иоанн III собирал под свою власть Русскую землю, создавая единое и могучее царство (кон. XV – нач. XVI в.), его брат Андрей княжил в Угличе. Во время похода великого князя Иоанна против татар Андрей не выслал ему в помощь войско и потому был заподозрен в измене. В наказание его заключили под стражу вместе с сыновьями Иоанном и Димитрием. Митрополит и епископы умоляли великого князя за его брата, сам же Андрей говорил: «Волен Бог да государь, мой брат, а Всевышний рассудит нас в том, что я невинно лишаюсь свободы».

Но великий князь Иоанн остался непреклонным. Года через два князь Андрей так и скончался в заточении, и его похоронили в Москве, в Архангельском соборе, но детей его не освободили, а отправили в Вологду, где содержали в тюрьме.

Димитрий, старший из братьев, иногда роптал на свою горькую участь, но младший, Иоанн, которому было лишь четырнадцать лет, когда его, невинного, заточили, со смирением покорился воле Божией. С годами вера в нем крепла, и он говорил Димитрию: «К чему скорбеть, брат мой? Мы отдалены от мира, опасного для души. В мире все – похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Это все не от Бога. Тесен затвор нам, но не тесным ли путем шли в Царство Небесное святые? Они терпели голод, раны, темницу, но возносились молитвой к Богу, утешались Божиим словом. Будем и мы подражать им».

Благочестивый князь Иоанн очень хотел принять иночество, но тогда ему пришлось бы расстаться с братом. И он отложил свое желание и только после 32-летнего заточения, когда постигла его последняя, предсмертная болезнь, он постригся в монахи с именем Игнатий. С молитвой на устах он предал свою душу Богу, 46-ти лет от роду.

Тогда от тела его изошло сильное благоухание, наполнившее весь город. Жители с благоговением отнесли честные мощи монаха Игнатия в монастырь преподобного Димитрия Прилуцкого и погребли под алтарем храма рядом с мощами преподобного.

Несравнимо тяжелее стало несчастному Димитрию после преставления благочестивого брата Иоанна. Еще довольно долго пробыл он в узах, но перед смертью получил свободу. Когда же постигла его предсмертная болезнь, он попросил, чтобы его похоронили в ногах брата, в Вологодской Прилуцкой обители.

 

Православное семейное чтение.
М., 1999.

 

 

 

Прославляя Господа, был услышан


Когда игемон Арриан (III в.) направлялся из города Ермополя в город Антиною в Египте, к нему привели христианина Аскалона.

«Слышал ли ты о царских указах, разосланных по всем странам? – спросил Арриан. – Указы обязывают христиан приносить жертвы идолам». – «Да, я слышал об этих нечестивых указах, изданных на соблазн многим», – ответил Аскалон. Тогда игемон сказал: «Послушай меня и принеси жертвы идолам, потому что если ты не послушаешься, то уже приготовлено и место для мучения, и мучители». «Увидим, кто из нас будет сильнее: ты ли мучениями убедишь меня называть идолов богами или я заставлю тебя признать Христа, моего Господа, Истинным Богом и Создателем всего», – сказал Аскалон.

Разгневанный игемон повелел бить мученика и строгать его железными орудиями, а потом решил продолжить свой путь, чтобы в городе подвергнуть святого еще худшим пыткам. Но еще в дороге исполнилось пророчество Аскалона. Когда Арриан переправлялся через Нил в лодке, мученик, узнав об этом, несмотря на ужасную боль от ран, встал с земли и, подняв к небу руки, воззвал ко Господу: «Боже мой, Иисусе Христе, ради Которого я терплю эти муки! Услышь меня ныне для прославления святого имени Твоего и распростри всемогущую руку Твою: удержи эту лодку, в которой сидит нечестивый судия, посреди реки и не дай ему достигнуть берега, пока он не исповедует Тебя Единым Истинным Богом, Создателем и Владыкою всего, и пред всем народом не прославит Твое святое имя, хотя он его и ненавидит».

Тотчас лодка с игемоном остановилась посреди реки, и, как ни не хотелось Арриану исповедать Христа, а пришлось-таки написать на бумаге: «Один есть Истинный Бог, Коего почитает Аскалон, и нет другого, кроме Него. Он – Создатель и Владыка всего». Как только мученику принесли эту бумагу и он прочитал ее, лодка сдвинулась с места и достигла берега. Однако в душе своей Арриан нисколько не изменился и все так же ненавидел Христа. Он велел утопить святого мученика в реке, и душа блаженного Аскалона отошла к вечному блаженству в Царствии Небесном. Аминь.

 

Православное семейное
чтение. М., 1999.

 

 

 

 

19 мая / 1 июня. Суббота.

Сщмчч. Патрикия, еп. Прусского, и с ним трех пресвитеров: Акакия, Менандра и Полиена (ок. 100). Преп. Корнилия, чудотворца Комельского (1537). Блгв. вел. кн. Димитрия Донского (1389). Сщмч. Виктора (1937); сщмчч. Антония, еп. Белгородского, и с ним Митрофана, Александра, Михаила, Матфея, Ипполита, Николая, Василия, Николая, Максима, Александра, Павла, Павла пресвитеров и мчч. Михаила и Георгия (1938); сщмч. Онуфрия, архиеп. Курского (1938); прмч. Валентина (1940). Преп. Корнилия, иг. Палеостровского, Олонецкого (ок. 1420). Блгв. кн. Иоанна Угличского, в иночестве Игнатия, Вологодского (1523). Преп. Сергия Шухтомского (1609). Мч. Калуфа Египтянина (284–303). Преп. Иоанна, еп. Готфского (790). Собор новомучеников, в Бутово пострадавших (празднование в 4-ю субботу по Пасхе).

 

20 мая / 2 июня. Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне.

Мчч. Фалалея, Александра и Астерия (ок. 284). Обретение мощей свт. Московского Алексия, всея Руси чудотворца (1431). Блгв. кн. Довмонта, во святом Крещении Тимофея, Псковского (1299). Мч. Аскалона (ок. 287). Препп. Завулона и Сосанны, родителей равноап. Нины. Собор мучеников Холмских и Подляшских (празднование в 1-е воскресенье после 19 мая).

 

21 мая / 3 июня. Понедельник. Седмица 5-я по Пасхе.

Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.). Равноапп. Царя Константина (337) и матери его Царицы Елены (327). Блгв. кн. Константина (Ярослава) (1129) и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев. Обретение мощей блж. Андрея Симбирского (1998). Преп. Кассиана грека, Угличского чудотворца (1504). Собор Карельских святых. Собор Уфимских святых. Чтимые списки с Владимирской иконы Божией Матери: Псково-Печерская «Умиление» (1524), Заоникиевская (1588), Красногорская, или Черногорская (1603), Оранская (1634).

 

22 мая / 4 июня. Вторник.

Мч. Василиска (ок. 308). Мч. Иоанна-Владимира, кн. Сербского (1015). Прав. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца (ок. 1540). Сщмч. Михаила пресвитера (1942). Память Второго Вселенского Собора (381).

 

23 мая / 5 июня. Среда.

Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы. Преп. Михаила исп., еп. Синадского (821). Обретение мощей свт. Леонтия, еп. Ростовского (1164). Собор Ростово-Ярославских святых. Преп. Евфросинии, игумении Полоцкой (1173). Преп. Паисия Галичского (1460). Прмч. Михаила черноризца (IX).

 

24 мая / 6 июня. Четверг.

Преп. Симеона, столпника на Дивной горе (596). Преп. Никиты, столпника Переславльского (1186). Блж. Ксении Петербургской (прославление 1988). Мчч. Мелетия Стратилата, Стефана, Иоанна, Серапиона египтянина, Каллиника волхва, Феодора и Фавста и с ними 1218-ти воинов с женами и детьми (ок. 218).

 

25 мая / 7 июня. Пятница.

Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (ок. 850). Прмц. Елены (1938), прмч. Тавриона (1939). Свт. Иннокентия, архиеп. Херсонского (1857). Сщмч. Ферапонта, еп. Кипрского (IV).

 

26 мая / 8 июня. Суббота.

Aпп. от 70-ти Карпа и Алфея (I). Мч. Георгия Нового (1515). Обретение мощей преп. Макария Калязинского (1521). Мчч. Аверкия и Елены (I). Преп. Иоанна Психаита, исп. (IX).

 

27 мая / 9 июня. Неделя 6-я по Пасхе, о слепом.

Сщмч. Ферапонта, еп. Сардийского (III). Обретение мощей преп. Нила Столобенского (1667). Преп. Ферапонта Белоезерского, Можайского (1426). Перенесение мощей свтт. Московских Киприана, Фотия и Ионы (1472). Преп. Ферапонта Монзенского. Прав. Иоанна Русского, исп. (1730). Мчч. Феодоры девы и Дидима воина (304).

 

28 мая / 10 июня. Понедельник. Седмица 6-я по Пасхе.

Преп. Никиты исп., еп. Халкидонского (IX). Свт. Игнатия, еп. Ростовского (1288). Преп. Елены Дивеевской (1832). Прмчч. Макария, Дионисия, сщмч. Николая диакона, мчч. Игнатия и Петра (1931); преп. Ираклия исп. (1936); прмц. Гермогены (1942). Сщмч. Евтихия, еп. Мелитинского (I). Мц. Еликониды (244). Сщмч. Елладия еп. (VI–VII). Икон Божией Матери Никейской (304) и Чухломской (Галичской) (1350).

 

29 мая / 11 июня. Вторник.

Прмц. Феодосии девы (730). Блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского (1494). Обретение мощей преп. Иова, в схиме Иисуса, Анзерского (2000). Сщмч. Иоанна диакона и мч. Андрея (1938); свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского (1961). Мц. Феодосии, девы Тирской (307–308). Память Первого Вселенского Собора (325). Иконы Божией Матери, именуемой «Споручница грешных».

 

30 мая / 12 июня. Среда.

Отдание праздника Пасхи. Преп. Исаакия исп., игумена обители Далматской (383). Сщмч. Василия пресвитера (1942).

 

31 мая / 13 июня. Четверг. ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ.

Ап. от 70-ти Ерма (I). Мч. Ермия (II). Сщмч. Философа пресвитера и сыновей его мчч. Бориса и Николая (1918). Мч. Философа (III). Мучеников, в долине Ферейдан (Иран), от персов пострадавших (XVII) (празднование в день Вознесения Господня).

 

1 / 14 июня. Пятница.

Мчч. Иустина Философа и другого Иустина, и с ними Харитона, Хариты, Евелписта, Иеракса, Пеона и Валериана (166). Преп. Дионисия, игумена Глушицкого (1437). Сщмч. Василия пресвитера, мц. Веры (1940). Прав. Иоанна Кронштадтского (прославление 1990). Преп. Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах (XI).

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник