ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СЛОВО ПАСТЫРЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ПРОПОВЕДЬ СТРАНИЦА 13
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Бойтесь как геенского огня этого учения»

31 мая / 13 июня – Вознесение Господа Бога и
Спаса нашего Иисуса Христа

 

В кондаке настоящего праздника сказано: «вопия любящым Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Ясно, что Господь являет Свое дивное заступление тем, кто любит Его. А кто любит Его? На этот вопрос отвечает нам Сам Господь в таких Своих словах: Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет <…>, не любяй Мя, словес Моих не соблюдает (Ин. 14, 23–24). Следовательно, если мы будем исполнять слова нашего Спасителя, мы тем самым будем являть свою любовь к Нему, ради которой Он будет защищать нас от всех напастей в нашей жизни и будет всегда и неразлучно находиться с нами Своею благодатью и Своею радостию.

Спрашивается, какие же слова Христа мы должны блюсти с вами, возлюбленные? Много, очень много Господь высказал словес Своих, но все они в своей сущности были направлены к проповеди о Царстве Божием, или о Царстве Небесном, что то же – о вечной блаженной жизни в единении со Христом. Это Царство Божие Господь проповедовал от самого начала Своей мессианской спасительной деятельности и до конца Своей земной жизни. О нем Он вещал ученикам Своим в течение сорока дней после Своего Воскресения до самого Своего Вознесения на небо <...>. Но наряду с этим Господь, в повествовании о Страшном суде Своем и в Своих притчах, говорил и о вечной жизни с адскими мучениями.

Все мы, верующие во Христа, стараемся блюсти слова Его о будущей вечноблаженной жизни в Небесном Царствии. Но многие из среды верующих сомневаются в словесах Господних о будущей жизни с мучениями бесов и грешников. Многие из нас даже отрицают вечность мучений в аду, говоря, что Господь есть всепрощающая Любовь, что Он все грехи наши простит, даже простит бесов и в конце концов будет одна только вечная блаженная жизнь, без всяких мучений ада.

Подальше будьте, мои возлюбленные чада, от этого столь распространенного среди нас учения, исходящего из ложной, гуманистической, сентиментальной, а в своей сущности диавольской мысли, что Бог есть только всепрощающая Любовь. Господь не только есть любвеобильный Отец наш, но Он есть в то же время Праведный и страшно наказующий Судия. Бог имеет не только свойство благости, но и свойство правосудия. Да как же иначе может быть, когда Сам Господь учит о вечности мучений для грешников и бесов…

Ясно, что все те, которые не признают вечности мучений, отрицают слова Самого Господа, что эти мучения будут, и, следовательно, впадают в ужасную ересь, которая влечет за собою отрицание всего христианства. В самом деле, если Господь прощает и простит все грехи, не только людей, но и бесов, то зачем надо было Ему приходить в мир, воплощаться от Девы Марии, страдать и умирать на Кресте? Зачем тогда ниспосылать на апостолов, а затем всем верующим, через Православную Церковь в ее Таинствах благодать Святаго Духа, которая есть плод страданий и смерти Христа?

Кроме того, отрицание вечности мучений ведет за собой расслабление нашей христианской нравственности, ибо страх вечных мучений есть одна из основ для нашей нравственной деятельности. Вот почему Святая Церковь на Пятом Вселенском соборе предала анафеме Оригена за его еретическое учение, отрицающее слова Христа о вечности мучений.

Поэтому бойтесь, мои возлюбленные о Христе братия и сестры, как геенского огня этого учения, этой ереси. Будем свято блюсти все слова Христовы и о будущей вечноблаженной, и о будущей вечноадской жизни с ее мучениями. К первой жизни будем всецело стремиться, а второй жизни будем всецело избегать. Если мы будем соблюдать все слова Господа, то в этом будет проявляться наша любовь к Нему. А за любовь нашу ко Христу Господь будет всегда нашим Заступником и нашею Радостью во всех наших скорбях. Тогда во всей полноте осуществятся над нами слова кондака в честь настоящего великого праздника Вознесения Господня: «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Аминь.

 

Архиепископ
Серафим (СОБОЛЕВ)

 

Из Слова на Вознесение
Господне, произнесенного
в русской церкви свт. Николая
г. Софии, 9 / 22 мая 1947 года

 


 

О кощунстве и благоговении

27 мая / 9 июня – обретение мощей
преподобного Нила Столобенского

 

 

Страшный это грех – кощунство! Каждый раз, когда люди обращают в шутку священные предметы или действия, недостаточно почитают святыни и все имеющее отношение к храму, поносят священнослужителей или клевещут на них – это и есть кощунство. Остерегайтесь этого великого греха! Вы мне скажете: «Владыка, мы же не кощунники!» Так это хорошо! Но много есть среди нас такого, что близко к кощунству. Возьмем такой пример. Приходим мы в православный дом и видим: висят на стенах портреты родных и знакомых, висят в чистоте, и все это красиво. А рядом, в углу, висит почерневшая от пыли икона, на которой прикреплены старые-престарые, выгоревшие, измятые цветы. Угодно ли это Богу?

Бывают и батюшки, которые недостаточно следят за чистотою в алтаре и на Престоле, на этом страшном месте, на которое и Ангелы взирают со страхом и любовью. Был у меня такой случай: поехал я по епархии. Приезжаю в один город, благочинный и говорит мне, что такой-то батюшка неряшлив и надо бы его подтянуть. Прихожу сам в храм и что же вижу?! На Престоле – слой пыли, на иконах – цветы, которые уже года два не меняли. «Где же у вас чудотворная икона?» – спрашиваю. «Вот она!» – «Не вижу!» – говорю. «Да вот здесь, Владыка!» – «Нет! – говорю. – Иконы я не вижу за слоем пыли, которая наросла на стекле». Просил прощения священник, обещал исправиться и каждую неделю сообщать мне, как он поддерживает порядок в храме.

Или вот еще такая картина. Пасха. Отстояли вы заутреню и Литургию, сели разговляться. Съели кусочек пасхи, или сырной пасхи, похристосовались освященным яичком, разбили его, съели. Все сделали хорошо и благоговейно. «А куда скорлупу яичную деть?» – спрашивает прислуга. «В помойку, конечно!» И вот ту скорлупку, которую только что окропили в храме святой водой, над которой пели много раз «Христос Воскресе!» – выбрасывают на помойку. Это ли уважение к святыне и к храму Божию?! Запомните хорошенько, что все, относящееся к богослужению и к храму Божию, есть святыня, через которую на вас изливается благодать и любовь Божия и к которой вы сами поэтому должны относиться с великой любовью и благоговением. Хотел я на этом закончить, да вспомнился мне еще один случай, который надо вам рассказать.

Было это в обители святого Нила Столобенского на озере Селигер. Там почивают мощи этого святого, теперь в новой раке, а прежняя рака с изображением преподобного на крышке стояла в храме пустая. Однажды приехала в эту обитель поклониться святым мощам одна благочестивая женщина с двумя малыми детьми. Пока женщина молилась в храме, дети побежали по саду, нарвали спелых ягод рябины, которой там растет очень много, и проникли в тот пустой в то время храм, где стояла прежняя рака преподобного. Они затеяли игру: бросать ягодами в изображение святого.

И вдруг, при ясном небе, все бывшие в обители услышали страшный удар грома, от которого потряслись все здания. Женщина та, не видя около себя детей, бросилась искать их везде ввиду такой опасности и наконец нашла их лежащими без сознания около пустой раки. Собрались туда иноки, стали приводить детей в чувство. Когда они наконец пришли в себя, мать спросила их, что с ними случилось? Они откровенно рассказали, как затеяли игру – бросать ягодками в «дедушку», и как они вдруг увидели, что «дедушка» приподнялся и погрозил пальчиком, после чего блеснула молния, раздался удар грома, и дальше они ничего не помнят. Видите, как даже малых, неразумных детей наказывает и вразумляет Бог за непочтение к Своим угодникам! Вразумляйте же детей своих, предостерегайте их от этого!

<…> Да пошлет Господь нам и детям нашим дар благоговейного почитания икон и святынь наших! Аминь.

 

Святитель
Николай (МОГИЛЕВСКИЙ),
митрополит Алма-Атинский
и Казахстанский

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник