ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
УРОКИ ИСТОРИИ ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

УНИЯ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

 

В Культурном центре «Возрождение» прошла
лекция по истории Церкви

 


 

Первого февраля в московском культурном центре «Возрождение» прошла лекция священника Михаила Новикова на тему «Уния: прошлое и настоящее». Мероприятие привлекло большую аудиторию, в которой можно было заметить как монашествующих и семинаристов, так и студентов светских вузов, прихожан православных храмов и других лиц, интересующихся церковной историей.

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

Уния в переводе с латинского языка означает «союз». Исходя из этимологии этого слова, отец Михаил определил унию как богопротивный союз истины с ложью, света со тьмой, Православия с ересью. Уния всегда сопряжена с компромиссом: человек, стоящий перед выбором, принять или не принимать унию, решает вопрос – пойти ли ему против своей совести и согласиться с еретиками или же внять ее спасительному голосу, призывающему сохранить верность Православию.

Далее отец Михаил рассказал о трех униях, которые имели место в истории Церкви: Лионской (1274 г.), Ферраро-Флорентийской (1439 г.) и Брестской (1596 г.).

 

ЛИОНСКАЯ УНИЯ

 

Лионская уния была заключена в Византии в 1274 году. В то время Император Михаил VIII Палеолог отвоевал у латинян Константинополь, захваченный ими во время Четвертого крестового похода, и восстановил Византийскую Империю. Он стремился укрепить свою власть и для этого решил заручиться поддержкой папы. Римский понтифик поставил условием своей поддержки заключение унии между Западной и Восточной Церквами под властью Ватикана. Палеолог принял условие папы и начал уговорами и насилием, – а это были ссылки, тюрьмы, ослепление, отсечение рук и т.п., – склонять православных к богопротивному союзу с католицизмом.

К этому времени относится подвиг мученичества 26-ти Зографских преподобных Отцов. Еретики-католики высадились на Святой Горе и начали обходить афонские монастыри и келии, заставляя монахов признать власть папы. Наконец, они окружили монастырь Зограф. Перед этим Пресвятая Богородица открыла одному старцу-пустыннику о приближении безбожных латинян и об их кровавых замыслах. Старец предупредил братию обители, и те, кто чувствовали себя не готовыми к мучениям, покинули это место. А наиболее стойкие и ревностные в вере монахи остались, запершись в высокой башне – пирге. Пришедшие католики стали склонять их к признанию папской власти, но монахи мужественно отвергли все их уговоры и угрозы. Тогда латиняне подожгли пиргу. Пока она горела, Зографские Мученики пели псалмы и акафист ко Пресвятой Богородице, и так предали свои души Богу.

Некоторые афонские монахи согласились отслужить с латинянами мессу – их безобразные, обросшие длинными волосами мумии до сих пор отказывается принять святая земля Святой Горы.

Несмотря на все усилия Палеолога и латинян, подавляющее большинство греческого духовенства и народ не приняли унию. Со смертью Императора в 1282 году Лионская уния прекратила свое существование.


ФЕРРАРО-ФЛОРЕНТИЙСКАЯ УНИЯ

 

Это событие относится к 1438–1439 годам. Византия в то время испытывала большие трудности, связанные с претензиями Османской Империи. Византийский Император Иоанн VI Палеолог обратился за военной поддержкой к Ватикану. Папа Евгений IV, как и его предшественники, условием помощи объявил унию. Под давлением Императора греческие епископы приняли участие в латино-греческом соборе, который начался в Ферраре, а затем, из-за вспышки эпидемии, был перенесен во Флоренцию.

Первоначально греческая делегация, которую возглавляли Палеолог и Константинопольский Патриарх Иосиф, пыталась убедить католиков в ошибочности ереси «филиокве» (ложное учение о том, что Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына. – Примеч. ред.). Но целью католиков было не выяснение истины, а подчинение Константинопольской Церкви Ватикану. Поэтому вскоре греки, находившиеся на продовольственном обезпечении латинян, начали испытывать трудности в удовлетворении необходимейших жизненных потребностей. Многие, не выдержав испытаний, покорились Императору и католикам и подписали унию. Наиболее же стойкие члены греческой делегации подверглись тюремному заключению. Но вскоре, лестью и угрозами, и они согласились с введением «филиокве» в Символ веры и приняли унию.

Только святитель Марк, митрополит Ефесский, по-прежнему отказывался ставить свою подпись. Когда папе Евгению IV принесли акт о подписании унии, он спросил своих подручных: «А подписал ли Ефесский?» Те ответили: «Нет». На что папа сказал: «Тогда мы ничего не достигли».

И действительно, после возвращения в Византию святитель Марк возглавил борьбу православных против униатов, за что был заключен в темницу. Но духовенство и народ все же отвергли унию, ее приверженцы оказались в изоляции. Перед смертью и сам Император, надежды которого на военную помощь Запада не оправдались, раскаялся в своем отступничестве. Дважды на соборах, Иерусалимском (1443 г.) и Константинопольском (1450 г.), Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский Патриархи предали анафеме унию и униатов. Но за отступление Византии от Православия Господь попустил ее порабощение турками-магометанами. Они захватили Константинополь в 1453 году, после чего Ферраро-Флорентийская уния практически прекратила свое существование.

 

БРЕСТСКАЯ УНИЯ

 

Она была заключена в Речи Посполитой при короле-католике Сигизмунде III Вазе. В то время Малая, Белая Русь и Литва в результате татаро-монгольского нашествия временно оказались под властью Польши, где господствующей религией был католицизм. С середины XVI века там начал активную деятельность орден иезуитов, стремившийся возвратить под власть Ватикана отделившихся от него протестантов, а также совратить в католичество православных.

Для достижения своих целей они использовали все доступные средства, не гнушаясь и преступными, в соответствии с принципом «цель оправдывает средства». Противники иезуитов подвергались притеснениям и унижениям со стороны местных властей. Высшая православная иерархия и духовенство подкупались большими денежными суммами, а также обещаниями привилегий и почета. Кроме того, иезуиты развернули широкую образовательную деятельность, открыв в Речи Посполитой сеть высших учебных заведений. К концу XVI века их усилия начали приносить плоды.

Им удалось склонить к унии почти весь православный епископат Западно-Русской митрополии во главе с митрополитом Киевским Михаилом (Рогозой). В 1595 году два наиболее активных униата – епископы Ипатий (Поцей) и Кирилл (Терлецкий) – тайно побывали в Риме и подписали акт об унии с признанием власти папы над Вселенской Церковью и принятием католического учения «филиокве».

В 1596 году в Бресте прошел униатский собор, на котором состоявшееся соглашение было обнародовано. Параллельно с ним православные под руководством Патриаршего Экзарха архидиакона Никифора провели свой Собор, где предали анафеме униатов и утвердили Православие. Духовенство и народ не признали унию. Двое архиереев – Гедеон (Балабан) и Михаил (Копыстинский) – еще до начала Собора покаялись и устояли в Православии. Униаты снова оказались в изоляции. Однако поскольку уния была детищем иезуитов и их воспитанника короля, Православие в Польше было объявлено вне закона. На верующих начались жестокие гонения, в руки униатов были переданы более 700 храмов и 128 православных монастырей. Все епархии Западно-Русской митрополии, включая Киевскую, были насильственно присоединены к унии.

Многие стойкие исповедники Православия приняли мученическую смерть от униатов и католиков. Так, в 1599 году, экзарх Никифор (Парасхес-Кантакузен) умер от голода в тюремном заключении. «Трудно изобразить все жестокости, какие поляки дозволяли себе делать против Православия, – пишет святитель Филарет Черниговский, – не оставалось позорного имени, которым не клеймили бы публично православных. Теперь веру их называли не только „холопской“ верой, но верой „арианской“, „собачьей“». Местные власти всячески содействовали католическим лжемиссионерам и принуждали народ к принятию унии. Православных священников избивали, заключали в тюрьмы, морили голодом, травили собаками, подвергали различным пыткам, а часто и убивали. На монастыри среди бела дня нападали, грабили и жгли их, монахов мучили и также убивали. Православные церкви отдавали в аренду иудеям, которые взымали налог с верующих за совершение каждой требы или службы.
В житии преп. Паисия Величковского, родиной которого была Малороссия, описывается следующее происшествие. Странствуя по Малороссии, Петр (так звали в миру преп. Паисия) и его спутники, остановившись на ночлег у одного диакона, стали расспрашивать, каким путем им следует идти в Молдавию. Услышав этот вопрос, диакон сказал: «Не советую вам, святые отцы, идти туда. Теперь по всем дорогам ездят у нас солдаты для поимки разбойников и, если вы попадете им в руки, они могут вас жестоко обидеть из ненависти к нашей Православной вере. В нашем селе недавно был такой случай. Бывший передо мною дьячок, опасаясь доноса со стороны гонителя Православия, читая за Литургией Символ веры, произносил в восьмом члене так: „И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца Истинна исходящаго“, – и этим произношением некоторое время вводил униатов в заблуждение. Однако со временем на него все-таки донесли помещику, что он читает Символ веры не по их обычаю. Узнав об этом, помещик пришел в ярость и, взяв с собою солдат, вошел в церковь незадолго до чтения Символа веры. Когда же тот блаженный дьячок вышел на середину храма и стал читать Символ, помещик подошел к нему вплотную и со вниманием стал вслушиваться в каждое его слово. Дьячок понял, с какой целью помещик подошел так близко к нему, и начал читать особенно громко, медленно и торжественно, и когда дошел до слов: „И в Духа Святаго“, то, сам исполнившись благодати Святаго Духа, еще громче и отчетливее возгласил: „И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго“, откинув то слово „Истинна“, которое он раньше по малодушию прибавлял.

 

 

Окончание см. на стр. 9.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник