ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Народ сделал свой выбор

 


«Опричник»
Худ. С. ЕФОШКИН

 

Народ сделал свой выбор. Осознанно и недвусмысленно он выразил свободное согласие «сослужить» с Царем в деле Божием – созидании России как «Дома Пресвятой Богородицы», как хранительницы и защитницы спасительных истин Церкви. Царь понял это, 2 февраля 1565 года торжественно вернулся в Москву и приступил к обустройству страны.

Первым его шагом на этом пути стало учреждение опричнины. Само слово «опричнина» вошло в употребление задолго до Иоанна Грозного. Так назывался остаток поместья, достаточный для пропитания вдовы и сирот павшего в бою или умершего на службе воина. Поместье, жалуемое великим князем за службу, отходило в казну, опричь (кроме) этого небольшого участка.

Иоанн Грозный назвал опричниной города, земли и даже улицы в Москве, которые должны были быть изъяты из привычной схемы административного управления и переходили под личное и безусловное управление Царя, обезпечивая материально «опричников» – корпус царских единомышленников, его сослуживцев в деле созидания такой формы государственного устройства, которая наиболее соответствует его религиозному призванию. Есть свидетельства, что состав опричных земель менялся – часть их со временем возвращалась в «земщину» (то есть к обычным формам управления), из которой, в свою очередь, к «опричнине» присоединялись новые территории и города. Таким образом, возможно, через сито опричнины со временем должна была пройти вся Россия. (Даже такой историк, как Альшиц, вынужден был заметить, что «власть московского Царя держалась тогда на основаниях скорее духовных, чем материальных: на традиции подчинения подданных великокняжеской власти <...> на поддержке со стороны Церкви». Русский Царь не мог и не хотел править силой. Он желал послушания не «за страх», а «за совесть»).

Опричнина стала в руках Царя орудием, которым он просеивал всю русскую жизнь, весь ее порядок и уклад, отделял добрые семена русской православной соборности и державности от плевел еретических мудрствований, чужебесия в нравах и забвения своего религиозного долга.
Даже внешний вид Александровской слободы, ставшей как бы сердцем суровой брани за душу России, свидетельствовал о напряженности и полноте религиозного чувства ее обитателей. В ней все было устроено по типу иноческой обители – палаты, кельи, великолепная крестовая церковь (каждый ее кирпич был запечатлен знамением Честнаго и Животворящего Креста Господня). Ревностно и неукоснительно исполнял Царь со своими опричниками весь строгий устав церковный.

Как некогда богатырство, опричное служение стало формой церковного послушания – борьбы за воцерковление всей русской жизни, без остатка, до конца. Ни знатности, ни богатства не требовал Царь от опричников, требовал лишь верности, говоря: «Ино по грехом моим учинилось, что наши князи и бояре учали изменяти, и мы вас, страдников, приближали, хотячи от вас службы и правды».

Проворный народный ум изобрел и достойный символ ревностного служения опричников; «они ездили всегда с собачьими головами и метлами, привязанными к седлам, – пишет Карамзин, – в ознаменование того, что грызут лиходеев царских и метут Россию».

Учреждение опричнины стало переломным моментом царствования Иоанна IV. Опричные полки сыграли заметную роль в отражении набегов Дивлет-Гирея в 1571 и 1572 годах, двумя годами раньше с помощью опричников были раскрыты и обезврежены заговоры в Новгороде и Пскове, ставившие своей целью отложение от России под власть Литвы и питавшиеся, вероятно, ересью «жидовствующих», которая пережила все гонения.

В 1575 году, как бы подчеркивая, что он является Царем «верных», а остальным «земским» еще надлежит стать таковыми, пройдя через опричное служение, Иоанн IV поставил во главе земской части России крещеного татарина – касимовского Царя Семена Бекбулатовича. Каких только предположений не высказывали историки, пытаясь разгадать это «загадочное» поставление! Каких только мотивов не приписывали Царю! Перебрали все: политическое коварство, придворную интригу, наконец, просто «прихоть тирана»... Не додумались лишь до самого простого: Семен Бекбулатович действительно управлял земщиной (как, скажем, делал это князь-кесарь Ромодановский в отсутствие Петра I), пока Царь «доводил до ума» устройство опричных областей.

Был в этом «разделении полномочий» и особый мистический смысл. Даруя Семену титул «великого князя всея Руси», а себя именуя московским князем Иваном Васильевым, Царь обличал ничтожество земных титулов и регалий власти перед небесным избранничеством на царское служение, запечатленным в Таинстве Миропомазания. Он утверждал ответственность русского Царя перед Богом, отрицая значение человеческих званий.

Приучая Русь, что она живет под управлением Божиим, а не человеческим, Иоанн как бы говорил всем: «Как кого ни назови – великим ли князем всея Руси или Иванцом Васильевым, а Царь, Помазанник Божий, отвечающий за все происходящее здесь, – все же я, и никто не в силах это изменить».

Так царствование Грозного Царя клонилось к завершению. Неудачи Ливонской войны, лишившие Россию отвоеванных было в Прибалтике земель, компенсировались присоединением безкрайних просторов Сибири в 1579–1584 годах. Дело жизни Царя было сделано – Россия окончательно и безповоротно встала на путь служения, очищенная и обновленная опричниной. В Новгороде и Пскове были искоренены рецидивы жидовствования, Церковь обустроена, народ воцерковлен, долг избранничества – осознан. В 1584 году Царь мирно почил, пророчески предсказав свою смерть. (Одним из пунктов завещания Иоанна было указание освободить всех военнопленных). В последние часы земной жизни сбылось его давнее желание – митрополит Дионисий постриг Государя, и уже не Грозный Царь Иоанн, а смиренный инок Иона предстал перед Всевышним Судией, служению Которому посвятил он свою бурную и нелегкую жизнь.

 

Митрополит
Иоанн (СНЫЧЕВ)

«Русская симфония»

 

 

 

 

Чудо Божиего Промысла

 

Взрыв был подготовлен С.Н. Халтуриным, который для того чтобы совершить преступление, устроился во дворец на должность столяра-краснодеревщика.

Халтурин небольшими партиями носил взрывчатку, изготовлявшуюся в домашних условиях его единомышленниками, в свою комнату отдыха, а затем, накопив достаточный запас, в обеденный час взорвал ее. В этот момент Император должен был находиться в столовой, расположенной как раз над комнатой отдыха рабочих. Александра Николаевича спасло то, что поезд, которым должен был приехать ожидаемый им гость, принц Александр Гессенский, задержался на тридцать минут и соответственно на полчаса сдвинулся весь распорядок дня Монарха. Взрыв застал его и принца на пороге комнаты охраны, расположенной непосредственно перед столовой.

При этом было убито восемь солдат из караула и сорок пять ранено, но ни Император, ни члены его семьи не пострадали.

 

Царский календарь

 

 

Календарь монархиста

со 2 / 15 февраля по 16 / 28 февраля

 

2 / 15 февраля:
– в 1565 году Царь Иоанн IV Грозный, по настоянию всего русского народа, торжественно возвратился в Москву продолжать править Россией и искоренять измену. Сразу по возвращении Царь издал указ об опричнине.

4 / 17 февраля:
– в 1905 году террористом-эсером был убит Великий Князь Сергий Александрович, пятый сын Императора Александра II и Императрицы Марии Александровны, дядя святого Царя Николая II, супруг святой прмц. Великой Княгини Елисаветы Феодоровны.

5 / 18 февраля:
– в 1880 году в Зимнем дворце прогремел взрыв, устроенный С. Халтуриным с целью убийства Императора Александра II.

6 / 19 февраля:
– в 1238 году татарские орды Батыя приготовили для приступа городских стен Владимира лестницы и стенобитные орудия. Юрий Всеволодович, Великий Князь Владимирский, с супругой и подданными собрались в храме Успения Божией Матери, и епископ Митрофан облек их в схиму.

7 / 20 февраля:
– в 1238 году войска хана Батыя захватили Владимир и сожгли закрывшихся в Успенском храме православных вместе с епископом Митрофаном.

8 / 21 февраля:
– в 1190 году родился Великий Князь Владимирский Ярослав II Всеволодович, во святом Крещении Феодор, восстановивший Русь после нашествия Батыя.

12 / 25 февраля:
– в 1446 году изменники и клятвопреступники под руководством князя Димитрия Шемяки ночью коварно овладели Москвой, воспользовавшись отъездом Великого Князя Московского Василия II Васильевича Темного в Троицкую Лавру.

13 / 26 февраля:
– в 1547 году Царь и Великий Князь Иоанн IV Васильевич венчался с Княжной Анастасией, которая является связующим звеном династий Рюриковичей и Романовых.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник