ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
Рейтинг@Mail.ru
АКТУАЛЬНО ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Соболезновать, сочувствовать и молиться

 

Окончание. Начало см. на стр. 3.

 

 

Во всяком деле мы именно это и делаем: или мы приближаемся к Богу – и Он приближается к нам, или приближаемся к диаволу, который берет нас в плен. Сказано: «Своим умом мы приближаемся к Богу и бываем в единении с Ним, или своим умом мы удаляемся от Бога и бываем пленяемы сатаной». Это что касается внутренней нашей жизни. Конечно, внутренняя жизнь потом выражается и во внешней.

 

РАЗМЫШЛЕНИЕ ОБ ОСУЖДЕНИИ

 

Могу поделиться своим горьким опытом, как правильно относиться к этой ситуации. Мы занимались исследованием «миротворческого» движения где-то с 80-го года. Специально просили – из монастыря нам присылали «Журнал Московской Патриархии», официальные документы, где отображалась вся деятельность, разные экуменические контакты, «миротворчество» и т.д. Когда почитаешь этот журнал – душа скорбит, и помыслы недовольства и ропота на наших архиереев… Допустим, там одна фраза такая была: «Стоять на страже мира – вот задача христианина». Не выполнять заповеди Христа, а стоять на страже мира. Хотя сказано, что «мир во зле лежит» и «друг мира соделывается врагом Богу». Конечно, душу коробит, больно. И вот, помню, после очередного прочтения журнала мы поговорили, и я начал молиться, а помыслы приходят на архиереев, Синод, Патриарха. Молюсь: «Господи, помоги мне!» И такой четкий помысел: «А вот ты посмотри на себя и посмотри на них. Они участвуют в экуменическом движении, они занимаются этой политической деятельностью, они занимаются еще чем–то, вынуждаемые людьми и обстоятельствами. А ты, находясь здесь, в келье, не терпишь никакого притеснения ни от людей, ни от обстоятельств, а с кем ты беседуешь? Начинаешь обращаться к Богу, а кончаешь помыслами, всеваемыми диаволом, кончаешь беседой с ним. Так кто в худшем состоянии: ты или они?» И когда я это осознал, меня пробрало до глубины души: Господи, помилуй! Потому надо помнить слова Игнатия (Брянчанинова), который говорит в заключение шестого тома: «Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избегнуть влияния его». А дальше там говорит: «Плачь о себе и о всем человечестве».

И далее: наиболее четко, правильно и богоугодно реагировать на проявления современной апостасии нас учит преп. Серафим Саровский: «Мне было открыто, что архиереи земли Русской уклонятся от чистоты Православия и за это будут наказаны. Я три дня и три ночи молился, чтобы Господь помиловал их». Вот правильная реакция истинного христианина на апостасию священноначалия! Молитва, пост и слезы должны быть у нас, а не осуждение, укорение, злословие и так далее. И тогда только мы будем истинными христианами. А так незаметно будем делать те же дела диавола. Считаешь, что ты проявляешь ревность о Православии? Нет. Ты общаешься с сатаной. Они общаются с еретиками, а ты общаешься с сатаной. И что скажешь, что не так? Так. Поэтому мы плачем о себе и о всем человечестве.

Еще более меня поставило на место, чтобы эту ревность умерить, держать в рамках благоразумия, точнее – святоотеческого учения, когда узнал, что в одном видении было показано человеку, которому Господь открыл и рай и ад. И он говорит: «И я увидел в аду тех, которых не желал бы там видеть. И в раю увидел тех, кого не ожидал там видеть». Это значит, что есть люди, которых мы осуждаем, а они идут в рай. А есть люди, о которых думают, что они спасаются, а они попали в ад. Кроме того, еще одно свидетельство, которое меня очень поразило: «Я встретил в аду множество ревнителей. Ад был полон ревнителями». А почему? Потому что они осуждали, уничижали и не проявляли сочувствия. И потому фактически осуждающий брата, как говорит Нил Мироточивый, хуже беса. Осуждение отгоняет благодать Святаго Духа, и человек этот в три раза больше зла сотворит. А в другом месте еще сказано, что осуждающий ближнего есть антихрист, потому что он похищает престол Христа Судии, Который Один есть Праведный Судия. Потому что он рассуждает: «Этим так нужно, этим – так. Этих предать анафеме, этих – тому, этих – тому». Потому что он уже судит, похищая престол Христов, Истинного и Праведного Судии.

 

Кроме осуждения еще есть и другое понятие – обличение.

И в Священном Писании можно немало найти примеров того, что обличение даже предписывается как обязанность. Но когда вникнем во все те места Священного Писания, в которых говорится об обличении, то увидим, что эти места относятся в Посланиях святого апостола Павла не к простым людям, а к епископам: их он обязывает обличать, когда это нужно.

Но если им это предписано, и должны по своему сану, по своим высшим обязанностям обличать епископы, то это не значит, чтобы всякий из вас имел такое же право. <…>

Когда вы указываете мне на недостатки, на дурные поступки священников, возмущающие вас, то это близко к обличению. Должно ли так поступать?

Не от себя отвечу я вам на этот вопрос. Скажу вам, как ответил на него Сам Господь и Бог наш Иисус Христос: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего» (Мф. 18, 15).
Если здесь речь идет о брате вашем, то это нисколько не мешает эти слова отнести и к священнику, который погрешает против вас, раздражая вас своими поступками, которых вы не терпите.

Он согрешает против вас, а Господь велит по отношению ко всякому, кто согрешил против вас, поступать так, как только что сказано. Он велит подойти к такому священнику, который своими делами смущает и возмущает вас, подойти не с раздражением, не с негодованием, а с кротостью, с любовью и смирением и сказать: «Батюшка, батюшка! Зачем смущать нас, зачем позволять себе такие действия, которые в наших глазах унижают твое достоинство? Батюшка, батюшка! Опомнись, исправься!»


Свт. Лука Крымский

 

И еще один очень показательный пример. Когда шла речь в 2000–2001 году о принятии ИНН, один архиерей, могу его назвать – архиепископ Пантелеимон (скорее всего имеется в виду архиепископ Пантелеимон (Кутовой), бывший Майкопский и Адыгейский, ныне – Орловский и Ливенский. – Примеч. ред.), высказался так: «Кто будет говорить на эту тему против ИНН, я предам его анафеме!» Это было сказано и в личной беседе, и даже с амвона. Я думаю: «Ну ничего себе! Какое отступничество! Какое беззаконие! Ведь архиерей по правилам не может предать за это анафеме, потому что это гражданское дело. Ведь они же сами, богословская комиссия постановила, что это дело личного выбора, так что не имеют никакого канонического права… Тем более какая ревность!..» У меня было внутреннее негодование. А потом через несколько лет я узнал, что одна монахиня приезжала в канцелярию. И потом говорит: «Я была у Владыки. Он дал мне одну бумагу написать. Говорит: „Напиши, и мы рассмотрим это дело, и, может, будем отказываться от номеров“». Это первая ласточка. Потом второй раз на епархиальном собрании, когда присутствовали абхазские священники, он так же выступил, тоже сказал, не помню точную фразу, но о противостоянии кодификации.

Но наиболее впечатляющее и окончательное удостоверение в его духовной перемене было то, что он приехал сюда (в Абхазию. – Примеч. ред.), наградил отца Виссариона (очевидно, священника Виссариона Аплиаа. – Примеч. ред.) орденом Патриарха, церковными наградами. И потом, когда он уезжал , – садится в машину, а мы стоим перед машиной: я стою, отец Далмат, отец Иоанн… Он сел в машину, а потом открывает окно и говорит: «А ты принял номер?» Кого он спрашивает, – думаю, – меня? «Ну да, тебя спрашиваю». Говорю: «Нет». – «Смотри! Стоять! Стоять до конца! Понял?!» – «Понял. Благословите!» – «Бог благословит». Вот такое изменение. Архиерей, который стеной стоял за ИНН-зацию, кодификацию и фактически глобализацию, дал благословение стоять до конца. Потому говорю, не судите сами, потому что не знаете – Господь зрит на сердце. Что, почему? Был в неведении, как преподали информацию, так он ее и принял. А потом, когда более глубоко ознакомился, Господь дал другую мысль, и он так поступил. Кроме того, он же еще, несмотря ни на что, принял матушку Херувиму (монахиня Херувима (Попова) ранее подвизавшаяся в Саранской епархии. – Примеч. ред.), хотя все знали, что она находится в сильной оппозиции кодификации. Она же оставила монастырь и уехала сюда. Он, несмотря на мнение Патриарха и Синода, взял ее под свой омофор, хотя многие считали ее раскольницей, думали, что она против Синода и Патриарха. А он не убоялся, сделал такой поступок. Естественно, что глобалисты и другие начали давить, и даже угрозы пошли. Хотя даже, как мне сказали, его хотели поставить управляющим делами Московской Патриархии, и через этот поступок его не допустили, потому что знали его позицию по этому поводу.

Потому мы не должны судить и осуждать тех архиереев, которые делают сегодня ту или иную ошибку. Потому что придет время, и они покаются, а мы, осуждающие их, неизвестно, где обрящемся.

Закончить хотелось бы таким обращением <…>, чтобы мы воздохнули молитвенно о наших пастырях, об архипастырях, обо всем православном мире. Действительно идет война. Идет война серьезная. Война идет насмерть. И надо дать такой настрой, что мы должны соболезновать, сочувствовать и молиться. Потому что, как мне давно сказали: «Ты пойми одну простую вещь: за мирянином ходит один бес, за монахом ходят семь бесов, за иеромонахом – семьдесят семь...» А тем более сколько за архиереем? Поразительно! Потому мы должны это понимать и сочувственно к этому относиться.

 

Беседа прозвучала в фильме
«Соборное благословение
старцев Святой Горы Афон»,
снятом по благословению
афонских старцев

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник