Рейтинг@Mail.ru
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Истинный миссионер

 

Святой Стефан, будущий святитель Пермский, с детства хранил целомудрие и возлюбил Господа всем сердцем. Ничто временное и суетное не привлекало его, и он стал иноком. В монастыре он не только подвизался в добродетелях, как остальная братия, но прочитал много душеполезных книг и сделался не просто совершенным христианином, но и ученым мужем.

Свт. Стефан и волхв Пама

Со временем Стефана поставили во священника. Тогда же он узнал, что Пермская земля, издавна подвластная Московскому государству, не просвещена еще святым Крещением (XIV век). Мысль о множестве людей, погибающих во тьме идолослужения, потрясла св. Стефана, и в сердце его родилось желание возвестить пермякам об Истинном Боге и Спасителе Иисусе Христе.

Желание это было от Бога, но прежде, чем идти в Пермскую землю, нужно было основательно подготовиться к этому поприщу. Тут св. Стефану пригодились те знания и способность к учению, которые он приобрел в юные годы. Первым делом св. Стефан изучил пермский язык и составил подходящий для него алфавит, а затем перевел для пермяков богослужебные книги и частично Священное Писание. Только после этого, получив благословение митрополита и охранные грамоты от великого князя, он вышел на свой апостольский подвиг, уповая на милость Божию и любовь Его ко всем людям.

По-разному встречали пермяки св. Стефана. Немногие сразу, всем сердцем восприняли благовестие о Христе. Большинство не только не хотели слушать Святого, но ругали и обижали его; не раз нападали с дубинами, хотели сжечь. Но Господь защищал Своего раба от всех напастей, дабы совершилось просвещение Пермской земли.

Окрестив и наставив в вере нескольких пермяков, Стефан выстроил для них первую церковь и в ней днем и ночью молился Богу о спасении заблудших людей. Сам же он, хотели его слушать или не хотели, неустанно и безбоязненно проповедовал Христа; капища идольские разрушал, хотя знал, что этим весьма раздражает ревностных язычников.

И сила Божия превозмогла. Слыша непрестанные слезные молитвы Своего Угодника, видя его труды и терпение, человеколюбивый Господь, хотящий спасения всем людям, ниспослал пермскому народу дух веры и любви, и они во множестве стали приходить к Стефану целыми семьями и селениями. И всех он встречал с великой радостью, как отец – детей. Господь же открыл им ум к пониманию Христова учения, а Стефан их крестил во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Таким образом, благодатью Божией и трудами и молитвами преподобного Стефана просвещена была Пермская земля. Пермяки уничтожали своих прежних идолов, стоявших в домах и на улицах, при дорогах, в лесах и рощах, разоряли капища. И св. Стефан повсюду рубил топором идолов, сжигая их вместе с посвященными им дарами, никому из христиан не позволяя брать что-либо из этих даров. Своему же помощнику Матфею – пермяку, которого сам крестил, приказывал делать из посвященных бесам дорогих тканей портянки, ради безчестия языческих богов. Поскольку число христиан с каждым днем увеличивалось, Стефан выстроил еще две церкви и при них основал духовные училища для детей и юношей, в которых стал учить грамоте и духовным книгам, чтобы готовить из пермяков клириков и священнослужителей .

В это время против веры Христовой выступил главный служитель бесов во всей Пермской земле по имени Пама. Сперва он стал клеветать среди народа на Стефана, стараясь совратить новопросвещенных пермяков к идолопоклонству. Но те не захотели разговаривать с Памой и направили его к Стефану. Тогда Пама еще больше озлобился и пытался погубить Святого с помощью бесов, но Господь хранил Своего угодника.

Нередко Пама приходил и спорил со Стефаном о вере и всегда был побеждаем, однако не сдавался и в конце концов предложил делом испытать веру каждого. Надеясь, что Стефан испугается, Пама потребовал, чтобы они вдвоем, взявшись за руки, вошли в горящую избу. И за тем, кто из них в огне не сгорит, последует народ, так как вера его – истинная. Собравшиеся одобрили это предложение, Стефан же сказал Паме: «Ты захотел того, что превосходит мои смиренные силы, но я надеюсь на щедроты и милость всесильного Бога, ищущего спасения всех. Он ради славы святого Имени Своего может сохранить меня невредимым в огне. Да утвердится этим чудом в вере предстоящий народ, а ты посрамишься со своими бесами, на которых надеешься».

Когда же подожгли стоявшую поблизости пустую хижину, Пама испугался и сознался в своем безсилии, однако во Христа не уверовал и креститься не захотел. Тогда возмущенные пермяки решили убить его, но Стефан не допустил этого, и Паму без вреда отпустили, запретив появляться в Пермской земле.

Вскоре для новопросвещенного народа появилась нужда в епископе, ибо Пермь стоит очень далеко от Москвы. Поэтому св. Стефан поехал в столицу к митрополиту Пимену и великому князю Димитрию Донскому с просьбой поставить епископа для Пермской земли. Те же, обсудив эту просьбу с другими архиереями, решили поставить епископом самого св. Стефана. Так и сделали. С тех пор пермская Церковь стала все более укрепляться и расширяться. Умножилось число храмов, в которых служили на пермском языке священники-пермяки, возникли монашеские обители. Милостивый святитель Стефан заботился о нищих и убогих, одевал нагих, утешал плачущих, давал приют странникам.

Теперь по делам епархии ему часто приходилось ездить в Москву, и очень хотелось Святому повидаться и побеседовать с преподобным Сергием Радонежским, но из-за недостатка времени такой возможности никак не предоставлялось. И однажды, когда он проезжал в 10 километрах от Сергиевой обители, то, помолившись, обратился в ее сторону и с поклоном сказал: «Мир тебе, духовный брат!» Преподобный Сергий, который в это время сидел вместе с иноками за трапезой, также встал, помолился и, поклонившись в ту сторону, где проезжал Святитель, ответил: «Радуйся и ты, пастырь стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобою». Такова была прозорливость этих святых.

Многолетние труды расшатали крепкое от природы здоровье св. Стефана, и во время одной из следующих поездок в Москву он преставился от жизни земной к небесной и был погребен в Спасской на Бору церкви в Кремле. А душу его святые ангелы вознесли к престолу благодати на вечное упокоение и радость.

Православный календарь

 

 

 

18 апреля / 1 мая. Антипасха.
Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы.

Преп. Иоанна, ученика преп. Григория Декаполита (820–850). Сщмч. Виссариона пресвитера (1918); прмц. Тамары. Мчч. Виктора, Зотика, Зинона, Акиндина и Севериана (303). Свт. Космы исп., еп. Халкидонского, и преп. Авксентия (815–820). Мч. Иоанна Нового из Янины (1526). Максимовской иконы Божией Матери (1299).


19 апреля / 2 мая. Понедельник. Седмица 2-я по Пасхе.

Преп. Иоанна Ветхопещерника (VIII). Свт. Виктора исп., еп. Глазовского (1934). Блж. Матроны Московской (1952). Мчч. Феоны, Христофора и Антонина (303). Сщмч. Пафнутия, еп. Иерусалимского. Свт. Георгия исп., еп. Антиохии Писидийской (813–820). Свт. Трифона, Патриарха Константинопольского (933). Преп. Никифора игумена.


20 апреля / 3 мая. Вторник.
Радоница. Поминовение усопших. Преп. Феодора Трихины. Свт. Феодосия исп., еп. Коломенского (1937). Преп. Александра Ошевенского (1479). Мч. младенца Гавриила Белостокского (1690). Свтт. Григория (593) и Анастасия Синаита (599), Патриархов Антиохийских. Преп. Анастасия, игумена Синайской горы (685). Свт. Николая Велимировича, еп. Охридского и Жичского (1956) (Серб.). Кипрской иконы Божией Матери (392).


21 апреля / 4 мая. Среда.
Сщмч. Ианнуария еп. и с ним мчч. Прокула, Соссия и Фавста диаконов, Дисидерия чтеца, Евтихия и Акутиона (ок. 305). Мч. Феодора, иже в Пергии, матери его Филиппии, Диоскора, Сократа и Дионисия (II). Обретение мощей преп. Феодора Санаксарского (1999). Прав. Алексия Бортсурманского (1848). Сщмч. Иоанна пресвитера (1918); св. Николая исп., пресвитера (1933); сщмч. Алексия пресвитера (1938). Мчч. Исакия, Аполлоса и Кодрата (303). Свт. Максимиана, Патриарха Константинопольского (434).


22 апреля / 5 мая. Четверг.

Преп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского (613). Сщмч. Евстафия пресвитера (1918); мч. Димитрия (1942). Перенесение мощей блгв. кн. Всеволода, во святом Крещении Гавриила, Псковского (1834). Aпп. Нафанаила, Луки и Климента (I). Преп. Виталия (609–620). Сщмч. Платона, еп. Банялукского (1941) (Серб.).


23 апреля / 6 мая. Пятница.
Вмч. Георгия Победоносца (303). Сщмч. Иоанна пресвитера (1940). Мц. Царицы Александры (303). Мчч. Анатолия и Протолеона (303).


24 апреля / 7 мая. Суббота.
Мч. Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов (272). Мч. Сергия (1938). Преп. Саввы Печерского, в Ближних пещерах (XIII). Преп. Алексия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (XIII). Мчч. Пасикрата и Валентина (228). Мчч. Евсевия, Неона, Леонтия, Лонгина и иных (303). Преп. Фомы юродивого (546–560). Преп. Елисаветы чудотворицы (VI–VIII). Молченской иконы Божией Матери (1405).


25 апреля / 8 мая. Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносец.
Святых жен-мироносец: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Соломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных; праведных Иосифа Аримафейского и Никодима (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пасхе). Апостола и евангелиста Марка (63). Сщмч. Сергия пресвитера (1938). Преп. Сильвестра Обнорского (1379). Преп. Василия Поляномерульского (1767) (Румын.). Блгв. Тамары, Царицы Грузинской (переходящее празднование в Неделю мироносиц). Цареградской иконы Божией Матери (1071).


26 апреля / 9 мая. Понедельник.
Седмица 3-я по Пасхе. Сщмч. Василия, еп. Амасийского (ок. 322). Свт. Стефана, еп. Великопермского (1396). Сщмч. Иоанна пресвитера и чад его мчч. Николая и Петра (1918). Прав. Глафиры девы (322). Преп. Иоанникия Девиченского (XIII) (Серб.). Поминовение усопших воинов, на поле брани за веру, народ и Отечество живот свой положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.).


27 апреля / 10 мая. Вторник.
Ап. и сщмч. Симеона, сродника Господня (107). Сщмчч. Павла и Иоанна пресвитеров, мчч. Петра, Николая, Авксентия, Сергия и мц. Анастасии (1922); прмц. Марии (1938); сщмч. Иоанна пресвитера (1941). Преп. Стефана, игумена Печерского, еп. Владимиро-Волынского (1094). Прав. Евлогия странноприимца (IV).


28 апреля / 11 мая. Среда.

Aпп. от 70-ти Иасона и Сосипатра, Керкиры девы и иных, с ними пострадавших (I). Мчч. Дады, Максима и Квинтилиана (286). Мц. Анны (1939). Свт. Кирилла, еп. Туровского (1183). Мчч. Саторния, Иакисхола, Фавстиана, Ианнуария, Марсалия, Евфрасия, Маммия, Мурина, Зинона, Евсевия, Неона и Виталия (ок. 63).


29 апреля / 12 мая. Четверг.

Девяти мучеников Кизических: Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона (286–299). Преп. Мемнона чудотворца. Преп. Нектария Оптинского (1928). Преп. Амфилохия Почаевского (1970). Мчч. Диодора и Родопиана диакона (284–305). Свт. Василия Острожского (1671) (Серб.). Трехсот мучеников, в горах Дудиквати и Папати (Турция) пострадавших (XVII–XVIII) (Груз.).


30 апреля / 13 мая. Пятница.
Ап. Иакова Зеведеева (44). Обретение мощей свт. Никиты, еп. Новгородского (1558). Свт. Игнатия (Брянчанинова), еп. Кавказского (1867). Свт. Доната, еп. Еврии (ок. 387). Обретение мощей сщмч. Василия, еп. Амасийского (IV). Мч. Максима.


1 / 14 мая. Суббота.
Прор. Иеремии (VI в. до P. X.). Преп. Пафнутия Боровского (1477). Мц. Нины (1938). Сщмч. Макария, митр. Киевского (1497). Преп. Герасима Болдинского (1554). Прмч. Ваты Персянина (IV). Блгв. Тамары, Царицы Грузинской (1213). Прмчч. Афонских Евфимия (1814), Игнатия (1814) и Акакия (1816). Царевококшайской, или Мироносицкой (1647), Андрониковской и именуемой «Нечаянная Радость» икон Божией Матери.

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник