Рейтинг@Mail.ru
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ КАЛЕНДАРНЫЙ ВОПРОС СТРАНИЦА 12
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

О новостильном расколе

 

Продолжение.
Начало см. в № 7 (31)

 

 

Существует мнение, что более-менее представительный церковный форум имеет право принять решение о смене календаря и пасхалии. Но это неверно, поскольку практика Православной Церкви такова, что всякий следующий собор безусловно принимал и подтверждал решения всех предыдущих, а не отменял их, и эта преемственность сохраняется абсолютно неизменной в течение веков. Всякое решение об изменении календаря и пасхалии, независимо от того, было ли оно принято собором или синодом, делает то собрание, которое его приняло, незаконным.

Необходимо уяснить, что епископы – только хранители Истины, утвержденной и сформулированной в Предании и на практике, но существующей в откровении прежде них, а не ее судьи или редакторы; они также только исполнители, а не законодатели. Принимают, исполняют, сохраняют и передают дальше. И все!

Вот почему нет особенной разницы: введен ли григорианский календарь для всех праздников или только для неподвижных. В первом случае это приводит к категорическому отпадению от Православия ради грубого нарушения вышеупомянутых соборных правил, а во втором – к разрушению Церкви через полный хаос в богослужебном уставе, а следовательно – и в церковной жизни. Лукавые фарисейские измышления из серии «это не догматический вопрос» говорят об отсутствии православной совести и сыновнего отношения к Церкви и всему святоотеческому Преданию и Традиции.

А что касается того, является этот вопрос догматическим или нет, давайте разъясним это, обратившись к Церковной истории, потому что ее уроки актуальны и для нашего времени.

Квадроцеманы, или так называемые четыредесятники, которые в свое время праздновали Пасху 14 нисана вопреки Никейскому определению, были отлучены от Церкви, согласно 7-му правилу Второго Вселенского Собора и 95-му Трулльского. В общение их принимали только через миропомазание – наравне с арианами, македонианами, савватианами, новацианами, катарами и аполлинаристами – как еретиков, лишенных даров благодати Святаго Духа.

«Разве это не достаточный и обязательный для православных людей урок, чтобы они, исповедуя церковные каноны, были верны постановлениям о Пасхе и избегали ненужных новаторств?» (см.: Проф. Н. Глубоковский. О реформе календаря. Православный миссионер. 1943 г. № 2). Вот так на якобы «недогматический вопрос» налагаются вполне догматические санкции.

Хорошо бы григорианам-новостильникам уяснить, что их действия подпадают под запретительные санкции догматов, канонов, Церковного Устава и вообще всей Традиции Православной Церкви, и не питать никаких иллюзий по этому вопросу, убаюкивая самих себя ложью. Такие, пребывающие в духовной спячке, обыкновенно говорят: «На наш взгляд, для спасения души календарь не так важен». Огромная ошибка!

Спасение души состоит, во-первых, в чистом и непогрешительном исповедании веры и только в таком случае – в сохранении нравственности. Евангельские заповеди нигде не разделяют одно от другого, потому что вера определяется делами, а дела – одежда веры. Аскеты и подвижники есть и в других религиях, но их подвиги им вовсе не на пользу. Верный в малом и во многом верен, а не верный в малом неверен и во многом (Лк. 16, 10). Поэтому и Господь обращает к нам безусловный призыв: Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр. 2, 10).

Не буду подробно останавливаться на пагубных последствиях частичного принятия григорианского календаря только для неподвижных праздников. Об этом достаточно сказано в других публикациях. Я поделюсь только одним выводом, основанном на десятилетнем моем служении в Болгарской Православной Церкви (БПЦ) в сане священника. Новый календарь, как его ни называй, абсолютно неприменим для православного церковного богослужения. Он уничтожает логическую связь между отдельными периодами и праздниками.

Богослужебный цикл фрагментарен. Каждый день или праздник существует сам по себе. Последствия реформы таковы, что народ утратил связь с мистическим духом Церкви и богослужения. В этом можно убедиться, войдя в любой храм БПЦ, когда в результате своевольного и презрительного отношения к Церковному Уставу, почву для которого подготовило введение нового календаря, совершаются урезанные до неузнаваемости церковные службы.

Неисчислимы мнения церковных личностей и учреждений, которые остро критикуют принятие григорианского календаря. И это не просто мнения неких «старостильников», которые можно легкомысленно проигнорировать. Речь идет о серьезных авторитетах, на суждения которых хорошо бы обратить внимание.

Комиссия при Русском астрономическом обществе, образованная и функционировавшая в конце XIX века в Петербурге при участии авторитетного ученого В.В. Болотова, высказалась с абсолютной непоколебимостью в пользу юлианского календаря. В 1903 году все автокефальные Православные Церкви обменялись мнениями относительно календаря и пришли к категоричному отрицанию григорианского стиля. То же подтвердила и официальная делегация Константинопольского Патриарха на Ламбертской конференции в Лондоне. А Всерусский Церковный собор в 1917–1818 годах «засвидетельствовал пагубность всякого сближения с григорианским стилем».

И, наконец, хотя и в нарушение хронологии, необходимо обратить внимание на авторитетнейшие церковные решения – решение Константинопольского собора 1583 года и Послание Восточных Патриархов, которые предают григорианский календарь и вообще всевозможные нововведения анафеме. Это достаточно серьезный повод для размышлений.

Тот факт, что при таком положении вещей различные люди – церковные и нецерковные, образованные и простые, умные и глупые, знакомые с этим вопросом и не знакомые – позволяют себе дискутировать по этому поводу, говорит об их бесовской гордости и ужасающем легкомыслии.

 

Иерей Божидар ГЛАВЕВ

 

Перевод с болгарского
Анны САМСОНОВОЙ

 

Источник: сайт «Буди верен»
(http://budiveren.com)

Продолжение следует.

 


 

 

«Иордан возвратися вспять»

 

В предыдущих номерах «Православного Креста» мы уже писали о всемирно известных чудесах Божиих, происходящих в дни православных праздников по юлианскому календарю, – схождении Благодатного Огня на Гробе Господнем в Великую Субботу и появлении благодатного облака над Фавором в день Преображения Господня. В ряду этих чудес, доказывающих необходимость следования старому стилю летосчисления, есть еще одно – поворот вод реки Иордан на праздник Богоявления. Вот как описывают его очевидцы.

 

 

«Природа замерла в ожидании чуда. Присутствующие с трепетом ожидают начала молебна и слов молитвы, которая невидимым образом обновляет Вселенную. На берегу небольшой реки Иордан, которая спускается с гор Галилеи и впадает в Мертвое море, Патриарх Иерусалимский призывает Духа Святаго на воду. Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение... По окончании молебна Иерусалимский Патриарх троекратно выпускает по одному белому голубю, каждый из которых кружит над водами Иорданскими. Это символизирует явление Духа Святаго на воды – и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение... Ожидающие погружения паломники ликуют, хлопают в ладоши и издают возгласы, выражающие крайнюю степень восторга! Потом Патриарх спускается к реке Крестным ходом, неся перед собой большой серебряный крест, обвитый базиликом. Он раздает ароматную траву, освященную крестом, паломникам, ожидающим чуда. Впереди идет духовенство. Помощники из числа верующих несут хоругви. Процессия спускается прямо к реке. Здесь, произнося слова праздничного тропаря, Патриарх троекратно окунает крест в воду. И происходит чудо! Река, несущая свои воды слева направо, т.е. вытекающая из Кинерета и впадающая в Мертвое море, поворачивается вспять. Об этом явлении Церковь вспоминает, произнося слова псалма Царя Давида: Море виде и побеже. Иордан возратися вспять».

«Раздался шум приближающейся процессии: Патриарх в сопровождении духовенства спускался к берегу для совершения чина Великого освящения воды. При пении праздничного тропаря Патриарх трижды погружал в воду святой крест, а в это время в воздух взмывали специально привезенные белые голуби, символизирующие сошествие Святаго Духа. Вода в реке после совершения чина освящения как будто ожила и взволновалась, и уже не было прежней неспешности и размеренности в ее течении. Повсюду на поверхности воды стали образовываться небольшие воронки. „Смотрите, что происходит!“ – кричали паломники, указывая на воду ближе к другому берегу. Там, куда они указывали, мелкие волны барашками поспешно двигались в направлении, противоположном течению реки».

«Могу свидетельствовать, что когда мы прибыли на Иордан, было 10 часов утра. Ни малейшего ветерка. На воде – штиль. Деревья не колыхнутся. И было удивительно, и не верилось, что возможно такое, что Иордан возратися вспять. Но после того, как Патриарх Феофил и греческое духовенство отслужили молебен, после того, как троекратно Крест был погружен в Иордан под пение молитв, мы стали очевидцами истинности слов Божиих. Три раза Иордан менял направление и возратися вспять».

 

Источники: http://kreshenie.paskha.ru; http://www.profi-rus.narod.ru

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник