ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
 
Рейтинг@Mail.ru

 
СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ
«ВОСЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ»
СТРАНИЦА 8
   
 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

     

 

Глас со Святой Горы
о намериваемом Вселенском соборе

Преподобный Иустин Челийский

 Продолжение. Начало см. в № 19

Монашеская жизнь имеет самую возвышенную миссию и является одним из главных средств, которым Церковь Христова сохраняла себя и своих чад от всякой ереси.

   Затем старец Даниил дает свои предложения для программы Вселенского собора. Прежде всего, он удивлен наличием вопроса о Евхаристии и отклоняет его, так как Православная Церковь, следуя Вселенским Соборам, с верою принимает Честные Дары, освященные молитвой о призывании Святаго Духа и благословением священнослужителя. Не внесен ли этот вопрос ради угождения римо-католикам? – вопрошает Вселенского Патриарха старец Даниил.
   Он отклоняет также пересмотр литургических церковных книг, Типика и остальных. Такой пересмотр недопустим. По этим книгам Церковь совершала богослужения, жила и живет до сих пор. Книги эти признаны святыми Отцами, которые отличались высокой образованностью и необычайным благочестием, утверждены на Священном Писании и Вселенских и Поместных Соборах и освящены благодатью Святаго Духа, Который не может погрешать.
   Старец Даниил также исключил из программы вопросы о времени совершения богослужения, о праздновании Пасхи и других дней, о постах и их длительности. Ревизия этих установлений означала бы, что мы пошли широким противоевангельским путем, чем бы приблизились к еретикам. То, что предлагаемая ревизия не отвечает Святому Духу Церкви, ее учению и святым канонам, поясняют следующие доводы.
   Заповедь о посте есть Богом данный закон, так как пост является главным средством для достижения чистой молитвы и упражнения в целомудренной и богобоязненной жизни, что подтверждается житиями святых Отцов как Ветхого, так и Нового Заветов. Пророк Даниил и три Отрока, боговидец Моисей и св. Илия, остальные пророки и многие святые постом побеждали страсти, и потому были прославлены от Бога. А что сказать о Самом Спасителе, Который постился 40 дней!
   Рай потерян из-за невоздержания, возвращается же постом. Православная Церковь узаконила спасительный пост как средство, которым побеждаются желания плоти, как средство нашего очищения и подражания Спасителю Христу. Это узкий путь, который ведет в жизнь вечную (см.: Мф. 7, 14). Четыредесятницу и остальные посты богоносные Отцы узаконили не напрасно, но ради исполнения заповеди. Поэтому сначала святые Апостолы установили пост в среду и пятницу и остальные посты, отчего святые Савва и Иоанн Дамаскин в Иерусалимском Типике исповедуют их как законные решения Церкви. Ревизия этих постов значила бы не «исправление», а низвержение Апостольских и Соборных решений.
   Излагая заповедь о посте, святой Златоуст говорит, что пост есть «венец подвигов, виновник наград и путь спасения. Пост избавляет от рабства и дает свободу, возвращает из плена в отечество, пост исцеляет душевные раны, пост обновляет растленную грехами душу, возбуждает ее, укрепляет ум, внушает страх Божий, уничтожает страсти, смиряет помыслы. Во дни поста угасают похоти, процветают добродетели, является в большей чистоте красота целомудрия и тело обращается в душу, делаясь вопреки природе духовным». Кроме этого, во всех житиях Святых видим, что постом, молитвой и иными подвигами побеждались страсти душевные и телесные и так достигалось христианское совершенство, появлялись святые угодники Божии. Если бы посты, молитвы, бдения, богослужения и остальные священные обряды были только простой незначительной формальностью, а не скорбным узким избавительным и исцеляющим путем, зачем бы их придерживались все святые Отцы?
   Далее рассматривая предлагаемую программу Вселенского собора, включающую вопросы о монастырях и монашестве, об одежде клира в храме и вне храма, о браке священников, о музыке, житиях Святых, старец Даниил особо обращает внимание на желание провести ревизию по вопросу монастырей и монашества.
   Спасительность монашеской жизни проявилась и показала себя через многочисленных Святителей, которые с помощью сверхъестественной борьбы, то есть подвига, победили не только страсти и грехи, но и многие ереси, и оставили безсмертные труды и писания. Поэтому жизнь монашеская не может подлежать изменению. Под влиянием протестантских воззрений на монашество и у неких «православных» возникло желание пересмотреть ее строй. Но монашеская жизнь имеет самую возвышенную миссию и является одним из главных средств, которым Церковь Христова сохраняла себя и своих чад от всякой ереси и погибели, поэтому здесь ревизия не допустима.
   По вопросу календаря старец Даниил говорит, что все уже решено на Первом Вселенском Соборе. Утверждено четыре неизменных решения: 1) Пасха никогда не празднуется вместе с еврейской пасхой; 2) празднуется после весеннего равноденствия; 3) празднуется после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием; 4) празднуется сразу после первой недели от весеннего равноденствия.
   Из всего этого следует, что предложение о ревизии календаря не означает ничего другого, как упразднение решений Первого Святого Вселенского Собора. Кроме того, рассматривая изменения, предложенные сторонниками нового стиля, невозможно не столкнуться с их противоречием правилам Святых Апостолов и канонам Святых Вселенских Соборов, особенно Первого.
   Наконец в программу внесено было экуменическое объединение «церквей», которое старец Даниил также отклоняет: «Будто бы наша Православная Церковь должна принять все отхождения от Истины ради тех, кто хочет к ней присоединиться. Но это неприемлемо для Святой Церкви Христовой».
   Завершая свою книжечку и подытоживая свои мысли, монах Даниил с полным убеждением повторяет мысль уважаемого профессора Афинского Университета Е. Меслоре: «Православная Церковь не имеет потребности в реформации»; и предлагает вместо ревизии провести Вселенский или Поместный Собор для искоренения злых явлений коммунизма, социализма, хилиазма, униатства и материализма.

* * *

   Когда бледная южная ночь покрывает вершины Святой Горы, шестикрылый Серафим и многоокие Херувимы доносят в горние миры молитвенные воздыхания старца Даниила за русский народ, вкладывая в каждое сердце его полуночные молитвы о благосостоянии святых Божиих Церквей. Пока ночь мирно упокоевает многие людские души, разбуженный заботой о всей Церкви христолюбивый старец бдит и молится Господу, чтобы Он зародил веру в сердцах неверных, чтобы умножил веру в сердцах маловерных и чтобы утвердил веру в сердцах верных. Он может это, ведь в одном Его персте больше души, чем во всем моем теле. И душа возвеличивается, возрастает молитвой, постом, бдением и остальными святыми подвигами. У кого душа пребывает еще в духовном детстве, как он может взрастить ее иначе? Душа особенно растет верой, так что отзвуки ее молитв долетают до сияющего вечной славой подножия Престола Божиего.
   Но когда придет Господь – найдет ли Он веру на земле?

1927 год

Перевод с сербского
Екатерины АНТОНОВОЙ

Источник: Посев и Жатва.
Белград, 2007.

 

 
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
   
   

     
     
  © ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник