День в истории
За спасение Балтийского флота…
4 / 16-го октября 1881 года родился Алексей Михайлович Щастный, контр-адмирал,
участник обороны Порт-Артура и Первой мировой войны

Ледокол «Ермак» во время Ледового похода
Худ. К.А. СОКОЛОВ
Алексей Михайлович был родом из потомственных дворян Волынской губернии. Отец – Михаил Михайлович Щастный, офицер артиллерии; с 1906 – генерал-майор, с 1908 – в отставке с чином генерал-лейтенанта. Мать – Александра Константиновна, урожденная Дубровина.
В 1892–1896 годах учился во Владимирском Киевском кадетском корпусе. Окончил Морской корпус (1901 г., вторым по успеваемости), Минный офицерский класс (1905 г.).
Участник русско-японской войны 1904–1905 годов, за военные заслуги награжден орденом св. Анны 3-й степени с мечами и бантом. Отличился при отражении атак японских миноносцев (10–11 июня 1904 г.), при обстреле сухопутных войск противника (26 июня 1904 г.) и в сражении с японским флотом в Желтом море (28 июля 1904 г.).
Командир крейсера «Диана» А.А. Ливен положительно оценивал личные качества мичмана Щастного: «Своей бодростью, быстрой распорядительностью, присутствием духа <…> выказал боевые способности, какие трудно ожидать при его молодости. <…> Это высокого качества боевой офицер, он и в обыкновенное время хорошо служил, но не всякий служака в мирное время оказывается и в бою на высоте призвания, как он».
После интернирования крейсера «Диана» в Сайгоне в 1904 году отбыл в Россию.
За боевые отличия в Первой мировой войне награжден мечами к ранее полученным им орденам св. Станислава 2-й степени и св. Анны также 2-й степени.
В январе 1918-го назначен первым помощником начальника военного отдела Центробалта. Фактически командовал Балтийским флотом, в феврале того же года руководил перебазированием кораблей флота, находившихся в Ревеле, в Гельсингфорс, что спасло их от захвата немецкими войсками. Последние корабли покинули Ревель 25-го февраля – в день, когда в город вошли немцы.
Щастный руководил Ледовым походом кораблей Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт ввиду угрозы флоту со стороны немецких войск.
Согласно Брестскому миру (ст. 6), все русские корабли должны были покинуть финляндские порты, причем предусматривалось, что пока лед не позволяет осуществить переход, на кораблях должны оставаться лишь «незначительные команды», которые легко могли быть нейтрализованы немцами. Тогда было принято решение перевести флот в Кронштадт в условиях, когда море покрыто льдом (отсюда и название Ледового похода).
Первоначально, в сопровождении двух ледоколов, вышли из Гельсингфорса 12-го марта и прибыли в Кронштадт 17-го марта 4 линейных корабля и 3 крейсера. 4-го апреля из Гельсингфорса вышел второй отряд (2 линкора, 2 крейсера, 2 подводные лодки), который прибыл в Кронштадт 10-го апреля (исключая одну из подводных лодок, получившую повреждение и вернувшуюся в Гельсингфорс). Таким образом, крупнейшие корабли флота оказались вне опасности захвата противником.
5-го апреля Щастный был официально назначен начальником Морских сил (наморси) Балтийского моря. В это время он готовил к выходу третий отряд кораблей (45 эсминцев, 3 миноносца, 10 подлодок, 5 минных заградителей, 6 тральщиков, 11 сторожевых кораблей, 81 вспомогательное судно), который был отправлен из Гельсингфорса пятью эшелонами в период с 7-го по 11-е апреля. Позднее эти корабли соединились в один эшелон при поддержке четырех ледоколов. Сам Щастный покинул Гельсингфорс на штабном корабле «Кречет» 11-го апреля, когда на подступах к городу уже шли бои с наступающими немецкими войсками (город был взят 14-го апреля).
20-го апреля третий отряд кораблей под командованием Щастного прибыл в Кронштадт. За время похода не было потеряно ни одного судна, несмотря на резкое ослабление дисциплины, связанное с революционными событиями.
Успешное руководство в сложных условиях Ледовым походом подняло авторитет Щастного среди моряков. Но уже 27-го мая он был арестован по личному распоряжению народного комиссара по военным и морским делам Л.Д. Троцкого (Бронштейна) «за преступления по должности и контрреволюционные действия». 20–21 июня он был судим Революционным трибуналом при ВЦИК Советов рабочих, крестьянских и казачьих депутатов. Свою вину Щастный не признал. В выступлении на суде Троцкий заявил, что Щастный настойчиво и неуклонно углублял пропасть между флотом и Советской властью. Сея панику, он неизменно выдвигал свою кандидатуру на роль спасителя. Авангард заговора – офицерство минной дивизии – открыто выдвинуло лозунг «диктатура флота».
Несмотря на слабую доказательную базу обвинения и официальную отмену смертной казни в стране, 21-го июня 1918 года Щастный был приговорен к расстрелу. Это был первый судебный смертный приговор в Советской России. В одной из предсмертных записок Алексей Щастный писал: «Перед смертью я благословляю своих детей Льва и Галину, и, когда они вырастут, прошу сказать им, что иду умирать мужественно, как подобает христианину».
В ночь с 21-го на 22-е июня (в 4 часа 40 минут утра) Алексей Щастный был расстрелян. В советской военно-исторической литературе о его роли во время Ледового похода не упоминалось.
По словам российского историка Сергея Мельгунова, «капитан Щастный спас остаток русского флота в Балтийском море от сдачи немецкой эскадре и привел его в Кронштадт. Он был обвинен, тем не менее, в измене. Обвинение было сформулировано так: „Щастный, совершая геройский подвиг, тем самым создавал себе популярность, намереваясь впоследствии использовать ее против советской власти“. Главным и единственным свидетелем против Щастного выступил Троцкий. Щастный был расстрелян „за спасение Балтийского флота“».
Источники: Дмитрий МИТЮРИН. Обыкновенное чудо Ледового похода;
Вадим КУЛИНЧЕНКО. Спаситель Балтийского флота.
«Википедия» (http://ru.wikipe- dia.org)