ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
 
Рейтинг@Mail.ru

 
СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ
«ВОСЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ»
СТРАНИЦА 8
   
 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

     

 

Глас со Святой Горы
о намериваемом Вселенском соборе

Преподобный Иустин Челийский


Старец Даниил Катунакский

   Даниил Катунaкийский (в миру Димитриос Димитриадис; 1846, Смирна, совр. Измир, Турция – 8.09.1929, Афон) – основатель монашеского братства Данилеев на Афоне.
   В Катунакийской пустыне на Святой Горе Старец провел более 48 лет. Он снискал дар духовного рассуждения, прекрасно знал святоотеческое наследие и обладал огромной силой убеждения. Он отвратил братию Лонговардского монастыря (на о-ве Парос) от распространившейся ереси А. Макракиса, уберег от прелести и различных заблуждений многих мирян и монахов. Авва Даниил имел дар утешения в скорбях. Его советов искали многие знаменитые современники. Свт. Нектарий Эгинский поддерживал с Даниилом Катунакским переписку и просил наставлений для насельниц женского монастыря на острове Эгина. Письменные советы от него получали отец Филофей (Зервакос) и другие монахи Лонговардской обители.
   Кроме писем сохранилось более 70 сочинений Подвижника, первое из которых – «Об отвержении мира» – было написано в 18 лет и получило одобрение старца Каллиника Исихаста. При жизни Старца были опубликованы его сочинения: «Против Макракиса» (1898), «Историческое изучение собеседований в афонском монастыре св. Пантелеимона» (1927), «История Свято-Пантелеимонова монастыря, именуемого Руссик» (1927) и др.
   Обширное литературное наследие Даниила Катунакского свидетельствует о нем как о выдающемся православном богослове и аскете. Большая часть его сочинений, включая письма, посвящена полемике с ересями и различными заблуждениями: «О спасении еретиков» (1910), «Беседа католического священника с православным» (1920) и др. Даниилу Катунакскому принадлежат также сочинения на вероучительные и социальные темы: «Письмо о пощении и о том, надо ли соблюдать пост перед приобщением Святых Таин», «Против социалистов» (1920) и др. На русский язык переведены «Устав общежительного пребывания на основании святых определений Церкви Христовой» (1910) и «Об умной молитве. Письмо старца Даниила Каллистрату» (1916), «Послание об уставе монашеского общежития, писанное по настоянию Высокопреосвященнейшего митрополита Пентапольского господина Нектария (Кефала) инокиням его на Эгине», а также три письма о духовной прелести и борьбе с ней: «Об отвержении мечтаний. Ответ монаха Даниила Маркиану-монаху» (1918), «Наставление желающему восприять великий и ангельский образ монашества» (1924), «Изъяснение великого ангельского образа» (1924).
   Почил Старец в день Рождества Пресвятой Богородицы (8 / 21 сентября), после Божественной литургии и Таинства Соборования, на 83-м году жизни.
   
   Когда люди мыслят душевно и приземленно, их мыслям присуща наглость, вспыльчивость и мимолетность. Их тщеславие, по-лакейски угодливо и лукаво, дает им взаймы свои крылья легкомыслености, которые никогда не вознесут их к Истине. А Истина пребывает над временем. Как же могут разглядеть ее черви из мрачной утробы суеты? Как могут познать пути к Ней?
   Расстояние между ними неизмеримо, а ведь Истина обитает и над пространством; здесь не имеют значения никакие пространственные измерения; как можно измерить сверхпространство? До этой таинственной Истины не доходят рациональным умом – но умом молитвенным, не обычным сердцем – но сердцем молитвенным, не обычной волей – но волей молитвенной. Молитва является силой, которая преодолевает пространство и возносит человека над ним к дивному лику Истины.
   Подвигом веры человек преодолевает время, а подвигом молитвы преодолевает и пространство. Когда подвижник веры мыслит, то рождает мысль через молитву, – это значит, он преодолевает расстояние и время. Преодолев в себе ощущение времени, он непрестанно взирает на то, что вечно (см.: 2 Кор. 4, 18), видит невидимое, слышит неслыханное.
Опасно мыслить и не ограждать мысль молитвой; опасно без молитвы думать о человеке, но еще опаснее без молитвы думать о Боге.
   Православный подвижник молитвенно мыслит о том, что во Христе Иисусе (см.: Флп. 2, 5), что на небе, что отражается в горнем зеркале из деяний на нашей оплеванной, гнойной, покрытой язвами планете. Как чувствует себя на ней тот, который состраданием, печалью и любовью связан с нею? Как выглядят наши проблемы для него? Как он их видит? Как чувствует? Как решает? Точно уж не как мы. Но по праву, принадлежащему вечности. Там, на высотах, человек забывает о том, что имеет язык; не доверят он там языку, знает, что язык есть падение человеку (Притч. 12, 19). А когда начинает говорить, то устанавливает неусыпную стражу вокруг своего языка: молитву рядом с молитвой, молитву рядом со словом, и снова – молитву рядом с молитвой…
   Все, что вечно, в мире подвергается опасности; и смысл жизни, и смысл существования самого мира находятся в опасности – именно из этого священного молчания проговорил святогорский подвижник старец Даниил. Когда Вселенский Константинопольский Патриарх разослал всем Православным Церквям приглашение на Вселенский собор, это побудило благочестивого старца Даниила в мае 1926 года написать книжечку: «Глас со Святой Горы о намериваемом Вселенском соборе» (издание Дим. Фарантоса). Книжечка эта вся проникнута смирением, но смирением, живущим ревностью за Церковь Христову в мире.
   В предисловии старец Даниил особо подчеркивает роль разума в познании Истины: разум есть дар Божий человеку, но объятый эгоизмом, не руководствующийся благодатью Святаго Духа, он ведет к сумасшествию или к ереси. Святые Апостолы и святые Отцы сначала приняли Духа Святаго и так смогли догматизировать все, что им вечный Дух Божий внушал; они сходились на Соборах, молитвенно предстояли Господу и узаконивали то, что от Духа Божиего, как непоколебимый канон и правило, и мерило.
   Апостолы проповедали и писали, водимые не внешней мудростью, но благодатью Духа Святаго. Проповедь их была не в произносимых словах людской мудрости, но в доказательствах Духа и силы, дабы вера находилась не в мудрости человеческой, но в силе Божией (Там же, 4-5). Они произносили мудрость от Бога. А плотской человек не принимает того, что от Духа Божиего, так как ему это представляется безумием (1 Кор. 2, 6–7, 2, 14). Святитель Василий Великий говорит: «Простота веры сильнее доказательств»; а святой Златоуст подтверждает: «Бог нам все открыл Духом Святым, а не внешней мудростью».
   Особенно соблазняет и возмущает не только простых верующих, но и людей образованных то, что Вселенский Патриарх, призывая на Вселенский собор и объявляя его программу, главным предметом указывает пересмотр (ревизию) совокупного церковного законодательства и его приспособление к современному положению Церкви; а кроме того и ревизию литургических и церковных книг, Типика, обрядов, богослужений, постов и их длительности, а также вопросов, касающиеся светской одежды, музыки, житий Святых, священнического брака, священнического облачения и одежды вне храма, монашества и монастырей; еще желают пересмотреть и другие церковные или богословские вопросы: и вопрос о Евхаристии, и календарный вопрос, и Пасхалию, и объединение «церквей».
   История Церкви не знает подобных поводов для созыва Вселенского Собора. Из безпристрастного изучения деяний святых Соборов, – говорит старец Даниил, – видно, что святые Соборы проводились тогда, когда появлялась опасность для Церкви – страшные ересиархи, соблазняющие Христово стадо, и тогда на Соборах осуждались злые учения ересиархов и утверждалось Православие. Первый Вселенский Собор состоялся по поводу ереси Ариевой, Второй был собран против ереси Македония, Апполинария, Евтихия, Савелия, Маркела и Фотина. Третий Собор – из-за ереси Нестория, и так остальные Вселенские и Поместные Соборы.
   Изучение трудов Святых Вселенских Соборов показывает, что при созыве и проведении Святого Собора существует четыре характерных особенности.
   Первая из них заключается в том, что Вселенский Собор проводится не по призыву папы или какого-либо Патриарха, но по заповеди Царя;
   другая особенность та, что дискуссия о вере предшествует вынесению догматического определения;
   третья – все принятые решения и каноны должны быть православными и находиться в согласии со Священным Писанием и предыдущими Вселенскими Соборами;
и четвертая – все решения Вселенского Собора должны быть приняты всеми православными Патриархами и архиереями.

   В программу работы Вселенского собора, которую предлагает Вселенский Патриарх, не входят, по замечанию старца Даниила, вопросы о душепагубных явлениях и организациях, которые представляют серьезную опасность для Православной Церкви – таких как коммунизм, социализм, хилизм, лютеро-кальвинизм, папопоклонничесвто и униатство, материализм и другие течения, – но предлагается ревизия церковного законодательства в совокупности.

   Предположим, – говорит старец-монах Даниил, – что намериваемый Вселенский собор состоится и примет решения, но потребуется подтвердить или санкционировать их верой всех верных, ведь, по слову богоносного Максима Исповедника, «Соборы санкционирует истинная вера, и правильность догматов дает ценность Соборам», а это значит, какие бы решения не вынес Вселенский Собор, они только в том случае станут обязательными и подтвердятся, если будут находиться в согласии с православными догматами и Святым Преданием.

   Сопоставляя с прошлыми Вселенскими Соборами, очевидно, что этот намериваемый собор созывается не из догматических побуждений или ради защиты веры. Но созывается ради многогранной ревизии, которая, если бы совершилась, то явилась бы попущением малодушным и ленивым христианам, которые не терпят строгих постов и длительных богослужений и кроме того склоняются к приспособленчеству к чужим обычаям еретиков, чтобы достигнуть мнимого объединения «церквей». Если предлагаемую ревизию рассмотреть с точки зрения Святых Канонов Церкви и действительного общего расположения и народного суда, то она не только не может быть успешной, но неизбежно вызовет великие потрясения.

Перевод с сербского
Екатерины АНТОНОВОЙ

Источник: Посев и Жатва.
Белград, 2007.

Продолжение см.
в след. номере

Святогорский скит Данилеи,
основанный старцем Даниилом

 

 
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
   
   

     
     
  © ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник