ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
|
|||||||||||
|
|
||||||||||
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 || |
|||||||||||
Душа СербииПроповедь святителя Николая СербскогоПродолжение. Начало см. в № 15 (15) Православие и славянеСВЯТОЙ СИНОД И ТОЛСТОЙ Когда Святой Синод Русской Православной Церкви анафематствовал графа Толстого за проповедь учения, противоречащего Христианской вере, мир во мнениях и предпочтениях разделился на два лагеря. Большинство толстовских сторонников было на Западе, а сторонники Святого Синода находились в России и на Христианском Востоке. Между тем, Святая Русь отторгла Толстого с большим прискорбием, чем было воодушевление Западной Европы, принявшей Толстого. КРУГ ИЛИ ДРАМА Толстой воспринял жизнь наподобие круга: с началом все равно где и с завершением везде. Святой Синод, представляя Славянское Православие, воспринимал жизнь в качестве драмы с началом и завершением в пространстве и во времени.
Толстой полагал, что человечество обладает силой и может остановить колесо истории, а с тем и греховное развитие вещей и событий, отбросить груз культуры, державы, Церкви, войска, цивилизации, светскости, гордости и тщеславия. Закрыть занавесом прошлое, вернуться в поля и леса, к пахоте и севу, прислушаться к голосу природы и жить в мире и любви с природой и Богом. СЧАСТЬЕ И ПОКАЯНИЕ Толстой мучился вопросами страданий и скорбей человеческих. Он сам видел в жизни, сопережил и описал неизмеримое число человеческих страданий и скорбей в различных случаях и вариантах. Проблема счастья была самой серьезной и излюбленной темой, которая его занимала. Он верил, что люди могут достичь счастья в этой жизни, более того, они созданы для того, чтобы быть счастливыми. Он определенно и упорно отбрасывал идею покаяния как непонятную и противную идее Бога. Жизнь человеческая была нормальной и счастливой, по мысли Толстого, пока люди вели простую природную жизнь, без городов, законов, сложных общественных правил и предписаний. Жизнь людей может опять стать нормальной и счастливой, если они вернутся к природности, невинности и простоте селянина, считал он. СНЫ И РЕАЛЬНОСТЬ Известно, что славяне приняли Христианство во время упадка мощи и славы Византийской империи. Целых 900 лет греки были главными представителями и толкователями Христианства. Когда греческие миссионеры дошли до славянской земли, чтобы умножить стадо Христово, славяне были язычниками. Их язычество было подобно тяжелому мрачному сну. Природа представляла им свои загадочные переменчивые свойства. Славяне верили в естественные силы живых и могущественных божественных существ, которые управляют природой и людьми. Все эти силы были дружески или враждебно расположены к человеку, но ни одна из них не была равнодушна к жизни людей и их делам. Из такой веры рождался один логичный вывод: люди зависимы и от добрых, и от злых существ; соответственно, и одним, и другим надо приносить жертвы. Добрым – чтобы их побудить к большему добру, а злым – чтобы их задобрить. Так было необходимо молиться как добрым, так и злым богам. Лучшей молитвой считалась та, которая устанавливала равновесие между добрыми и злыми духами; которая никого не обижала и приносила примирение со всеми. Была нужна особая дипломатия в молитве и прошениях, чтобы задобрить всех невидимых представителей природных сил, которые боролись из-за человека и вокруг человека. Между тем, люди слишком слабы, чтобы твердо принять одну сторону из противостоящих сил. Все красивое или полезное для людей считалось даром доброго духа или бога. Прочитана во время Перевод с сербского Книжное общество Продолжение см. в след. номере.
|
|||||||||||
СПРАВКА || Суровое лекарство
|
|||||||||||
Анафема – это отлучение христианина от Церкви, провозглашаемое соборно. Известный толкователь канонов Церкви епископ Никодим (Милош) пишет: «Совершенное исключение из Церкви, или большое отлучение, заключается в том, что известный член Церкви за тяжкое церковное преступление, явное и доказанное, совершенно лишается церковного единения, т. е. теряет: а) право общей молитвы с верными, б) право участия в каком бы то ни было церковном богослужении, и менее всего в Божественной Литургии, в) право совершения над ним какого бы то ни было Таинства или церковного обряда и г) право быть отпеваемым и похороненным на православном кладбище. С лицом, подвергшимся полному отлучению, ни один верный не должен иметь никакого религиозного общения, духовные же лица не должны с ним иметь и частного общения. Это большое церковное наказание в канонических источниках называется также анафемой» (Толкование 5-го Правила). |
|||||||||||
Анафема это не проклятие, а суровое лекарство против тяжелой духовной болезни. «Значение анафемы, – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), – есть значение духовного церковного врачевства против недуга в духе человеческом, причиняющего вечную смерть».
|
|||||||||||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник | |||||||||||