ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Раскольническая австрийская иерархия
с точки зрения церковных канонов

 

 

Окончание. Начало см. в № 23 (95),
24 (96), № 1 (97)

 

В связи с развернувшейся в интернете полемикой по поводу иерархии «старообрядцев» мы публикуем замечательную работу священномученика Иоанна Восторгова, которую рекомендуем к прочтению всем, интересующимся темой церковных разделений.

 

Раскольники делают еще возражение, хотя несколько в другом роде. Они, по своему всегдашнему обыкновению, оправдывают переход Амвросия в Белую Криницу «нуждою», появившеюся в «церкви», или, придерживаясь их буквального выражения, «смотрительным случаем»; при этом софистическими толкованиями они искажают истинный смысл церковных правил, чтобы как-нибудь отстоять «законность» своей иерархии. Они говорят, что ведь Амвросий ушел на кафедру новую, прежде не существовавшую, и притом ушел к овцам, бывшим без пастыря, побуждаемый будто бы «слезным общенародным (?) молением» (молением Павла и Алипия), а такой случай, рассуждают «старообрядцы» якобы не предусмотрен в церковных канонах и не противоречит общему духу этих канонов.

Но, рассуждая таким образом, раскольники прежде всего впадают в противоречие с самими собою, признавая обязательными для себя те самые правила, которые, по их же мнению, как мы видели раньше, относятся не к ним и не к митрополиту Амвросию, а «до внутрь круга православных», действуют «внутрь Церкви». Очевидно, расчет раскольников сделан в данном случае на то, что если нельзя оправдать перехода к ним Амвросия «еретичеством» греко-восточной Церкви, правила которой для них, раскольников, в таком случае необязательны, то может быть переход возможно оправдать теми же правилами, только искаженно и неверно протолкованными, – правилами, которые при таком обороте дела являются уже обязательными и для раскольников... Это значит: не выигрывает одно доказательство – можно придумать и другое, хотя бы противоречащее первому.

Далее, и самые обстоятельства, на которые ссылаются раскольники, в церковных законоположениях предусмотрены, но говорят они далеко не в пользу их: ни новость их мнимой белокриницкой «кафедры», ни общенародное (?) слезное моление не могут оправдать Амвросия за его бегство от своего Патриарха и за самовольное, без разрешения Собора и Патриарха, вторжение в «церковь», прежде не имевшую епископа, и снова навлекают на него грозный суд Церкви.

Вот что говорит 16-е правило святого Антиохийского Поместного Собора, в данном случае как нельзя более применимое к Амвросию: «Аще который епископ, не имеющий епархии, вторгнется в церковь, не имеющую епископа, и восхитит престол ее без соизволения совершенного собора: таковый да будет отвержен, хотя бы его избирал весь народ, который он себе восхитил».

В таком виде представляется поступок Амвросия и происшедшая от него раскольническая иерархия с точки зрения церковных канонов. По суду этих канонов, Амвросий за свой поступок – за отступление от своего Патриарха и за бегство в Белую Криницу – был связан отлучением и подвергнут извержению из сана. Выходит, что связанный захотел разрешить связанных – «старообрядцев»; не имущий благословения и преподательной благодати Святаго Духа захотел сообщить ее другим, таким же, как и сам он... Спрашивается: какая же здесь иерархия? Конечно, незаконная, безблагодатная, ибо все действия Амвросия в Белой Кринице, все совершенные им рукоположения, по суду вышеприведенных церковных канонов, недействительны, а рукоположенные лица, следовательно, не имеют благодати священства. Таким образом, истинной иерархии, составляющей существенную принадлежность Христовой Церкви, – иерархии, без которой невозможно спасение человека, у «старообрядцев-поповцев» все-таки нет. «Общество „поповцев“, окормляемое австрийскою лжеиерархиею, – заключим словами архимандрита Павла Прусского, – есть такое же самочинное собрание людей, как и общество „безпоповцев“. К такому обществу, а не к Церкви, от Христа созданной, притек и Амвросий; посему и происходящее от него священство не есть преемственное, от апостолов идущее, благодатное, истинное священство, но оторвавшаяся иссохшая отрасль» (Собрание сочинений. Ч. I. С. 677).

 

Священномученик
Иоанн ВОСТОРГОВ

 

1887 год

Полное собрание сочинений.
СПб., 1995. Т. IV.

 

 

     Уважаемые читатели! Рады сообщить вам, что вы можете приобрести нашу газету в Москве по следующим адресам:

    1. Черниговский пер., д. 9 / 13, строение 2, Международный фонд славянской письменности и культуры, магазин «Кириллица» (м. Третьяковская);
    2. Черниговский пер., д. 9 / 13, строение 3, редакция газеты «Русский вестник»;
    3. Ул. 7-я Текстильщиков, д. 18 / 15, «Казачья лавка» (м. Волжская).

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник