ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: О ЦЕРКВИ ВООБЩЕ,
О ВСЕХ ЧАСТЯХ ЕЕ И О ВСЕХ ВЕЩАХ И УТВАРЯХ,
К НЕЙ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ

 

ГЛАВА XII:
O СВЯТЫХ ИКОНАХ

 

 

§ 1

ИКОНЫ СВЯТЫЕ
ОТ БОГА ПРЕДАНЫ

 

Сказавши о силе и почитании святого Креста, следует сказать и о святых иконах, которые, как и самый Крест, всеми благоговейно почитаются, и которые поставляются как в церкви и в домах, так и на всяком месте вне оных. Ибо всещедрый и премилостивый Господь Бог, всегда промышляющий о спасении рода человеческого, не восхотел верных Своих оставить в неведении о тех спасительных благодеяниях и предивных чудесах Своих, которые Он соделал на земле в образе человеческом; но, по премногой Своей благости, предал все это возлюбленной Своей Церкви в изображениях на святых иконах, дабы мы видели Его чудеса своими телесными очами. Церковь же, украсившись иконами, как багряницею царскою, достойно чтит их и призывает своих православных сынов к надлежащему их почитанию.

Так как почитание святых икон, как в древнем законе, так и в новой благодати, введено не волею человеческою, но повелением Божиим, то необходимо здесь из Священного Писания показать происхождение святых икон, потом вкратце изложить историю, с каким благоговением издревле были почитаемы святые иконы и как мужественно защищаемы, и, наконец, в каком смысле они почитаются Церковию.

 

 

§ 2

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО О СВЯТЫХ
ИКОНАХ ИЗ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

 

В начале, в древнем законе, Сам Бог повелел Моисею, ради чести и славы Своей, сотворить в скинии образы, сказав ему: И да сотвориши дщицу злату чисту, и изобразиши на ней образ печати, святыня Господня (Исх. 28, 36). Господь, повелевая Моисею сотворить образы, сказал не о идолах греческих и языческих богов, но повелел сотворить образы для славы Своей. Потом Господь Бог повелел Моисею сделать кивот завета и двух херувимов, говоря: Сотвориши два херувима злата изваянна, и возложиши я от обеих стран очистилища; и ниже: На опонах множество херувимов сотвориши (Там же. 25, 18–19). Затем Господь Бог повелел Моисею сделать медного змия: Сотвори себе змию (медяну) и положи ю на знамя: и будет, аще угрызет змия человека, всяк угрызенный, видев ю, жив будет (Числ. 21, 8). Затем Господь Бог повелел Моисею сделать две каменные скрижали (таблицы): И рече Господь к Моисею: истеши себе две скрижали каменны, якоже и первыя, и взыди ко Мне на гору: и напишу на скрижалех словеса (Исх. 34, 1). Эти две скрижали, стамну, заключавшую в себе манну, и жезл Ааронов Моисей с великою честию положил в ковчеге. Еще повелел Бог Моисею: И да помажеши (святым елеем) <…> скинию свидения, и кивот скинии свидения, и вся сосуды ея, <…> и олтарь кадильный. И освятиши я, и будут святая святых: всяк, прикасаяйся им, освятится (Там же. 30, 26–29).

Соломон же премудрый сотвори (на дверях) изваянныя херувимы <...>, обятыя златом свешеным на изображение (3 Цар. 6, 35). Провидев все это, пророк Давид возгласил: Господи, возлюбих благолепие дому Твоего, и место селения славы Твоея (Пс. 25, 8). И еще: Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем (Там же. 5, 8); Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть (Там же. 98, 5).

Все эти свидетельства не противоречат заповеди, данной Богом людям израилевым: Слыши, Израилю: Господь Бог наш Господь Един есть (Втор. 6, 4); Да не будут тебе бози инии пред лицем Моим. Да не сотвориши себе кумира, ни всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах и под землею: да не поклонишися им, ниже послужиши им (Там же. 5, 7–9). Здесь Бог ясно запрещает делать образы богов греческих и языческих, потому что греки и другие языческие народы, как, например, египтяне, почитали своих истуканов за богов и покланялись им. Но чтобы к сему не привык и народ Божий, Господь Бог строго запретил делать такие подобия. Однако они слили себе тельца в пустыне и вопияли пред ним: Сии бози твои, Израилю (Исх. 32, 4), и сделались идолослужителями. Но Господь не только не запретил делать образы, но и для Своего прославления повелел сделать доску с изображением херувимов, медного змия и другие украшения, имевшие быть при кивоте. И этих украшений ни Моисей, ни израильтяне не только не уничтожали, но почитали и покланялись им, и в сем случае почитали не дерево и не краски, но Того, в честь и хвалу Которого они были сделаны.

 

Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.

Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

СТАТИСТИКА ||
Что ожидают россияне от нового года?

    


      В конце декабря 2013 года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опросил 1600 человек в 130-ти населенных пунктах в 42-х областях, краях и республиках России с целью выяснить, что ожидают россияне от наступающего года для себя лично и для страны в целом.
     Опрос показал, что большинство наших сограждан (65%) готовились встретить новый год с позитивным настроением. При этом 52% респондентов высказали мнение, что он будет в целом хорошим, а 13% полагают, что 2014-й сложится для них удачно. Четверть опрошенных россиян (28%) предположили, что их ждут определенные трудности в течение года. ВЦИОМ отмечает, что, согласно проводимым им исследованиям, за прошедшие 10 лет положительные чаяния наших сограждан всегда преобладали над пессимистическими настроениями. Молодые люди (77%) и женщины (67%) традиционно настроены оптимистичнее, чем представители старшего поколения (52%) и мужчины (63%).
     Размышляя над тем, что принесет 2014 год России, большинство респондентов (56%) пришли к мнению, что все в нашей стране сложится благополучно: 48% ожидают, что события будут развиваться хорошо, а 8% – что год будет удачным. Но треть опрошенных (33%) все же считают, что в новом году возможны трудности.
     По учению Святых Отцов Православной Церкви благополучие бывает двоякое – душевное и телесное. «Ежели кто телом счастливо, а душой бедственно прошлый прожил год и так начинает новый: о, как бедственно начинает! – пишет святитель Тихон Задонский. – Что пользы от телесного счастья, которое как цвет скоро увядает, как пар ненадолго является и потом исчезает, – что, говорю, пользы столь маловременным или, лучшее сказать, мнимым счастьем красоваться, а душевного, истинного, постоянного, никогда неотъемлемого не иметь?» – вопрошает святитель.
     «Но кто и так несчастливо проводил год, я и того поздравляю с окончанием прошлого года. Я и ему сорадуюсь, да только не в том, что он так неблагополучно проводил время, но в том, что ему Бог, ожидающий обращения всех, покаяния и исправления, до сего времени дожить потерпел, не по правосудию Своему, но по Своему долготерпению. Да и совет даю ему, чтобы он со всем усердием Божие милосердие благодарил, что не судил ему Господь по делам его, что не по беззакониям его сотворил с ним, ни по грехам его воздал ему», – наставляет святой и заключает: «Так несчастливо проводившим год и начинающий новый год, слово Христово: покайтесь, – представляю. Уповаю, и вы сами признаете, что слово это: покайтесь, – прилично и благовременно при начале нового года предлагается, если рассудите, что есть покаяние. Ибо покаяние – это омерзение прежнего грехолюбивого жития и исправление нового, по закону Божию управляемого».


Ольга ВЕТРОВА

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник