ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СТОЯНИЕ В ИСТИНЕ «БЛЮДИТЕ УБО...» СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

По учению Православной Церкви
католики были и остаются еретиками

 

 

 

 

По приглашению директора Института всеобщей истории РАН академика А.О. Чубарьяна 23 декабря 2013 года митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) РПЦ МП, выступил перед сотрудниками научного центра. Как сообщил сайт ОВЦС, темой выступления стали так называемые межхристианские отношения и, в частности, православно-католический диалог. Заявления, прозвучавшие из уст митрополита Илариона, вызвали бурное обсуждение в интернет-пространстве. Мы также решили не оставлять без внимания высказывания главы ОВЦС и попросили прокомментировать их одного из наших постоянных авторов священника Михаила Новикова.

 

– Отец Михаил, поясните, пожалуйста, нашим читателям, мало знакомым с темой, что представляет собой католицизм? В чем его основные отличия от Православия и каково отношение Православной Церкви к этому вероисповеданию и его приверженцам?

– Католицизм – это еретическое вероисповедание, в основе которого лежит ряд лжеучений, в частности, например, лжеучения о примате папы римского и «Филиокве».

Примат подразумевает под собой первенство папы перед Предстоятелями других Поместных Церквей. Это лжеучение зиждется на искаженном толковании слов Священного Писания, согласно которому святой апостол Петр был князем апостолов и римский епископ, как преемник Петра, является князем над Патриархами, якобы обязанными ему безпрекословно подчиняться. А на первом Ватиканском соборе римо-католической лжецеркви в 1870 году был принят ложный догмат о непогрешимости папы. Вот что пишет по этому поводу святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Единая глава Церкви небесной, земной и преисподней – Христос Бог. Может ли человек папа быть главою Церкви, сущей на небесах? Не может. Да и вообще может ли быть главою всей земной Церкви и распоряжаться участью земною и загробною – папа, человек грешный? <...> Прочитайте историю пап: каковы они были? Много ли было из них достойных своего седалища? И только в первые века было несколько достойных, а в последующие века сколько было недостойных и порочных, к стыду всей римской церкви! Это ли главы церквей?» (Живой Колос. Выписки из дневника за 1907–1908 гг.).

Из-за догматизации ложных учений о первенстве и непогрешимости папы католицизм еще называют папизмом. И это название более точно отражает суть данной ереси, поскольку слово «католическая» – латинский эквивалент греческого слова «кафолическая» (καθολικη), что на русский язык переводится как «вселенская», «соборная», что в отношении к римской лжецеркви не соответствует истине и есть похищение, неправомочное присвоение титула Церкви Христовой.

«Филиокве» (лат. filioque – «и Сына») – другой краеугольный камень папизма, лжеучение, приведшее Римскую Поместную Церковь к отпадению от древа Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Его суть в том, что Святый Дух исходит якобы не только от Отца, как сказано в Священном Писании и как до сего дня исповедует Православная Церковь, но еще и от Сына, о чем не упоминается нигде в Слове Божием и что никогда не составляло истину веры древней Церкви. «Католики превратили учение Самого Премудрого Христа, небесного Учителя, – пишет святой праведный отец Иоанн, – без Которого никто не знает Отца, а только Он – Сын. Христос говорит, что Дух от Отца исходит, а между тем католики <…> говорят, что Он от Отца и Сына исходит. Да перестаньте же, наконец, хулить Духа Святаго и возводить на Него ложь: хулящие Духа Святаго не будут прощены ни в сем, ни в будущем веке! А вы забыли слова апостола: „Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема“ (Гал. 1, 8). Это слово страшно или нет? – „Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут“ (Мф. 24, 35)» (Там же).

После отпадения Римской Поместной Церкви от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви в 1054 году последняя всегда обличала заблуждения папистов и призывала их к покаянию.

 

– В своем выступлении митрополит Иларион заявил, что Русская Православная Церковь и римско-католическая «церковь» считали друг друга еретическими вплоть до XIX столетия, что в том числе подразумевает отсутствие богослужебного общения. Но в XIX веке и особенно в XX веке ситуация якобы изменилась, и сейчас «мы фиксируем фактическое признание действительности Таинств при отсутствии общения в Таинствах».

Каково учение Православной Церкви о католических «таинствах»? Правда ли, что Русская Православная Церковь признает их действительными?

 

– Согласно учению Церкви, у еретиков нет Таинств, они имеют лишь их форму. Действительность Таинств подразумевает наличие благодати Святаго Духа, которой еретики лишены. «Если бы случилось руке отделиться от тела, – пишет святитель Иоанн Златоуст, – [то] дух [руководящий нервными окончаниями] из головного мозга, ища продолжения и не находя его там, не отделяется от тела и не переселяется в отнятую руку, но если не найдет ее на своем месте, то и не сообщается с ней» (Беседа 11 на послание к Ефесянам). Эти слова справедливы и в отношении Святаго Духа Божия: если какое-либо сообщество или член отсекается от тела церковного, то Он не сообщается с отсеченными.

 

– Митрополит Иларион также сказал: «Само вступление православных в диалог <…> [с католиками] означало мораторий на использование термина „ересь“, „еретик“ в отношении католической церкви. Мы взаимно отказались от классификации друг друга в качестве еретиков. Мы ведем диалог с целью выяснения отношений, прояснения позиций и, может быть, их сближения там, где такое сближение возможно».

Каково Ваше мнение о так называемом православно-католическом диалоге: насколько он необходим, с какими целями и какими методами он должен вестись, оправдан ли он в своем нынешнем формате?

 

– Сказанное митрополитом Иларионом порождает закономерные вопросы: что значит «ведем диалог с целью выяснения отношений, прояснения позиций и, может быть, их сближения там, где такое сближение возможно»? Неужели за много лет мы не выяснили позицию Ватикана по всем вопросам? Для этого достаточно нескольких недель или даже дней. Прочитайте современный катехизис римо-католической «церкви», ознакомьтесь с решениями второго Ватиканского собора, в соответствии с которыми паписты сейчас живут, с выступлениями папы и официальных представителей римской курии, – и позиция Ватикана для Вас прояснится. Следовательно, цель – в «сближении». Но это очень лукавая формулировка. Что считать сближением?

Партнеры митрополита Илариона по диалогу более откровенны. Так, глава папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох в своем докладе, прочитанном при встрече с католическим «духовенством» в Санкт-Петербурге 16 декабря и в Москве 18 декабря 2013 года, утверждает, что христианский взгляд требует признания единства: «Единство есть и остается основополагающей категорией христианской веры». При этом единство мыслится папистами как подчинение всех Поместных Православных Церквей, в том числе и Русской Православной Церкви, папе. Церковь Христова «существует в Католической Церкви, управляемой преемником Петра и епископами в общении с ним», – говорится в документе Конгрегации доктрины веры от 2007 года «Ответы на вопросы, касающиеся некоторых аспектов католической доктрины». В том же документе Поместные Православные Церкви упрекаются в том, что они не пребывают в общении с римским понтификом. Вот главная цель!

Но эта цель не отвечает интересам Русской Православной Церкви, главные из которых – сохранение в чистоте Православной веры и спасение верных ее чад.

Святые Отцы признают допустимым диалог с еретиками лишь в том случае, если они изъявляют искреннее желание отречься от своих заблуждений и вступить в лоно Православной Церкви. Если же еретики упорствуют в своей ереси, то апостол Павел заповедует удаляться от общения и какого бы то ни было диалога с ними: Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден (Тит. 3, 10–11).

 

– Плодами диалога, по словам выступавшего, стали несколько богословских документов. А «главным достижением» он назвал «Баламандский документ 1993 года, в котором обеими сторонами было признано, что уния не является методом достижения единства Церкви». Ранее в публиковавшихся в нашем издании своих статьях (см., например, «ПК» № 16 (88): «Зачем православных студентов отправляют на учебу в столицу мирового папизма?») Вы упоминали об этом соглашении как о Баламандской унии. Расскажите, о нем, пожалуйста, еще раз.

– Баламандская уния была подписана на Седьмом Совещании полного состава Международной Смешанной Комиссии богословского диалога «православных» экуменистов и папистов, проходившем с 17-го по 24-е июня 1993 года в Ливане, в богословской школе преподобного Иоанна Дамаскина при патриаршем монастыре Божией Матери Баламандской (Антиохийская Православная Церковь). Официальный текст «Баламандского соглашения» состоит из трех разделов, включающих в себя 35 параграфов: введение (параграфы 1–5), екклезиологические принципы (параграфы 6–18) и практические правила (параграфы 19–35). Этот еретический документ ставит своей целью отвержение православного догматического учения о Церкви и принятие католического понятия об униатских псевдоцерковных образованиях. В нем католическая лжецерковь признается «Церковью-Сестрой» Православной Церкви на основе так называемого экуменического «сестринского» богословия. Кроме того, униатские псевдоцерковные образования признаются «церквами».

 

Окончание см. на стр. 15

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник