ТВОРЧЕСТВО | ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ | СТРАНИЦА 4 |
Оптина Пустынь
В день памяти святителя Николая Чудотворца, 19 декабря 2013 года, в старинном городе воинской славы Козельске (Калужской области), в местном Доме культуры Российской Армии состоялся литературно-музыкальный вечер заслуженного артиста России Александра Ивановича Цуркана «Три Николы». На вечере прозвучали стихотворения и песни на стихи замечательных русских поэтов-патриотов Николая Рубцова, Николая Мельникова, Николая Дмитриева и самого Александра Ивановича – также патриота нашей Родины, православного христианина, отца пятерых детей.
Так как Козельск находится неподалеку от знаменитой Оптиной Пустыни, а в самом городе расположена воинская часть, в зале собралось много верующих и военных, которые, несомненно, ушли из ДКРА в приподнятом настроении, с верой в лучшее и, хочется надеяться, с желанием трудиться в деле личного спасения и возрождения Святой Руси.
После выступления мы побеседовали с Александром Ивановичем, и он охотно поделился своим видением современных проблем.
Отвечая на вопрос о том, как он пришел к поэтическому творчеству, наш собеседник сказал следующее:
– Поэзия – величайшее достижение русской цивилизации, русской культуры. И не осознавать этого – значит быть нищим, который, обладая золотом, просит у других: «Дайте мне поесть! Накормите, помогите!» Надо дорожить тем, что мы имеем. Мы претерпели много предательства, когда наши духовные, культурные, национальные ценности, достижения, традиции были отодвинуты на второй план – в образовании, в науке... Двадцать лет мы все это переживаем. Посмотрите, ведь только сейчас вернули сочинение в качестве формы экзамена. А как по-другому определить, умный человек или нет? Ну, и что, что у него 100 баллов по ЕГЭ. Но он начинает писать – и тридцать три ошибки! Как это?!.. Поэтому слово на Руси всегда было… Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин. 1, 1). Я исхожу из этого.
К своему творчеству отношусь как к дару Божиему, который надо развивать, преумножать. Я не могу этого не делать, потому что мне настолько все интересно, я этим живу и считаю, что еще очень мало знаю и еще меньше воплотил. Настоящая поэзия – это такой кладезь, и столько можно хорошего создать, донести до людей, показать всем! Возьмите одного только Мельникова Николая! А Рубцов – какие темы! Хотелось бы сделать многое в этом направлении, побольше ездить. Всем этим я серьезно занимаюсь и, Бог даст, буду заниматься. Знаю, что это мой долг – вести людей к правде, к Богу.
О своем пути к вере Александр Иванович рассказал, что крестился в 28 лет:
– Просто понял однажды, что дальше не могу без веры, без Христа, без Бога, что я должен принять Крещение, стать православным христианином и стремиться в своем душевном развитии ко Христу. Был в Иерусалиме несколько раз, года четыре назад ездил с паломнической миссией. Эта поездка по многим святым местам потрясла и укрепила в вере.
Без Православия ничего высокого, духовного быть не может – ни поэзии истинной, ни живописи, ни музыки…
ГРАЖДАНИНУ
Твоя Россия… Думая о ней,
Уберегись соблазнов и обманов:
Одна молитва может быть сильней,
Чем целый митинг с сотней горлопанов.
«За Русь, на бой!» – все суета сует,
И суетою души захлебнулись.
Одна молитва! Но молитвы – нет!
«На бой, за Русь!» – и снова обманулись.
Твой враг не там – не на коне с копьем
И не с мечом в открытом чистом поле,
Невидим он, его не взять живьем
Ни силою, ни криками «Доколе!»
Твой враг – раскол, далекий, вековой,
И, если в душах нету единенья,
Ликует он, и тщетен подвиг твой
На поприще «российского спасенья».
Есть Вера, Бог, Отечество и ты!
Лишь это русских делает народом!
Решись, уйди бесовской суеты,
Пусть даже «струсил» скажут мимоходом.
Уйди! И сам неистово молись,
Чтоб Бог вернул и Веру, и сплоченье.
Ни слез, ни покаянья не стыдись
Во имя долгожданного спасенья.
Из всех краев растерзанной земли,
Как нити золота, польются вверх молитвы,
Чтобы до Господа, до всех святых дошли,
Прося благословенья правой битвы!
Тогда – сама собою встанет рать,
И будет вождь – один, одна – дорога,
Спасется Русь… И пусть не будут знать,
Что ты все это вымолил у Бога!
Это стихотворение Николая Мельникова, прочитанное на вечере, стало ответом на наш вопрос о противостоянии злу и возрождении России. Но все же Александр Иванович пояснил:
– Мне не хочется, чтобы мы воевали. Мы уже навоевались, потому и апатия сейчас такая у народа. Русские люди понимают, что этому злу должен быть предел; нас стравливают, а потом уничтожают. Поэтому хватит, не надо гражданской войны. Нужны общества, должны проводиться беседы, собираться казачьи круги, чтобы люди сплачивались, объединялись. Единение должно быть. Тогда власти будут вынуждены прислушиваться к нам. У них все равно нет другого выхода. Как в ситуации с Сердюковым: дотянули до того, что еще немножко – и воевать не то что нечем было бы, а просто пришли бы враги, а у нас ничего не работает: автоматы не стреляют, кнопки не нажимаются, ракеты не запускаются...
Я убежден, что рано или поздно все прояснится и встанет на свои места. Потому что ночь никогда не затмит белый свет, придет день и откроет всем истину. А сейчас нужно детей воспитывать в правде, в вере. Я вижу свой удел в воспитании подрастающего поколения, чтобы донести до них красоту нашей веры и Родины, показать русскую силу духа, мощь. Не надо нам самим себя ругать, говорить, что мы какие-то убогие, не надо никого слушать, наоборот, надо ценить и приумножать наше богатое наследие. И в этом должны участвовать школа, телевидение, государство. Надо направить все усилия на воссоздание нравственно-этического климата, нравственно-этических основ жизни общества, семьи, мальчишек, девчонок; везде, во всем это должно быть. Но сейчас телевидение – это страшный враг; оно ведет пропаганду греха. Ребенок что-то увидит, и потом ему долго нужно объяснять, почему это нехорошо. Поэтому должна быть изменена государственная политика. На уровне телевидения, образования... И это произойдет. А пока наше дело – воспитывать детей, молодежь так, чтобы они гордились тем, что они русские, православные.
У ЭКРАНА
Горестно без Шукшина Василия
(Спят мертвецки Стенька, Фрол и Стырь),
Он провидел сердцем обезсиленным,
Что пролезут черти в монастырь.
Глянь: из полированного ящика
В душу, словно в нищую суму,
Сыпят, сыпят стукоток изящненько
Сто чертей в клубящемся дыму.
Выбор – на любого привередника.
После хрюш, степашек и каркуш
Вой кликуш сменяют слезы смертника,
За слезами – тот же вой кликуш.
Или вправду это время судное
Раздувает свет своей зари?
Прет на конкурс красота сосудная
Без огней, мерцающих внутри.
Русь моя, страдавшая без роздыху,
В чаше бед не видящая дна,
Знаю: ты не поплывешь по воздуху
Перед мутным взором колдуна.
Знаю: бесам выпадет что следует –
Мне об этом звезды говорят!
…Не прощай им, Боже, ибо – ведают,
Ведают, собаки,
что творят!
Николай ДМИТРИЕВ
Коснувшись темы государственного устройства, мы заговорили о монархии:
– Я давно хочу сделать творческую поэтическую программу по Бехтееву Сергею Сергеевичу, царский цикл стихов. У него все так изложено – лучше не сделать, ни добавить, ни убавить. Настолько все объективно, настолько все точно проанализировано, как и у Мельникова Николая в «Русском кресте». Мельников проанализировал отрезок жизни в сорок лет и сказал: «Что же непонятного? Вот куда надо идти, воскресать надо внутри, воскресать надо!» То же самое и Бехтеев: надо вернуть величайший по своей духовной красоте облик Царя, донести правду о величайшем служении русскому народу этой святой семьи. Ведь Царственные Мученики – эталон «малой церкви», они стяжали любовь к Богу и ближним – от мала до велика, от Царя до Царевича, а он же мальчишкой был, когда его убили…
Окончание на стр. 5