ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "Православный крест"
ПРАВОСЛАВИЕ СРАВНИТЕЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

Антиэкуменический катехизис


Этот Катехизис составлен оптинским игуменом Симеоном (Лариным) (1918–2016). Однако сам старец считал труд соборным, потому что при его написании много советовался с оптинскими и афонскими отцами. Вероятно, по этой причине на обложке издания указаны в качестве составителей монахи и Оптиной пустыни, и Святой Горы Афон. Работать непосредственно над Катехизисом отец Симеон начал в 1995 году. Примерное окончание работы датировано 2000-м годом. Мы продолжаем публикацию этого актуального и необходимого труда. «О любви. Глава восемнадцатая. О расколе». Начало см. в № 12 (228).


Вопрос: Какие ложные мнения об анафеме высказывают экуменисты?

Ответ: Не дерзая в принципе отрицать право Церкви анафематствовать еретиков и раскольников, они пытаются представить его пережитком прошлого. Но анафема – это и есть свидетельство истины перед еретиками.


Вопрос: Почему их утверждения ошибочны?

Ответ:Потому что лжеучения нынешних еретиков не менее пагубны и опасны, чем измышления нечестивцев прошлых столетий.

Например, католики, которых экуменисты считают ближайшей к Православию конфессией, исповедуют ереси, ничем не лучшие арианства и македонианства, являющиеся по сути их модификациями. В католичестве повреждено практически все – учения о Святой Троице, о Святом Духе, о Церкви, о спасении и т. д. «Но и не осмелься они ни на что другое из перечисленного, – восклицает святитель Фотий Константинопольский, – одного богохульства в отношении Святаго Духа – а точнее, всей Святой Троицы, – которое не оставляет уже места большему, хватило бы, чтобы подвергнуть их тысячам анафем!» (Свт. Фотий Константинопольский. Окружное послание к восточным архиерейским престолам).


Вопрос: К каким нарушениям приводит это экуменическое заблуждение?

Ответ:Отрицающие подпадание современных еретиков под анафемы Святых Отцов нарушают церковные каноны об отношении к анафематствованным.

Никодим (Милош) в толковании на 5-е Апостольское правило так поясняет суть анафемы: «Совершенное исключение из Церкви или большое отлучение (παντελής άφορισμός, excommunicatio omnimoda sive major) заключается в том, что известный член Церкви за тяжкое церковное преступление [ересь], явное и доказанное, совершенно лишается церковного единения, то есть теряет: а) право общей молитвы с верными, б) право участия в каком бы то ни было церковном богослужении, и менее всего в Божественной литургии, в) право совершения над ним какого бы то ни было Таинства или церковного обряда, и г) право быть отпеваемым и похороненным на православном кладбище после смерти. С лицом, подвергшимся полному отлучению, ни один верный не должен иметь никакого религиозного общения, духовные же лица не должны с ним иметь и частного общения» (Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Долматинско-Истрийского).

Вопреки этим предписаниям сторонники экуменизма дружески общаются, молятся и сослужат с еретиками, совершают над ними церковные Таинства и обряды.


Вопрос: Законна ли экуменическая практика так называемого снятия анафем? (Константинопольский патриарх Афинагор (Спиру) в 1965 году единолично «снял» анафему с католиков; по настоянию митрополита Никодима (Ротова) в 1971 году в Русской Церкви были «отменены» клятвы на раскольников-«старообрядцев»).

Ответ: Нет, такие деяния канонически неправомочны и не могут быть признаны действительными. Если анафема наложена справедливо, никакое последующее постановление, никакая церковная инстанция – ни отдельный иерарх, ни Поместный, ни Вселенский Собор – не властны ее упразднить. Анафематствованный может избавиться от клятвы только через покаяние в заблуждениях и присоединение к Церкви.

1-е правило Шестого Вселенского Собора гласит: «Если же кто-либо из всех не содержит и не приемлет вышереченных догматов благочестия, и не тако мыслит и проповедует, но покушается идти противу оных: тот да будет анафема, по определению, прежде постановленному предупомянутыми Святыми и блаженными Отцами, и от сословия христианскаго, яко чуждый, да будет изключен и извержен. Ибо мы сообразно с тем, что определено прежде, совершенно решили, не прилагать что-либо, не убавлять, и не могли никоем образом» (Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Долматинско-Истрийского).

А преподобный Паисий (Величковский) в ответах об анафемах на «старообрядцев» поясняет: «Клятва или анафема на противящихся Соборной Церкви, т. е. на крестящихся двумя перстами или в чем-нибудь ином противящихся и не покоряющихся, будучи соборно наложена восточными Патриархами, имеет оставаться благодатию Христовой твердою, непоколебимою и неразрешимою до скончания века. Вы еще спрашиваете: наложенную анафему разрешил ли впоследствии какой-нибудь восточный Собор или нет? Отвечаю: мог ли быть подобный Собор, за исключением какого-нибудь противного Богу и Святой Церкви, который бы собрался на опровержение истины и утверждение лжи? В Церкви Христовой такого злочестивого Собора вовеки не будет.

Вы еще спрашиваете: могут ли какие-нибудь архиереи, помимо Собора и согласия и воли восточных Патриархов, разрешить подобную клятву? Отвечаю: это никак невозможно; несть бо нестроения Бог, но мира. Знайте твердо, что все архиереи при своем рукоположении получают одну и ту же благодать Святаго Духа и обязаны, как зеницу ока, хранить чистоту и непорочность Православной веры, а также и все апостольские предания и правила Святых Апостолов, Вселенских и Поместных Соборов и богоносных Отцов, какие содержит Святая, Соборная и Апостольская Церковь. От Того же Святаго Духа они приняли власть вязать и решить по тому чину, какой установил Святый Дух через Святых Апостолов во Святой Церкви. Разорять же апостольские предания и церковные правила – такой власти архиереи от Святаго Духа не получили, поэтому разрешить вышеупомянутую анафему на противников Соборной Церкви, как правильно и согласно святым Соборам наложенную, ни архиереям, ни восточным Патриархам никак нельзя, а если бы кто покусился это сделать, то это было бы противно Богу и Святой Церкви» (Прот. Сергий Четвериков. Правда христианства. Молдавский старец Паисий Величковский. М., 1998).


Вопрос: Справедливо ли говорят экуменисты, что Чин анафематствования, существовавший в Русской Церкви до революции и отмененный в советское время, устарел?

Ответ:Нет, подобные заявления несостоятельны, поскольку современные лжеучения суть модификации древних ересей, осуждаемых в дореволюционных анафематизмах.

Святитель Феофан Затворник пишет: «У нас ныне много распложается нигилистов и нигилисток, спиритов и других злоумников, увлекаемых западными лжеучениями. Думаете ли вы, что Святая Церковь наша смолчала бы, не подала бы голос, не осудила и не анафематствовала их, если б их пагубные учения содержали что-либо новое? Никак. Собор был бы, и соборно были бы они все с их учениями преданы анафеме и к теперешнему чину Православия был бы приложен еще один пункт: Фейербаху, Бюхнеру, Ренану, спиритам и всем последователям их – нигилистам – анафема. Но нужды нет в сем соборе, нужды нет и в сем прибавлении. Их лжеучения наперед уж все анафематствованы в тех пунктах, где произносится анафема отвергающим бытие Бога, духовность и безсмертие души, учение о Пресвятой Троице, о Божестве Господа нашего Иисуса Христа. Не видите ли, как мудро и предусмотрительно поступает Церковь, когда заставляет совершать нынешний оклик и выслушивать? А говорят – несовременно. Теперь-то оно и современно» (Свт. Феофан Затворник. Рукописи из кельи. Что такое «анафема»? Слово в Неделю Православия. М., 2000).


Вопрос: Почему экуменисты стремятся «обновить» традиционный Чин анафематствования?

Ответ: Потому что многие постулаты современного «богословия» осуждены в нем как ереси.

Так, 4-й и 5-й анафематизмы опровергают мнение о возможности спасения некрещеных, еретиков и иноверцев: «Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: Анафема! (трижды). Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: Анафема! (трижды)».

10-й анафематизм направлен против нарушителей и хулителей церковных канонов и святоотеческих установлений: «Отвергающим Соборы Святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: Анафема! (трижды)» и т. д.


Вопрос: Провозглашаются ли сегодня в храмах Русской Православной Церкви в праздник Торжества Православия анафемы еретикам?

Ответ: В настоящее время в полном виде Чин Торжества Православия совершается далеко не во всех храмах РПЦ и анафематствование при этом часто опускается.

Между тем, «о нынешнем времени надо так говорить, что, если бы не было настоящего Чина Православия, следовало бы ввести его и совершать не в губернских только городах, а во всех местах и церквах. Да собрать бы все злые учения, противные Слову Божию, и всем огласить, чтоб все знали, чего надо опасаться и каких учений бегать. Многие растлеваются умом только по неведению, а гласное осуждение пагубных учений спасет их от погибели» (Свт. Феофан Затворник. Указ. соч.).


Продолжение следует


СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
©Православный крест. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник