ПРОПОВЕДЬ | СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ | СТРАНИЦА 13 |
30 марта/12 апреля – Вербное воскресенье, Вход Господень в Иерусалим
В одну из предпасхальных недель в Иерусалиме и его окрестностях совершалось странное явление. Из уст в уста передавались чудные рассказы про Иисуса из Галилеи. Рассказывали, как Он учил и как уроки Его смягчали человеческую душу, как Он жил и действовал. Массы людей были свидетелями того, как неисцельно больные выздоравливали, прокаженные очищались, грубые, самолюбивые, жестокие душой изменялись в кротких, добрых и смиренных.
Многие чувствовали в Нем Спасителя и Чудотворца, имевшего силу воскрешать телесно и духовно. Миллионная масса горела нетерпением торжественно встретить Иисуса в Иерусалиме и своими задушевными восторгами положить начало благоговению и любви ко Господу, признать в Нем ожидаемого Мессию и отдать Ему свои сердца.
Такое восторженное настроение народных масс приводило в восхищение двенадцать учеников Спасителя. Их радость была неудержима. Им казалось несомненным, что настало теперь безконечное счастье не для них только, но и для целого мира. Взоры их обращались на Иисуса. Ученикам хотелось, чтобы Учитель был настроен так же, как они.
Но взоры Господа были кротки и речи сдержанны. При общем ликовании Он вдруг произнес: вот мы входим в Иерусалим. Здесь предан будет Сын Человеческий; и осудят Его на смерть, и предадят Его народу на поругание, и биение, и пропятие (Мф. 20, 18-19).
Слова Спасителя для учеников Его, находившихся в радостнейшем настроении, были неожиданны, как гроза среди ясного, теплого дня. Однако они уразумели в них тяжелую правду. В этих словах заключался еще и такой смысл: во-первых, Спаситель желал, чтобы ученики поняли, что вслед за народными восклицаниями наступят дни тяжкого искушения и для Иисуса, и для истинно Его любящих; во-вторых, что вообще восторженное состояние человека есть явление непостоянное. И в-третьих, Спаситель указывал верный путь к постоянно радостному настроению, даже в дни страха и ужаса.
Приведенные слова Спасителя внушали им с осторожностью отдаваться восторгу и вместе с тем давали поучение, как быть и что делать в наступающие дни. Гул народных масс встретил Иисуса восклицаниями: «Осанна!» Старики и дети, женщины и мужчины с пальмами в руках слили свои голоса в одно целое. Как живой, громкий колокол, они возвещали вступление Царя царствующих в царствующий город.
Этот живой колокол не вызвал в Спасителе чувства одобрения. В этом громогласном, суетливом выражении восторга не было проявления глубокого чувства – только одна торжественная, нарядная внешность. Слава Божия только выкрикивалась звуками голосистой массы и, не затрагивая ее сердец, тут же исчезала. В торжественной встрече Спасителя был праздник праздного народа, но не заявление искренней веры.
Так часто бывает и с людьми. Народная слава, общественный почет – это блистательный фейерверк, от которого через несколько минут остается только смрадный пепел. Это весенний прилив половодья, влекущий за собой изобилие вод, где волны стремятся обогнать и потопить одна другую. Подобные явления непрочны. Потому-то Спаситель и остерегает Своих последователей быть осторожными, принимая за истину мнения общества о чем бы то ни было.
Общественное мнение – волна, напирающая и уносящаяся. Нынче она в нашу пользу, а завтра против нас. Человек должен руководствоваться не общественным мнением, а заповедями Божиими, непреходящими и неизменными.
Не замедлило исполниться на Иисусе Христе все непостоянство общественного мнения. Еще не увяли на дороге разбросанные пальмы, по которым шествовали святые стопы Богочеловека, как уже замер колокол возбужденного ликования в народе. Вместо веселых разговоров является раздражение, гнев, начинаются мечтательные затеи; вместо слов: «Он Чудотворец и Учитель» – те же уста повторяли: «Он развратитель и возмутитель»; вместо слов: «Господь» – те же уста кричали: «Он злодей!»; вместо слов: «Осанна» – слова: «Распни»; вместо престола – Голгофская казнь.
Так после торжественного дня настают дни тяжких скорбей, страданий и, наконец, крестная смерть Христа Спасителя. Спутников Его теперь мало: остались верными и дружественными единицы. Все же прочие отступились, изменили, отреклись даже лучшие люди, возлюбленные Спасителем.
События дали ясный урок: быть верным в дружбе, не покидать человека в беде. Только в печальные дни познаются достоинства и дружбы, и любви. Евангельским событием освящены эти великие связи человечества. Закрепляются они не шумно, не крикливо, не возбужденно, но тихо и скромно, подобно тому, как воспламеняется искоркой тихий, лучезарный свет чистой свечи, озаряющей ночную тьму.
Не восхитившись торжественной встречей в Иерусалиме, Спаситель благосклонно остановил Свое внимание только на детях, на младенцах, вещавших Ему: «Осанна». Этим Он указал, какой восторг соответствует достоинству человека. Восторг есть выражение чистого, живого, беззлобного сердца. Всем людям, однако, без различия возраста, влагается в душу этот Божественный дар. Но не только восторг, но даже сердечная радость невозможна для весьма многих людей. Невозможна она для ленивых и нерадивых, для нетерпеливых, раздражительных, завистливых и памятозлобных. Неполно чувство радости для всех, кто одержим разнообразнейшими страстями.
Но Спаситель ни для кого из нас не закрыл вход в Небесное Царство. Чрез покаяние и желание исправиться в каждой душе может открыться дверь, через которую будет доступ для христианской радости. В каждой душе просит Христос Себе обители. Даже в дни скорби и искушений не затворяет эту дверь Божественное милосердие.
Требуется одно – последование страждущему Господу. Ведь Он за нас пострадал, чтобы оставить нам пример, да последуем стопам Его, убеждает апостол Петр (см.: 1 Петр. 2, 21).
Теперь наступает Страстная неделя. Пусть каждый из нас приблизится к страждущему Спасителю. Пусть каждый из нас Ему сопутствует шаг за шагом, до конца крестной дороги, и тогда путь нашей жизни исправится. Сердце наше, испытанное страданием и скорбью, умилится.
Итак, в наступающую неделю, христиане, устремим свои взоры на Господа; с плачущими женами иерусалимскими будем взирать, как Он, Господь неба и земли, за наши грехи осуждается на смерть, несет Крест и изнемогает под бременем Креста. Понесем Его Крест.
Слушая Евангелие на Страстной неделе, постараемся проникнуться безмерным величием страданий и заслуг Сына Божия; мы будем внимать кроткому, любящему голосу, призывающему к радости всех, всех – к радости блаженных упований, ко спасению. Пред страстями Христовыми всем достанет места: и мытарям, и блудницам, и разбойникам…
Если бы это случилось, тогда действительно мы могли бы чистым сердцем праздновать Пресветлое Воскресение Господа и воскресение своих душ, умерщвленных страстями и грехами! Отправимся, кто хочет, в путь за приобретением небесных утешений и радостей; все отправимся по крестной дороге, кому нужно освободиться от подавляющей пошлости. С нами на этом пути, не забудьте, будет Христос, страдающий и сострадающий. Аминь.
Протоиерей Валентин Амфитеатров (†1908)
Источник: Великий пост.
Духовные поучения протоиерея
В.Н. Амфитеатрова. М.,
Сестричество во имя
преподобномученицы Великой
княгини Елисаветы, 1910.