ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "Православный крест"
БОДРСТВУЙ! ПОСЛЕДНИЕ ВРЕМЕНА СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||


Толкование на Апокалипсис



Сегодня можно услышать много разных рассуждений о последних временах. Однако слово Церкви об этом сказано давно. Святые толкователи разъяснили нам Откровение святого апостола Иоанна Богослова, чтобы у нас было правильное понимание о последних временах и событиях, их сопровождающих. С этого номера мы начинаем публикацию Толкования святителя Андрея Кесарийского на Апокалипсис святого апостола Иоанна Богослова. Ввиду сложности текста, он приводится в адаптированном варианте.



Глава 1
Статья первая


Откр. 1, 1.Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре.

Апокалипсис есть такое откровение сокрытых тайн, которое бывает во время озарений ума или в видениях во время сна, или в бодрственном состоянии при помощи Божественного осияния. Если апостол говорит, что это Откровение дано Христу от Бога, то употребляет выражение применительно к природе человеческой, ибо в своем Евангелии он более всех других евангелистов изображает Его в чертах возвышенных и выражениях Божественных. Также и здесь чрез служащего Ангела и именем учащихся «рабов» указывает нам на величие Божества Христова, ибо Ему работна всяческая (Пс. 118, 91).

Выражение «быти вскоре» обозначает, что некоторое из предсказанного в Откровении находится, так сказать, под руками, да и относящееся к концу не замедлит исполниться, ибо у Господа тысяча лет, яко день вчерашний, иже мимо иде (Там же. 89, 5; 2 Петр. 3, 8).


Откр. 1, 2. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел.

Христос, как Владыка, явил мне это чрез Ангела, мне, Своему рабу, свидетельствовавшему в Него исповедание, чтобы чрез виденное я засвидетельствовал и проповедал для обращения слушающих как о том, что хотя и существует, но сокрыто от людей, так и о том, что имеет быть. Ибо тайновидец пророчески видел то и другое; это же ясно и из слов «яже суть» и «имже подобает быти», указывают на настоящее и будущее время.


Откр. 1, 3.Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко.

Прославляет тех, которые читают и слушают, чтобы исполнять, потому что назначенное людям время для делания и получения блаженства кратко. Делайте, дондеже день есть: приидет нощь, егда никтоже может делати (Ин. 9, 4), – говорит Господь. Иначе: по сравнению этой кратковременной жизни с будущею, вечною, близко время воздаяния коемуждо по делом его (Откр. 22, 12).


Откр. 1, 4-5. Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа.

Хотя много было местных церквей, но он послал только «седмим церквам». Это сделал ради седмеричного числа, означающего таинственно все церкви, а также и по соответствию этого числа настоящей жизни, в которой принят седмеричный круг дней. По той же причине он упоминает только о семи Ангелах и семи церквах, которым шлет свое приветствие: благодать вам и мир от Триипостасного Божества. Словом «Сый» означается Отец, сказавший Моисею: Аз есмь Сый (Исх. 3, 14); выражением «иже бе» – Слово, которое в начале бе к Богу (Ин. 1, 1); словом «грядый» – Утешитель, всегда во святом Крещении нисходящий на верующих чад Церкви и имеющий излиться на них во всей полноте в будущем веке (Деян. 2). Под семью духами можно разуметь семь Ангелов (получивших управление церквами), не поставляемых вместе с Богоначальною и Царственною Троицею, но воспоминаемых с Нею, как рабов ее, как и божественный апостол говорит подобным же образом: Засвидетельствую пред Богом, и Господом Иисусом Христом, и избранными [его] Ангелы (1 Тим. 5, 21). Но можно понимать это и в другом смысле: под выражением «Сый», в «иже бе, и иже есть грядый» – разуметь Отца, Который содержит в Себе Самом начало, средину и конец бытия всего существующего; под «семью духами» – дары Животворящего Духа; под имеющим следовать затем – Иисуса Христа, Бога, нас ради соделавшегося Человеком. Ибо и у апостола Божественные Ипостаси поставляются прежде и после без всякого различия, поэтому и здесь говорит «и от Иисуса Христа» и т. д.


Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею,

Ибо Он, свидетельствовавший пред Понтием Пилатом, верен во всех словесех Своих (Пс. 144, 13), как жизнь и воскресение; Он перворожден из мертвых (Кол. 1, 18; 1 Кор. 15, 20), и над кем начальствует Он, те не увидят смерти, подобно прежде умиравшим и воскресавшим, но будут жить вечно. Он – Владыка царей, как Царь царствующих и Господь господствующих (Пс. 2, 6; Кол. 2, 10; 1 Тим. 6, 15), равномощный Отцу и Единосущный Ему (Ин. 10, 30; 14, 20). Иначе: Он Царь царей земных, царей над земными страстями. И если блаженный Григорий Богослов относит ко Христу выражение «Сый», и «иже бе, и грядый, Вседержитель», то нисколько не будет неуместным отнести к Нему и нижеприведенные изречения. К этим словам и добавлено «Вседержитель» и не упоминается о другом лице. Этот смысл вышеизложенного подтверждают и дальнейшие слова: а «от Иисуса Христа», потому что, если б говорилось только об одном Боге Слове и Сыновней Ипостаси, то было бы совершенно лишним словами в «от Иисуса Христа» отделять Его от иного другого. Боголепные слова приличествуют одинаково как каждой в отдельности Ипостаси, так и всем вместе, за исключением разве, по словам Григория Богослова, отличий и свойств особенных и личных, и относящихся к воплощению Бога Слова. Это подтверждается еще и тем, что Трисвятую песнь Серафимов мы поучаемся в Евангелии относить к Сыну, в Деяниях, в проповеди апостола Павла – к Духу Святому, а в приношении Святых Тайн – к Отцу, к Которому мы обращаем молитву эту, как говорит о сем блаженный Епифаний в слове о Святом Духе. Все это мы приводим как доказательство того, что наше изъяснение не противоречит мнению Отцов Церкви, а теперь с Божией помощью перейдем к следующему.


Откр. 1, 6. и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.

Подобает, говорит, слава Ему, разрешившему нас по любви Своей от уз смертных и омывшему нас излиянием Своей Животворящей Крови и воды от скверн греховных и соделавшему нас царским священством, приносящим Отцу живую жертву – словесную службу вместо жертв безсловесных животных.


Откр. 1, 7. Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь.

Здесь Он, закланный как агнец, приидет во славе Отчей как Судия, на облаках, или силах безплотных, или подобных тому облаку, которое на горе Фавор осенило Его с апостолами. Грядущаго со славою Его увидит всякое око; распинатели же Его и неверующие в Него племена земные восплачутся (Мф. 24, 29, 30). «Ей, аминь» значит: совершенно, так. Этими словами обозначается одно и то же как на греческом, так и на еврейском языке. Аминь – да будет.


Откр. 1, 8. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.

Словами «Альфа и Омега» означается Христос, как Бог, все содержащий, безначальный и безконечный: «Сый», и прежде сый, и конца не имый, соприсносущный Отцу, и потому имеющий воздать каждому по делам его (Откр. 22, 12).


Откр. 1, 9. Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа.

Я же, как брат ваш и соучастник в скорбях Христа ради, вполне заслужил ваше доверие, ибо, осужденный за исповедание Христа на остров Патмос, возвещаю о тайнах, которые я на нем видел.


Продолжение следует


СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
©Православный крест. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник