ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПРАВОСЛАВИЕ СРАВНИТЕЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

 

Антиэкуменический катехизис

 

     Этот Катехизис составлен оптинским игуменом Симеоном (Лариным) (1918–2016). Однако сам старец считал труд соборным, потому что при его написании много советовался с оптинскими и афонскими отцами. Вероятно, по этой причине на обложке издания указаны в качестве составителей монахи и Оптиной пустыни, и Святой Горы Афон. Работать непосредственно над Катехизисом отец Симеон начал в 1995 году. Примерное окончание работы датировано 2000-м годом. Мы продолжаем публикацию этого актуального и необходимого труда. «О любви. Глава шестнадцатая. Об истинной любви». Начало см. в № 12 (228).

 

 

Вопрос:  В чем должна проявляться любовь христианина к еретикам?

Ответ: В том, чтобы исполнять по отношению к ним постановления Церкви: Любовь есть исполнение закона (Рим. 13, 10); «Учение Евангелия выражает любовь к ближнему исполнением относительно него всесвятых заповеданий Господа» (Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т. 4. Аскетическая проповедь и письма к мирянам. 3-е изд. СПб., 1905. С. 271).

 

Вопрос: Как учит Церковь относиться к еретикам?

Ответ: Церковь повелевает с кротостию обличать еретиков и убеждать их возвратиться на путь истинный. Но если они не внимают увещаниям и продолжают упорствовать в заблуждениях, от них нужно отвращаться.

Вот лишь некоторые примеры церковного учения по этому вопросу: 

Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18, 15–17);

Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них (Рим. 16, 17);

– Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся (Тит. 3, 10);

– «Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен» (10-е Апостольское правило);

– «Кого они [Божественные правила] предают анафеме, тех и мы анафематствуем, а кого извержению, тех и мы извергаем, и кого отлучению, тех и мы отлучаем» (1-е правило Cедьмого Вселенского Собора);

– «Не попускати еретикам, коснеющим в ереси, входити в дом Божий» (6-е правило Поместного Лаодикийского Собора);

– «Я предохраняю вас от зверей в человеческом образе [еретиков], которых вам не только не должно принимать к себе, но, если возможно, и не встречаться с ними» (Сщмч. Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский. Послание к смирнянам. Гл. 4);

– «Надобно бегать общения с ними [еретиками], уклоняться от их речей, как от яда смертоносного для душ» (Свт. Василий Великий. Письмо 101. К диакониссам, дочерям комита Терентия);

– «Не сдружайся никогда с еретиками, не ешь и не пей с ними, не будь спутником их в дороге, не входи ни в дом, ни в собрание их» (Преп. Ефрем Сирин. Слово о покаянии и сокрушении).

 

Вопрос: Почему любовь к невразумляющимся еретикам состоит именно в отвращении от них?

Ответ: Потому что если христианин не прерывает общения с таковыми, то этим он свидетельствует, что одобряет их пагубное лжеучение, и утверждает их в заблуждении: Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его (2 Ин. 1, 10–11).

«Когда написано: Еретика после первого вразумления отвращайся (Тит. 3, 10), когда и другой муж, свидетельствовавший Святым Духом, говорил избегать такого рода бестий и не допускать приветствия и общения с ними, тогда каким образом может случиться, чтобы того, кого мы видели находящимся в их обществе, мы также не посчитали бы и защитником неверия?» (Свт. Амвросий Медиоланский. Послания).

А святитель Василий Великий наставляет: Если же жало смерти – грех (ср.: Кор. 15, 56) <...>, то немилосерд тот, кто умалчивает, а не тот, кто обличает, как немилосерд тот, кто в угрызенном ядовитым животным оставляет яд, а не тот, кто извлекает его. Он же и любовь расторгает, потому что написано: Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его (Притч. 13, 25)» (Свт. Василий Великий. Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах).

 

Вопрос: Как еще, кроме вышесказанного, можно проявлять любовь к заблудшим?

Ответ: Церковь не возбраняет творить для них дела милосердия и молиться об их обращении к вере истинной.

«Еретические учения, несогласные с принятыми нами, должно проклинать, и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении» (Свт. Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1998. Т. 1. С. 766).

«Если увидишь нагого или голодного или в беду попавшего, – будет ли то жид или турок, или латинянин, – ко всякому будь милосерден, избавь его от беды, как можешь, и не лишен будешь награды у Бога, ибо Сам Бог в нынешнем веке изливает милости Свои не на христиан только, но и на неверных» (Преп. Феодосий Киево-Печерский. Завещание Киевскому князю Изяславу о Православной христианской вере).

«Побеждается ересь кротким увещанием; еще удобнее – молчаливым приветствием, смирением, любовью, терпением и долготерпением, молитвою прилежною, исполненною соболезнованием о ближнем и милосердием к нему. Ересь не может быть побеждена человеком, потому что она изобретение, начинание демонское...» (Свт. Игнатий (Брянчанинов). Слово о человеке. О чудесах и знамениях).

Продолжение следует

 

 


 

О мнимой любви

 

В связи с развернувшейся в церковной среде полемикой по поводу сближения с римо-католической лжецерковью предлагаем к прочтению главу из работы иеромонаха Симеона (Сарычева) «Плоды экуменического древа»...

 

<…> Великую брань воздвигает диавол на души людей, поражая их сомнением, маловерием, а затем безверием увлекает в бездну вечной погибели. Но с теми, кто служит своим страстям, враг не силится воевать, его злоба направлена против исповедников Православной веры. Зная, что они не станут служить ему, если он явит себя пред ними во всей своей злобе, лукавый диавол старается предстать в виде светлого Ангела, заботящегося о добродетелях, и так одурманивает умы людей, что они перестают отличать истину от лжи, и вместо того чтобы стоять за правду, упорствуют в борьбе со Христом..

Будучи в помрачении, несчастные думают о себе, что имеют знание от Бога и дерзают называть святоотеческое наследие, обличающее еретиков, агрессивным. Они также утверждают, что «выход из тупика ненависти» может быть найден лишь при помощи сочувствия и взаимопонимания между православными и еретиками, что нужно принять в свое сердце отступивших от истины, отнестись к ним с любовью, как обходятся с близкими братьями и сестрами, а не стремиться понуждать их отказаться от своих неправославных взглядов.

Такова, по их убеждению, настоящая христианская любовь, которая все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор. 13, 7). «Зачем, – говорят сторонники экуменизма, – спорить и раздражать отпавших братьев? Зачем отрывать руку, в которой еще теплится жизнь, ведь можно ее полечить и этим спасти! Строгость в деле спасения может лишь оттолкнуть. Мы люди цивилизованные и не должны повторять ошибок древних. Не будьте дикарями».

Однако такие рассуждения противоречат учению Христа, повелевшего отсекать и здоровую руку, если она приносит соблазн (см.: Мф. 5, 30). А мал ли соблазн, когда еретики хулят Божию Матерь? Когда они неправо говорят о Христе, представляя Спасителя как бы обманщиком? И вместо обличения и анафематства налаживают дружеские отношения с врагами Божиими? Оказывая «любовь» еретикам, экуменисты попирают нашу веру и хулителей Христа называют своими братьями, чем свидетельствуют, что диавол – и их отец.

Так под покровом мнимой любви и гуманизма диавол увлекает души верных в состояние прелести. Они считают, что поступают по духу, а не по букве канона, и превозносятся в уме своем над святоотеческим наследием, не замечая того, как сами заражаются ересью и становятся на защиту гонителей истины, наследуя вечную погибель.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник