ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Сказ о святом богатыре

 

 

Трудно найти в России человека, который никогда бы не слышал о славном богатыре Илие Муромце. Его именем названы самолеты и корабли, о нем написаны книги, сняты фильмы. Образ могучего воина стал олицетворением лучшего, что есть в Русском народе: крепкой веры, неустрашимого мужества и отваги.

Еще в детстве мы, затаив дыхание, слушали героические былины о его подвигах, но не все знали, что богатырь Илия – реальная историческая личность, а не вымышленный персонаж из народного эпоса. Благодаря архивным материалам Киево-Печерской Лавры и исследованиям историков установлены даты жизни святого всенародно любимого ратника: примерно 1148-1203 годы.

Он служил киевскому князю Владимиру Мономаху, защищал Русь от врагов, а на склоне лет принял монашество. Похоронили его в приделе главного храма Киевской Руси – соборе святой Софии. То была особая великокняжеская усыпальница, где и князей-то не всех хоронили, а уж для простого воина это была честь неслыханная.

В середине XVII века он был канонизирован в лике преподобных, и с тех пор ежегодно 1 января (по нов. ст.) Церковь чтит его память. Мощи его покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Как это символично – новый год начинать с почитания святого воина, жизнь положившего на защиту родной земли...

Преподобный Илия был героем не только древнерусского эпоса, но и норвежского (под именем Илья Греческий), и древнегерманских поэм, где его называли Ильей Русским. Из летописей, былин и местных преданий воссоздано его житие.

Происходил он из крестьянской семьи. С детства страдал параличом: «30 лет сиднем сидел и не имел в ногах хождения», но был чудесно исцелен тремя «каликами перехожими». Напоили они его травяным отваром и благословили на ратный труд. В дореволюционных изданиях указывалось, что «калики» те были с небес – Сам Христос с двумя апостолами, но потом это упоминание было изъято из всех книг.

С Божией помощью набрав необычайную силу, Илья Иванович отправился на службу «во Киев-град а ко солнышку ко князю ко Владимиру». В зачине былин говорится, что выехал он «из того ли города из Мурома, из того ли села Карачарова». И до сих пор неподалеку от Мурома стоит это старинное село. Жители считают преподобного Илию своим земляком по прозвищу Гущин. Для части селян эта фамилия стала родовой. Они и сегодня носят ее с гордостью, считая себя потомками святого. Удивительно и то, что им по наследству передалась его феноменальная богатырская сила. Еще в прошлом веке в роду карачаровских Гущиных было немало таких, кто мог в одиночку сдвинуть груз, непосильный для лошади...

Жители показывают приезжим колодец, образовавшийся от первого скока богатырского коня, и множество родников, которые возникли вдоль «дороги прямоезжей» от ударов его копыт. Троицкая церковь в Карачарове, по преданию, тоже была заложена преподобным Илией. Ради ее основания он вырвал (!) около реки Оки несколько дубов, внес их на крутую гору и, покидав в реку, изменил ее русло.

В известной былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» описаны реальные события. В 988 году князь Владимир крестил Киевскую Русь, но потом еще много лет на окраинах ее скрывались язычники, приносившие жертвы на капищах. Вот и в дремучих муромских лесах поселился верховный жрец Перуна. Не желая оставить прежнюю веру, он стал предводителем шайки разбойников и губил прохожих пронзительным громким свистом. Так и прозвали его Соловьем-разбойником.

Когда преподобный Илия боролся с ним, ему было 33 года, но сказитель называет его «старым казаком». Это свидетельство о его духовной зрелости. И в сознании народа он всегда был не молодым «бойцом-пограничником», а мудрым, спокойным, пожилым человеком. На склоне лет он жил в Киево-Печерском монастыре, но в страшный час нашествия половцев вместе со всеми встал на защиту веры и Отечества. Старый воин бился насмерть: на его теле остались раны, и две из них тяжелые, на руке и в области сердца. Вероятно, в бою он прикрыл грудь рукой, и ударом вражеского копья рука была пригвождена к сердцу...

Русское воинство издревле считало преподобного Илию Муромца своим покровителем, и теперь эти традиции возрождаются. За последние 20 лет было воздвигнуто более десяти храмов в честь этого святого, и некоторые из них находятся на территории военных частей.
Святый преподобный отче Илие, моли Бога о нас!

 

Подготовила
Ирина Тихомирова

 


 

 

Пред праздником Рождества Христова

 

Менее одной недели осталось до радостнейшего из праздников – Рождества Христова – и двенадцать дней до Нового Года, который начинает новое гражданское столетие. Как же нам следует заключить конец старого?

В глубокой древности на Востоке жил один благочестивый человек, по имени Иов. В его жизни, сообщает Священное Писание, было три различных периода так называемого земного счастья и несчастья. Он достиг такого благополучия, что ему завидовали самые друзья. Потом он впал в такое горькое положение, что от него сторонились и отступились все, даже его жена. Но эти долгие годы зла сменились снова годами утешения. Бедствующий и страждущий, пытаемый судьбой, гонимый диаволом, Иов был нерушимо крепок в вере и тверд в благочестии, и на всех ступенях житейского положения был непоколебимо убежден, что счастием и несчастием руководит воля Божия <…>

Такое воззрение на обстоятельства земной жизни сохраняют благочестивые люди всех времен: такими мыслями следует и всем нам заключить настоящий пост и истекающий год. Преданность воле Божией – вот начало и конец наших разумных действий, нашей сознательной жизни на земле.

Все случившееся с нами в нашей жизни случилось по распоряжению Премудрого Промысла и для истинного нашего блага. Если вникнем в свою жизнь, разберем всесторонне ее проявления, то найдем, что она представляла из себя задачу, поставленную не нами, но Высшей, не зависимой от нас Силой; эта Сила и есть Божественное Провидение.

Несомненно, что в течение, – не говорю всей жизни, но одного этого года – у самого несчастного человека были и радости, как у самого счастливого – свои печали. Несомненно, что в каждом из нас годы встречаемые и провожаемые представляют живой урок наблюсти и испытать людское радушие и равнодушие, презрение и любовь наших ближних. На всем этом лежит отпечаток не нашей воли, но всеблагой десницы Божией.

Яко Господу изволися, тако бысть. Вот рассуждение человека благочестивого. Является вопрос для нашей совести: старались ли мы с своей стороны сделать все, что зависело от наших немощных сил по вековечным внушениям благодати Божией? Старались ли мы избегать злонамеренных падений, и если падали, то молились ли Господу о восстановлении?.. Горестно и тяжко, если наша совесть на эти вопросы даст отрицательный ответ. Истинный христианин должен убедиться, что все доброе в нашей жизни принадлежит не нам, но Господу – Помощнику, Покровителю и Защитнику.

Наша обязанность за все случившееся и совершившееся славить и благодарить Господа: «Яко Господеви изволися, тако бысть: буди имя Господне благословенно».

Не с злой жалобой, не с тоскливо озлобленным ропотом будем смотреть на прошедшее, но с благодарностью к Господу <…> С преданностью воле Божией кончим истекающий пост; славословием ангельским встретим праздник Рождества, с покорностью христианской начнем дни нового [года].

 

Из духовных поучений
протоиерея
Валентина Амфитеатрова

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник