ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЦЕРКВИ СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ СТРАНИЦА 2
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Плоды грузинского
тяготения к западу

 

 

По инициативе Грузинского Патриарха Илии II 24 декабря 2019 года состоялось расширенное заседание Синода по вопросу азартных игр. Патриарх Илия ранее неоднократно выражал свою обезпокоенность этим злом, особенно в церковные праздничные дни.

«Желание развлекаться всегда  очень опасно, – сказал Грузинский Патриарх. – И мы видим, как сегодня многие наши сограждане страдают от своих желаний. Многие из них потеряли дома, имущество, многие покончили жизнь самоубийством. Такое продолжаться дальше не может».

Действительно, в последнее время для Грузии проблема игромании стала серьезнее, чем вопрос с наркотиками и алкоголем. Политика прозападного правительства привнесла в Тбилиси и другие города страны страшную «чуму» игровой развлекательной индустрии, которая ежедневно уносит сотни жизней. Молодые люди, подверженные всякого рода игровым автоматам и казино, сначала проигрывают то, что имеют, затем становятся преступниками, стремясь удовлетворить свою игровую страсть. А впоследствии, в полной безысходности совершают самоубийство.

На заседании Синода присутствовали члены парламента, психологи и эксперты. Они внимательно выслушали Патриарха и восприняли его тревогу об уничтожении генофонда грузинского народа..

Предстоятель Грузинской Православной Церкви призвал правительство принять меры для защиты населения от пагубной страсти, а грузинскую молодежь – обратиться к Богу и от разрушения своей личности перейти к ее духовному созиданию.

Все участники согласились, что в связи с тревожной ситуацией в стране необходимо принять эффективные меры и осуществить законодательные изменения.

 

Мераб Бадриашвили

 

 


 

Канонично ли служить
Литургию в базилике Бари?

 

Последние 5-6 лет, во дни памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, у православных закрепилась практика совершать в городе Бари Божественную литургию не только в крипте над мощами святого, но и в верхней базилике на римо-католическом престоле в присутствии «хозяев»-папистов. Поскольку такие «богослужения» вызывают массовый соблазн православной паствы и создают неверное мнение о дозволенности подобных церемоний, мы сочли своим долгом дать по этому поводу канонический комментарий.

По учению Православной Церкви, ересь – это непростительный грех, поскольку приводит к искажению богооткровенного учения о Троице, о Церкви, о Таинствах, а значит, к потере божественной благодати и связи с Богом. Именно это отношение к ереси выражено в лаконичной фразе священномученика Иринея Лионского «вне Церкви нет спасения» (Extra Еcclesia nulla salus est). По этой причине Святые Отцы, касаясь вопроса о том, чем является римо-католицизм, отвечали вполне однозначно – ересью.

И в священных канонах имеется достаточно много указаний относительно богослужения в неправославных храмах. Во-первых, согласно 46-му правилу святителя Никифора Исповедника еретический храм является «простым домом». В такое сооружение можно входить «по нужде… и только когда на средину поставлен будет крест, тут можно и петь…» Есть еще одно важное замечание: «Однако в алтарь нельзя входить, ни кадить, ни молиться, ни возжигать лампад или свеч».

Далее в своих «Ответах на вопросы» святитель Никифор дает более подробные разъяснения.
На вопрос 3 – о позволительности входить в храмы, где служат священники, «вступившие в общение с ересью», – он говорит следующее:

А) «отнюдь не должно входить в такие церкви для совершения молитв и псалмопения». Этот запрет святитель комментирует так: «Подлинно, как скоро введена ересь, то отлетел Ангел Хранитель от тех мест… и такой храм стал обыкновенным домом»;

Б) «можно входить в такие церкви для пения и молитвы, если они не будут более оскверняться еретиками, но будут занимаемы православными навсегда» (ответ на вопрос 4);
В) единственным дозволением для входа в такие храмы является условие, что эти места являются «усыпальницами, где почивают святые мощи… Разве по необходимости, только для поклонения останкам святого, можно войти» (ответ на вопрос 5).

Следует обратить внимание, что в своих ответах святитель Никифор категорически воспрещает совершать Божественную литургию в еретических храмах. Она может совершаться только в том случае, если:

А) еретики оставили храм навсегда;

Б) после прочтения молитвы «открытия церкви» «несовратившимся», то есть православным епископом или священником (ответ на вопрос 4);

В) кроме того, Божественная литургия, а именно Литургия верных, должна совершаться без всякого присутствия еретиков (см. также правило 9 Тимофея, епископа Александрийского).

Стоит остановиться на этом 9-м правиле святителя Тимофея: «В Божественной литургии диакон перед временем целования возглашает: “Не приемлемые ко общению, изыдите”. Посему таковые не должны присутствовать, аще не обещают покаятися и оставить ересь».

Если 45-м и 64-м Апостольскими правилами запрещается всякое молитвенное общение православных с еретиками, то этим правилом воспрещается священнику молиться в присутствии еретиков. Для более точного понимания того, о какой именно молитве идет речь, обратимся к толкованию авторитетнейшего византийского канониста Вальсамона (XII в.): «…Когда Дары имеют быть перенесены на священную трапезу, непосвященным говорится: “не приемлемые ко общению, изыдите”, то есть “оглашенные, изыдите”. Итак, если не позволяется присутствовать при совершении Божественной жертвы оглашенным, то каким образом будет позволено еретикам, если они не обещаются покаяться и оставить ересь? Но тогда, я думаю, им должно быть полезно находиться не внутри храма, но вне, вместе с оглашенными, а в том случае, если не обещают оставить ересь, не должны стоять и с оглашенными, но должны быть изгнаны».

Это же отображено в Славянской Кормчей и в «Пидалионе» у авторитетнейшего толкователя священных правил преподобного Никодима.

Следует понимать, что Апостолы и Святые Отцы Церкви, вынося, казалось бы, столь строгие решения в отношении еретиков, определяя границы общения с ними, руководствовались не духом ненависти и презрения, а духом подлинной любви во Христе, желая спасения тем, кто по разным причинам встал на путь погибели.

Исходя из сделанного канонического обзора, по необходимости следует признать, что совершение Божественной литургии кем бы то ни было, епископом или священником, в крипте базилики святителя Николая, не говоря уже о главном храме базилики, который принадлежит доминиканскому римо-католическому ордену, – недопустимо.

С точки зрения церковной каноники, такое священнодействие ставит под сомнение действительность совершаемой Литургии, пусть даже епископом, пусть даже на православном антиминсе. Любой архиерей должен знать, что он не выше священных канонов, и его служение предполагает руководство правилами Церкви. В противном случае имеет место произвол, который разрушает естественный ритм церковной жизни и дух церковного единства.

 

Подготовил Владимир Серов
по материалам сайта
«Православный Апологет»

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник