ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
УРОКИ ИСТОРИИ ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

От мнимой автокефалии
к реальной унии

 

 


Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Витебске.
По преданию построен на месте деревянной церкви,
возведенной в 974 году св. княгиней Ольгой

 

 

Окончание. Начало см. на стр. 4

 

С приходом немцев церковная жизнь в Белоруссии начала восстанавливаться. Митрополит Пантелеймон (Рожновский) получил возможность возглавить Православную Церковь и учредить свою кафедру в Минске. При этом Церковь находилась под строгим контролем немецких оккупационных властей. Последним обстоятельством не преминули воспользоваться белорусские националисты, которые имели «свои взгляды на Церковь и на церковные дела, чисто политические, которые они хотели проводить в Церкви. Церковные интересы или религиозно-богослужебная сторона их не интересовали. <...> Состоя на немецкой службе в Минске, пользуясь некоторым доверием немецкой власти, они вмешивались в дела церковного управления и навязывали свою волю белорусской православной иерархии. Не имея власти воздействовать на епископат самим, они писали доклады или меморандумы в генеральный комиссариат, излагая в них свои требования по церковным делам и настаивая, чтобы немецкая власть приказала митрополиту исполнить изложенное в их меморандумах» (Афанасий (Мартос), архиеп. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни. Мн., 1990. С. 273, 287).

О том, что содержали подобные меморандумы, можно вновь прочитать у И. Касяка (бывшего активным пособником немецких оккупационных властей): «...неадкладна замяніць усіх благачынных з вялікарасейскай ідэалегіяй святарамі-беларусамі... вызначыць 6-месячны тэрмін усім духоўным, якія павінны здаць экзамен з беларускай мовы вусна і пісьмова перад адумысловай камісіей...» («...немедленно заменить всех благочинных с великорусской идеологией священниками-белорусами..., поставить 6-месячный срок всем духовным лицам, которые должны сдать экзамен белорусского языка, устный и письменный, перед специальной комиссией...» (Касяк I. 3 гісторыі Праваслаўнай Царквы беларускага народу. C. 96). Для большей убедительности такие и им подобные ультиматумы передавались митрополиту через начальника городской полиции Ю. Саковича.

Эти «белорусские активисты» добились отстранения митрополита Пантелеймона от власти и его ссылки в Ляды. По их требованию немцы передали управление Церковью архиепископу Филофею (Нарко), а когда и тот, в свою очередь, не исполнил их требований, начали интриговать и против него.

В такой нездоровой обстановке и собрался т. н. Всебелорусский собор (30 августа – 2 сентября 1942 г.), объявивший о формальной автокефалии Православной Церкви на Беларуси, что соответствовало планам как немецких властей, так и белорусских националистов. Тем не менее, осуществиться этим планам не удалось. Вместе с отступающими немецкими войсками все белорусские иерархи в июле 1944 года были вынуждены покинуть пределы Белоруссии.

 

ВЫВОД

 

Такова история попыток устроения мнимой автокефалии Православной Церкви на белорусских землях. При этом нет оснований подвергать сомнению само понятие автокефалии. На сегодняшний день Вселенское Православие насчитывает 15 Автокефальных Церквей, среди них на пятом месте по чести стоит и Русская Православная Церковь, в составе которой находится Белорусский Экзархат. В соответствии с церковной традицией, учитывающей время получения автокефалии, перечень Автокефальных Церквей предстает в следующем виде: Константинопольская, Александрийская (охватывает Египет и некоторые страны Африки), Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская (Палестина), Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Чешская, Польская, Американская (см.: Христианство: Словарь).

Как видно из предыдущего изложения, история Православия на белорусских землях с достаточным постоянством подтверждает, что изоляция от Матери Русской Православной Церкви всегда приводила здесь к плачевным результатам. Но, может быть, опасность вовлечения православных белорусов в унию или католичество ушла в прошлое?

Действительность говорит об обратном. Ю. Веселковский, изучивший эту проблему, утверждает: «Ватыкан не спыніў свае акцыі на Беларусь, яго платныя агенты мяняюць свае маскі. Гэтым разам яны надзелі маску беларускіх патрыетаў і хочуць адурманіць людзей сваею нацверай – вуніяй, якая быццам была верай беларускага народу. Беларускі народ пасля 70-ці гадоў атэізму ня знае гісторыі каталіцкай веры, гісторыі рымскіх папаў і не разбіраецца ў рэлігійных справах. Трэба, аднак, каб нехта растлумачыў народу, дзеля чаго едуць на Беларусь польскія ксяндзы і што робяць іхнія кампаньены – вуніяты» («Ватикан не прекращает свои акции в Беларуси, его проплаченные агенты лишь меняют маски. На этот раз они надели маску белорусских патриотов и хотят одурманить людей своей нацверой – унией, которая будто была верой белорусского народа. Белорусский народ после 70-ти лет атеизма не знает истории католической веры, истории римских пап и не разбирается в религиозных вопросах. Нужно, однако, чтобы кто-то объяснил народу, зачем едут в Беларусь польские ксендзы и что здесь делают их компаньоны – униаты») (Весялкоўскі Ю. Дарога рымскіх папаў на ўсход. С. 72–73).

А вот и весьма характерный пример из газеты «Літаратура і мастацтва»: «Самае слушнае і разумнае на сеннешні дзень было б тое, каб Беларуская Праваслаўная Царква стала сапраўды аўтакефальнай, а наша каталіцкае духавенства мела стасункі з Рымам, а не з духавенствам суседней дзяржавы. Вось тады толькі ўзнікнуць перадумовы, каб дзве Царквы загаварылі па-беларуску. I самае галоўнае. Калі кіраўніцтва Беларусі будзе зацікаўлена ў адзінстве і цэласнасці дзяржавы, то яго палітыка будзе скіраванай у рэчашча беларускасці. I яно будзе тады зацікаўлена, каб у межах дзяржавы была адзіная рэлігія. Вось толькі тады могуць быць створаны ўмовы для новага аб'яднання дзвюх канфесій» («Самым верным и разумным на сегодняшней день было бы, если бы Белорусская Православная Церковь стала действительно автокефальной, а наше католическое духовенство имело отношения с Римом, а не с духовенством соседнего государства. Вот тогда только и возникнут предпосылки, чтобы две Церкви заговорили по-белорусски. И самое главное. Если руководство Беларуси будет заинтересовано в единстве и целостности государства, то его политика должна быть направлена в русло белорусскости. И тогда оно будет заинтересовано, чтобы в рамках государства была единая религия. Вот только тогда могут быть созданы условия для нового объединения двух конфессий») («Літататура і мастацтва». 1994. 2 снежня. С. 4). Тут налицо все те же рецепты, перечень всех уже не раз отмеченных выше стадий: белорусская автокефалия, прямое указание государственной власти на необходимость конфессиональной консолидации общества и, как результат, новая уния. Так уже было...

От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда увидите все сие, знайте, что близко, при дверях (Мф. 24, 32–33).

 

СНЯТ ЛИ ВОПРОС?

 

Идею мнимой автокефалии с целью раскола Православной Церкви в Беларуси по украинскому образцу (см.: Анафема. История и XX век. М., 1998 г.; Минские епархиальные ведомости. 1997. № 1. С. 11–12; акт об отлучении от Церкви монаха Филарета (Денисенко) (http://patriarchia.ru/db/text/417804.html): «Дерзнул наименовать себя „патриархом Киевским и всея Руси – Украины“, в то время как древнюю Киевскую кафедру правомерно занимает канонический Предстоятель Украинской Православной Церкви в сане митрополита») продолжали настойчиво муссировать в ультранационалистических (и одновременно антиправославных) кругах. Подтверждением тому явилась обширная публикация Л. Лыча (см.: «Літататура і мастацтва». 1997. 7–14 сак. С. 14–15), изобилующая всевозможными натяжками, умышленными искажениями и фактическими ошибками. Ее достаточно подробный разбор проведен священником Феодором Кривоносом в газете «Царкоўнае слова» (см.: «Царкоўнае слова». 1997. № 6. С. 4–5). Более того, недруги Православия попытались перейти к практическим мероприятиям непосредственно на территории Беларуси, в связи с чем митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси Филарет был вынужден тогда обратиться к настоятелям приходов Минской епархии с особым письмом от 27 октября 1997 года. Однако и эти потуги заграничных «автокефалов» завершились закономерным крахом.

Минули годы. И вот на собрании духовенства Минской епархии 16 декабря 2014 года «большинством голосов» и с каким-то явно организованным энтузиазмом (автор при этом присутствовал) в итоговом документе был принят следующий пункт: «Просить митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего экзарха всея Беларуси, ходатайствовать перед Святейшем Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Священным Синодом о предоставлении Белорусской Православной Церкви статуса самоуправляемой Церкви в составе Московского Патриархата по образцу Латвии, Молдовы и Эстонии».

В завершение было сказано, что данный вопрос поднят в связи с озабоченностью «очень многих людей: и священников, и мирян, и руководителей государственных структур» (выделено мной, – прот. П. Б.).

Но очень скоро выяснилось, что рядовые православные верующие Беларуси расценили это действие как «гром среди ясного неба», как попытку раскола, и встретили не просто с озабоченностью, а «бурей негодования».

Как пишет Анатолий Шлыков (Витебск), «православные христиане принимают решение покупать дома на российской территории, стоящие вдоль границы. Обсуждается возможность приобретения пустующих российских деревень и строительство там православных храмов, которым уже не будет угрожать самоуправление и автокефалия».

В результате был предпринят единственный разумный шаг: «этот вопрос снять с повестки дня». «Думаю, в ближайшие 25, а может, 50 лет возвращаться к нему, наверное, не будем», – заявил митрополит Павел в январе 2015 года. А спустя два года, посещая минский Свято-Духов кафедральный собор, тему продолжил глава государства: «Знаете, жизнь все расставит на свои места. Никогда не надо бежать впереди паровоза. Никогда не надо ставить для решения те вопросы, которых сегодня не существует».

И, тем не менее, никаких оснований для самоуспокоения нет и быть не может – наша история, в том числе и новейшая, служит тому свидетельством.

Будьте же бдительны (1 Езд. 8, 29); трезвитесь, бодрствуйте (1 Петр. 5, 8).

 

Протоиерей Павел БОЯНКОВ

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник