ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
УРОКИ ИСТОРИИ ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ СТРАНИЦА 4
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

От мнимой автокефалии
к реальной унии

Православная автокефалия на белорусских землях:
исторические параллели

 


«Патриархи Московские и всея Руси».
Худ. С. ОСИПОВ

 

 

АВТОКЕФАЛИЯ

 

Вопрос настолько серьезен, что его рассмотрение следует начать с уяснения соответствующей терминологии. Справочные издания так определяют формальную сторону интересующего нас явления: Автокефальная Церковь – это «самостоятельная Церковь, административно независимая от других Церквей» (БСЭ. Изд. 3-е. Т. 1. М., 1969; Христианство: Словарь. М., 1994. С. 8).

В прямом переводе с греческого языка «автокефал» означает «сам себе голова», «самоглавный»; он же и «кафоликос», «соборный». «Это название придается епископу, который не подчинен митрополиту, но зависит от единого Патриарха и в своей области или стране начальствует над всеми архиереями». Сперва, до учреждения Патриаршества, каждый митрополит именовался автокефалом, т. е. самоглавным (см.: Полный церковно-славянский словарь. Репринт. М., 1993. С. 4, 571).

Отраслевые и богословские словари содержат некоторые положения, касающиеся правил образования и сущности автокефалии: Автокефальная Церковь образуется с согласия государственной власти и канонически устанавливается со стороны той Церкви, из которой она выделилась. Являясь частями Вселенской Церкви, Автокефальные Церкви пребывают в общении друг с другом, как по единству верований, так и по основным началам устройства и управления (см.: Христианство: Энцикл. словарь: в 3 т. М., 1993. Т. 1. С. 33). «Автокефальность их или основывалась на том, что они были основаны Апостолами, как, например, Церковь Кипрская, или определялась правами кафедрального города, бывшего столицею Императора...» (Полный церковно-славянский словарь. Прибавление. С. 866).

Идея учреждения Патриаршества в Русской Православной Церкви, например, органически выросла из всей предшествовавшей истории Московской митрополии, – явилась итогом осознания действительного положения Русской Церкви и ее иерархии среди других Православных Церквей, растущего могущества Московского Царства, его Государей как покровителей Вселенского Православия (см.: Под Патриаршим омофором. К 400-летию установления Патриаршества на Руси. М., 1989).

На Русь первые митрополиты не только избирались, но и посвящались в Константинополе. «Последним греческим митрополитом, посвященным в Константинополе, был Исидор, активный участник Флорентийского собора 1438–1439 годов. Митрополит Исидор признал унию с Римом и как униат прибыл в Москву, где был заключен под стражу по приказанию Великого Князя Василия II. В 1441 году Исидор был осужден Собором Русских епископов, но бежал из-под стражи в Рим» (Бендин А. Ю. Об учреждении Патриаршества в Русской Православной Церкви // Царкоўнае слова. 1998. № 10. С. 2–3). И тогда в 1448 году Собор Русских епископов в Москве посвятил в митрополиты рязанского епископа Иону.

После падения Константинополя в 1453 году весь православный восток постепенно оказался под властью мусульман. Московская Русь оставалась единственным независимым православным государством. Московский Патриархат был провозглашен через самих восточных Патриархов в соответствии с каноническими и экклезиологическими основаниями. 26 января 1589 года Патриарх Константинопольский Иеремия с собором архиереев совершил интронизацию первого Русского Патриарха – Иова. На Соборах 1590 и 1593 годов в Константинополе восточные Патриархи признали за Русским Патриархом все права предстоятеля Автокефальной Церкви (см.:  Под Патриаршим омофором; Бендин А. Ю. Об учреждении Патриаршества в Русской Православной Церкви).

 

ПЕРВЫЕ УРОКИ

 

Характерно, что главным инициатором поставления отдельных от Москвы митрополитов на белорусских землях была исключительно государственная (всегда неправославная) власть: князья Литовские и короли Польские. Так они показывали свою прямую заинтересованность в изоляции своих православных подданных в Белоруссии от единоверной Московии. Начиная с Кревской династической унии 1386 года, эта же государственная власть проводит политику целенаправленного окатоличивания русинов и литовцев. Стоит в этой связи упомянуть Городельский сейм 1413 года и его постановление: «З вышэй пералічаных свабодаў, прывілегіяў і ласкаў могуць карыстацца і цешыцца імі толькі паны і шляхта Літоўскай зямлі, якія прызналі гербы і скарбы шляхты Польскага каралеўства і якія з'яўляюцца вернікамі хрысціанскай рэлігіі рымскага касьцела, а не схізматыкі або няверныя» («Из перечисленных выше свобод, привилегий и благ пользоваться в свое удовольствие ими могут только паны и шляхта Литовской земли, которые признали гербы и имущество шляхты Польского королевства и которые исповедуют христианскую религию Римской церкви, а не схизматики или неверные». – Здесь и далее перевод «ПК») (Весялкоўскі Ю. Дарога рымскіх папаў на ўсход. Лондан, 1992. С. 47).

А вот и первые плоды такой политики. Если Флорентийская уния 1438 года не была принята на Православной Руси, то в Великом Княжестве Литовском православные епископы под давлением короля подчинились митрополиту Григорию Болгарину (униату). Преемники Григория – православные митрополиты Мисаил и Спиридон – также подверглись аналогичному давлению. И цель та же – принятие унии. Постепенно выкристаллизовывается и т. н. «право патроната». В 1498 году митрополит Иосиф I Болгаринович единолично поставлен Великим Князем Литовским Александром, который был ревностным католиком и долго искал подходящего кандидата, согласного на унию. Со временем на митрополичью кафедру в награду за военные и гражданские заслуги начинают выдвигаться люди, даже не имеющие духовного сана: митрополиты Сильвестр (Белькевич), Илья (Куча), Онисифор (Девочка) (бывший двоеженцем). Как логическое завершение этого списка – поставление печально известного митрополита Михаила (Рогозы), одного из главных вдохновителей Брестской унии 1596 года. Вот путь – от мнимой автокефалии к реальной унии.

 

УРОКИ ХХ ВЕКА

 

Следующий характерный для рассматриваемой темы период начинается с 1922 года и завершается годом 1944-м. Провозглашение в Минске самостоятельной Белорусской митрополии 23 июня 1922 года было прямым следствием ареста Патриарха Русской Православной Церкви Тихона 9 мая того же года и разразившейся одновременно обновленческой смуты. Митрополия эта просуществовала весьма недолго, будучи разгромленной большевиками.

 


Грамота Брестской унии

 

История Православной Церкви, оставшейся на территории Западной Белоруссии и Украины в границах Польской республики, весьма поучительна. И здесь реализуется знакомый сценарий: инициатором автокефалии, объявленной в 1922 году, является не Польская Православная Церковь, а польское правительство. Возрождается и пресловутое «право патроната». Все епископы – противники автокефалии – лишаются своих кафедр и высылаются за пределы страны. Это архиепископ Елевферий (Богоявленский), епископ Сергий (Королев), епископ Владимир (Тихоницкий). На их место ставятся люди более чем лояльные к замыслам польских гражданских властей, за которыми стоял Ватикан. Вот колоритнейший пример «автокефалиста»: в бытность настоятелем Свято-Успенского Жировицкого монастыря архимандрит Поликарп (Сикорский) «не отмечал память великих российских святых, не чтил каждением Казанскую икону („це кацапска“), запрещал на отпусте поминать имена Русских святых и считал для себя великим оскорблением, если кто обращался к нему на Русском языке» (Антоний (Мельников), архим. Жировицкий монастырь в истории западно-русских епархий: дисс. магистра богосл.: в 3 ч. Одесса, 1964. Ч. 2. С. 223–224.).

Эта автокефалия нисколько не улучшила положение православных в Польше. Разрушается и отбирается в пользу католиков множество православных храмов, конфискуются церковные земли и другое имущество. Фактами всевозможных гонений переполнен соответствующий раздел книги И. Касяка «З гісторыі Праваслаўнай Царквы беларускага народу» (см.: Касяк I. 3 гісторыі Праваслаўнай Царквы беларускага народу. Нью-Йорк, 1956. С. 42–72). Одновременно разворачивается деятельность все того же откровенного униатства (биритуализм и т. д.) и более изощренного «восточного обряда».

Да и сама Православная Церковь оказалась в русле правительственной политики, направленной на полонизацию белорусов. В церковный обиход принудительно вводится католический григорианский календарь, богослужебная и другая церковная литература постепенно переводится на польский язык и рассылается по приходам безплатно. За отказ участвовать в полонизации священники попадали в запрет, подвергались штрафам и даже депортировались в концлагерь (Береза Картузская).

О том, к какому финалу шло дело, можно прочитать у того же И. Касяка: «Калі дэлегацыя беларускіх культурна-прасветных арганізацыяў паехала ў Варшаву да центральных уладаў з жалямі на зачыненне ўрадам беларускіх школаў, адзін з польскіх міністраў заявіў дэлегацыі: «Запэўняю вас, што праз дзесяць гадоў у Польшчы нават са свечкай ня знойдзеце ні аднаго беларуса» («Когда делегация белорусских культурно-просветительских организаций поехала в Варшаву к центральным властям с жалобами на закрытие правительством белорусских школ, один из польских министров заявил делегации: „Уверяю вас, что через десять лет в Польше вы даже со свечой не найдете ни одного белоруса“»).

Очевидно, так оно и было бы, если б не разразилась Вторая мировая война. Об этом же читаем у Ю. Веселковского: «Каб Польшча праіснавала яшчэ другія дваццаць гадоў, будучыня праваслаўных беларусаў і ўкраінцаў была б няяснай. Польская Праваслаўная Аўтакефалія была для праваслаўных беларусаў і ўкраінцаў горкай пігулкай, каб яе праглынуць. 1939 год палажыў канец гэтаму надужыцьццю» («Если бы Польша просуществовала еще следующие двадцать лет, будущее православных белорусов и украинцев было бы неясным. Польская Православная Автокефалия стала бы для православных белорусов и украинцев горькой пилюлей, если бы ее проглотили. 1939 год положил конец этому заболеванию») (Весялкоўскі Ю. Дарога рымскіх папаў на ўсход. С. 68).

 

Окончание см. на стр. 8

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник