АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ | НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ | СТРАНИЦА 9 |
Крестильная одежда
Продолжение. Начало см. в № 10 (82)
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ:
О МОЛИТВАХ И ПОСЛЕДОВАНИЯХ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТРЕБНИКЕ
ГЛАВА 5:
«МОЛИТВА ВО ЕЖЕ
СОТВОРИТИ ОГЛАШЕННАГО»
§ 8
НА ОГЛАШЕННОГО
НАЛАГАЕТСЯ РУКА
«И налагает руку». От иерея требуется, чтобы он наложил на оглашенного руку в знак того, что он преподает ему благодать и воссозидает его. Святитель Симеон Солунский (в гл. 62-й) говорит: «Наложение руки производится в знамение преподаваемой благодати и воссоздания».
Три столь различные действия – т. е. знамение креста, наложение руки и молитва – соединяются здесь вместе. О сих действиях совокупно говорит и святитель Августин (О заслугах и отпущении грехов. Кн. 2. Гл. 26): «Не одинаковое бывает освящение; я думаю, что оглашенные в некоторых степенях своих освящаются знамением Христовым и молитвою рукоположения».
§ 9
ВОЗГЛАШАЕТСЯ
ИМЯ ОГЛАШЕННОГО
«Напиши его в книзе жизни Твоея». Оглашенные, желающие воинствовать под церковным знамением, объявляли имена свои, надеясь, что по праву Крещения они имеют обрести их вписанными в книге жизни.
§ 10
ПРИ ОГЛАШЕНИИ
ПОЛОЖЕНО
ТРИ ЗАПРЕЩЕНИЯ
НА НЕЧИСТЫХ ДУХОВ
«Запрещение первое». Употреблять настоящие запрещения научил людей и установил примером Своим Сам Христос Спаситель, когда запрети на новые месяцы беснующемуся, <…> и изыде из него бес (Мф. 17, 18). Запрещение есть заклинательная речь против нечистого духа, произносимая над бесноватыми и над оглашенными, посредством которой отгоняются от них злочестивая сила и древнейшая злоба, или насильственное нападение диавола.
Когда, таким образом, сии запрещения имеют Божественное происхождение и установлены Самим Богом, то первые Отцы Церкви восхотели составить их из Божественных же слов. Святитель Кирилл Иерусалимский в Огласительном поучении говорит (к оглашенным): «Заклинания, т. е. запрещения, принимай с благоговением <...>, они божественны, из божественных писаний извлечены».
Содержание сих запрещений есть следующее: первое – отревает и гонит диавола и всякое его действие страшными для него Божественными именами и таинствами; изгоняя диавола, повелевает и демонам его бежать от человека и не творить ему напастей. Подобным образом второе запрещение изгоняет демонов Божественным именем. Третье запрещение есть вместе и молитва, возносимая к Богу, умоляющая всесовершенно изгнать лукавого духа от создания Божия и утвердить его в вере.
§ 11
ОГЛАШЕННЫЙ
СНИМАЕТ
С СЕБЯ НЕ ВСЕ ОДЕЖДЫ
«И совлеченну и отрешенну». Некоторые думали, что оглашенные, обращаемые на запад для отречения от демона, раздевались совсем и предстояли нагими. Но по церковному намерению при сем священнодействии они не обязуются быть вовсе обнаженными. Они снимают с себя только цветные или светлые одежды, в украшении которых находит себе пищу гордость человеческая, но удерживают на себе некоторые одежды, не имеющие никаких украшений. Потому что христианская стыдливость требует того, чтобы возрастные, а наипаче женщины, доказали на себе, что они, хотя и совлекаются ветхого человека и не стыдятся Христова смирения, однако не отвергают от себя благопристойности вместе с одеждами. И потому, чтобы содержать себя при Крещении с потребным приличием, женщины имеют при себе на сей случай смотрительниц и прислужниц, т. е. диаконисс, которые как научают их тому, что они должны отвечать при Крещении, так и при самом Крещении соблюдают всю их благопристойность.
§ 12
ОБРАЩАЕТСЯ
НА ЗАПАД
«Обращает его на запад». Выше (в § 5-м) было показано, что оглашенные, присоединяемые к воинству Христову, стояли лицом к востоку, как бы узнавая знамена своего Военноначальника и выражая честь, Ему подобающую. А теперь они, как имеющие сразиться с неприятелем, обращают лицо свое на запад.
Святой Дионисий Ареопагит упоминает: «Потом поставив лицом к западу, и руки простертые к той стране держащему...» и проч. И еще: «Нагого и необувенного поставляет лицом к западу». Святитель Кирилл Иерусалимский в тайноводственном (11-м) поучении поясняет: «Хочу сказать и то, для чего вы лицом к западу стояли; ибо сие нужно: поелику запад есть место видимой тьмы; сатана же, будучи тьма, во тьме и державу имеет: для того, знаменательно смотря на запад, вы отрицаетесь того темного и мрачного князя». А святитель Симеон Солунский (в гл. 26-й) говорит: «Архиерей обращает крещаемого лицом к западу как бы ко тьме, происходящей от запада, в которой пребывает диавол».
Для оформления подписки на газету
«Православный Крест» через редакцию
воспользуйтесь бланком почтового пе-
ревода.
Для скачивания бланка кликните
по картинке. Перед
заполнением необ-
ходимо позвонить по тел.
8-915-353-69-98
§ 13
«ГОРЕ РУЦЕ ИМУЩА»
«Горе руце имуща». «Горе», т. е. вверх, простертые «руце имуща». Святой Дионисий говорит: «Нагого и необувенного поставляет лицом к западу, отреянием рук отмещущего сообщение с темною злобою, как бы издыхающего из себя врожденный ему навык противления истине и исповедующего совершенное отвержение от всех дел, противных богоподобию».
Посему оглашенный простирает вверх руки и чрез то как бы отревает от себя предстоящего и скрежещущего сатану, оплевывает нечистого и проклинаемого, отвергает враждебные и лукавые союзы с ним, которые служат причиною всякой погибели, и объявляет решительную вражду против него. Святитель Симеон (в гл. 62-й) продолжает: «Иерей повелевает ему [оглашенному] вознести руки горе в знамение того, что крещаемый не имеет у себя никаких сокровенных дел лукавого и что он начинает подражать Распятому за нас».
§ 14
ОТРИЦАЕТСЯ САТАНЫ
«Отрицаеши ли ся сатаны?» Отрицание от сатаны, бывающее в Крещении, есть древнейший обряд, дошедший до нас от апостольского предания, не изложенного в Писании. Святитель Василий Великий (правило 97, о Святом Духе. Гл. 27) говорит: «Самому помазыванию елеем какое написанное слово научило нас? Откуда и троекратное погружение человека, и прочее, относящееся к Крещению – отрицаться сатаны и ангелов его, – из какого взято писания? Не из сего же ли необнародываемого и неизрекаемого учения, которое Отцы наши сохранили в недоступном любопытству и выведыванию молчании, быв основательно научены молчанием охранять святыню Таинств? Ибо какое было бы приличие писанием оглашать учение о том, на что некрещеным и воззреть непозволительно?» Впрочем, сие предание имеет свое начало в словах апостола Петра, который, увещевая иудеев ко Крещению, произрек: Спаситеся от рода строптиваго сего (Деян. 2, 40).
Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует