ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИМОДЕРНИЗМ КАЛЕНДАРНЫЙ ВОПРОС СТРАНИЦА 2
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Календарная смута
в Болгарской Церкви

 

 

 

Продолжение. Начало см в № 13 (181)

 

Мы продолжаем публикацию перевода воспоминаний архимандрита Серафима (Алексиева), ближайшего духовного сына святителя Серафима (Соболева), о календарной реформе в Болгарской Православной Церкви (1968 г.). Материал адресован верующим, обезпокоенным проблемами стояния в Православии и церковного единства. Необходимо отметить, что статья не является апологией нынешней «Болгарской православной старостильной церкви» – неканонической юрисдикции, образовавшейся значительно позднее описанных здесь событий (подробнее см.: «ПК» № 14 (14). «Фальсификации раскольников. Как болгарские старостильники не удержали завет архиепископа Серафима (Соболева)»). Автор, архимандрит Серафим, по мнению многих верующих, «последний настоящий старец в Болгарии», насколько нам известно, несмотря на гонения, не покидал ограду БПЦ. Такой святоотеческий путь, исключающий как компромисс в вере, так и уклонение в раскол, во времена церковных смут представляется единственным спасительным выходом.

 

МОЯ ЛАЗАРЕВА СУББОТА

 

31 марта, в пятницу вечером, накануне Лазаревой субботы, Лора (Элеонора Козарева) пришла ко мне домой и попросила срочно поехать в Покровский монастырь, сообщив, что там матушка хочет сказать мне нечто чрезвычайно важное. Мое сердце сжалось: что я услышу? Не передал ли Д. Тодоров в обитель, что Патриарх Максим хочет меня видеть и побеседовать со мной? И о чем он будет говорить? Вероятно, в очередной раз попытается убедить меня отказаться от своих взглядов и принять новый стиль, если хочу опять получить возможность служить. Это станет для меня новым страданием, новой мукой. С такими нерадостными мыслями я достиг монастыря. Вечер уже покрыл монастырские тропы полумраком, и я незаметно вошел в обитель. Матушка встретила меня с каким-то необычным расположением и перед присутствовавшей монахиней Серафимой несколько раз торжественно повторила:

– Вот наш отец Серафим! Это наш отец Серафим! Наш отец Серафим!

Она особенно подчеркивала слово «наш». Я недоумевал, что все это значит. И она мне объяснила:

– Мы позвали Вас в столь поздний час, чтобы известить, что Священный Синод разрешил Вам служить у нас. Это передал нам сегодня сам Д. Тодоров из Комитета1. Он был тут недавно. Но Ваше участие в наших службах должно быть тайным, потому что и наши духовники сейчас скрывают, что служат. Такова воля Патриарха и синодальных архиереев. Священный Синод в неполном составе рассматривал этот вопрос, и после долгих споров и возражений со стороны Патриарха все же было решено, что по причине болезни наших духовников Вы будете помогать нам в богослужениях, особенно сейчас, в Страстную седмицу и на Пасху. Поздравляем Вас! Теперь Вы наш, окончательно наш – по решению Священного Синода!

Я был поражен услышанным, стоял как оглушенный и смог только сделать три поклона Спасителю и Пресвятой Богородице в знак безкрайней благодарности, что Бог таким чудесным образом сегодня исполнил мое давнее прошение – быть определенным к Покровскому монастырю, к этому дивному острову Православия и истинной духовной жизни посреди современного моря греха и кривоверия.

Матушка больше не могла разговаривать со мной, потому что была нездорова и собиралась еще принять другого важного посетителя, пришедшего по поводу иконописных работ обители. Но она обещала рассказать мне все поподробнее на следующий день – в Лазареву субботу, и попросила меня прийти к 10 часам утра.

В моей голове пронеслись все перипетии, которые мы пережили за эти три года запрещения, – угрозы суда и лишения сана, обвинения нас в расколе, устные и печатные упреки в гордости и непокорности Церкви, постоянные призывы некоторых архиереев, чтобы мы «вернулись в Церковь», под чем они подразумевали подчинение их незаконной календарной реформе, и проч. Вспомнилась мне и часто высказываемая отцом Сергием мысль, что наш безсрочный запрет, учитывая развитие экуменизма в Церкви, может продолжаться безконечно, пока мы не умрем… И вот, вдруг такая незаслуженная Божия милость!..

На следующий день, 1 апреля, в Лазареву субботу, в 10 часов я пришел в монастырь, и матушка рассказала мне следующее. После возвращения Патриарха Максима из Москвы г-н Тодоров имел с ним разговор и упрашивал его найти возможность разрешить мне тайно служить в Покровском монастыре, поскольку здешние священники больны. Патриарх был категорически против. Но Тодоров возразил ему:

– Покойный Патриарх Кирилл совершил ошибку, возбранив служить в монастыре и наложив известное прещение. Тем самым он открыл никому не нужный фронт и загнал себя самого в тупик. Поэтому, когда в Покровском монастыре начали совершать богослужения, и он узнал об этом, то сделал вид, что ничего не замечает, и таким образом снял напряжение. Он сам отступил от своей крайней непримиримой позиции. Если бы сегодня он был жив, то согласился бы и на другие уступки, лишь бы только покончить с этим вопросом…2

По настоянию Тодорова проблема была вынесена на рассмотрение Священного Синода в его неполном составе. Но каково же было разочарование г-на Тодорова, когда он узнал, что Синод принял следующее решение: если архимандрит Пантелеимон сляжет, второй священнослужитель, иеромонах Серафим, должен будет взять совершение всех церковных служб на себя. Об этом заключении г-н Тодоров уведомил монастырь.

Там встретили новость со скорбью и решили командировать в Комитет сестер Евфросинию и Февронию, чтобы те походатайствовали о разрешении мне служить в их обители. Было ясно, что Патриарх против, и что Священный Синод не хочет снимать с меня запрет.

На следующее утро матушка Серафима, мать Серафима и две инокини, Евфросиния и Феврония, обыкновенно направляемые в Комитет в качестве парламентеров, пришли в Русский храм помолиться у гроба нашего покойного дивного аввы и духовного отца архиепископа Серафима. Матушка Серафима мысленно целовала ему ноги и просила его как живого заступиться пред Богом за нас и вымолить благополучное разрешение всех наших вопросов: воздвигнуть отца Пантелеимона с одра болезни, испросить мне разрешение служить в Покровском монастыре, помочь отцу Сергию в его проблемах и не оставлять обитель без своей духовной поддержки. Она молилась, чтобы ныне, когда сестрам Евфросинии и Февронии предстоит идти в Комитет для защиты моего дела, он сам говорил вместо них. После горячей молитвы все почувствовали явное успокоение и ободрились.

Сестры-парламентарии пришли в Комитет и сказали г-ну Тодорову:

– Вы сообщили нам о рекомендации Священного Синода иеромонаху Серафиму, как второму священнослужителю, совершать службы на Страстной седмице и на Пасху. Но мы должны Вам сказать, что это не решает существующую проблему. Иеромонах отец Серафим и так служит из последних сил. На Страстной седмице он совсем ослабеет. И тогда мы останемся на Пасху без Литургии. Поэтому мы просим дать нам в помощь архимандрита отца Серафима.

Тодоров передал эту просьбу в Синод, проявив при этом личную заинтересованность и настойчивость. Он персонально поговорил с митрополитами Сливенским Никодимом и Старозагорским Панкратием. Всем, в том числе и Патриарху, он объяснил, что решение Священного Синода о замещении болящего отца Пантелеимона вторым духовником нельзя считать выходом из положения, поскольку второй священнослужитель уже практически не в состоянии исполнять свои обязанности. После ознакомления с такой информацией Синод провел новое заседание, на котором было принято негласное решение дозволить мне служить в Покровском монастыре, но – тайно, при закрытых для внешних лиц дверях. Патриарх противился и на этот раз, но митрополит Никодим выступил в мою защиту (не знаю, в какой форме). А митрополит Панкратий добавил: «По нашему Уставу запрещение без суда не может продолжаться такое длительное время, как в случае с отцами архимандритами. Так что нам стоит подумать, как выйти из этого неудобного положения…»

Так или иначе, Бог по Своей благости совершил со мной второе после моего выхода за штат явное чудо. Наложившие запрет разрешили мне снова служить. Слава Его дивному Промышлению!

 

Продолжение см. на стр. 6

 

 

     Уважаемые читатели! Рады сообщить вам, что нашу газету можно приобрести в Москве по следующим адресам:
    1. Черниговский пер., д. 9/13, стр. 2, Международный фонд славянской письменности и культуры, магазин «Кириллица» (м. «Третьяковская»);
    2. Ул. Шкулева, д. 17 А, «Казачья лавка» (м. «Волжская»);
    3. Ул. Маросейка, д. 4/2, стр. 1, магазин издательства "Благословение" (м. Китай-город") (http://blagoslovenie.ru).
    
В Санкт-Петербурге по адресу: Каменноостровский просп., д. 10, литера Б, корп. 2, лавка «Слово» (м. «Горьковская»).

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник