ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИМОДЕРНИЗМ КАЛЕНДАРНЫЙ ВОПРОС СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Календарная смута
в Болгарской Церкви

 


Свт. Серафим (Соболев), епископ Парфений и
капитан Стоян Величков в пещере преп. Иоанна Рыльского

 

 

Продолжение. Начало см. на стр. 2

 

Владыка Парфений любил архиепископа Серафима, который был для него авторитетом. Он любил и Покровский монастырь, монахинь, архимандрита Пантелеимона и меня. Он много потрудился для Православия. Но после двухлетнего пребывания в Америке, где он сошелся с престарелым известным экуменистом Андерсеном3, в нем что-то надломилось. Его встречи с Царем Симеоном в Испании4 и с претендентом на Русский царский престол Владимиром5, а также подарки, полученные в Мадриде, скомпрометировали его в глазах здешней власти, и по возвращении к нему стали относиться с подозрением. Но с отцом Пантелеимоном он поддерживал связь – после кончины владыки Серафима они исповедовались друг у друга.

Во время проведения в Болгарии календарной реформы отец Пантелеимон имел с владыкой Парфением один примечательный разговор. Я не знаю подробностей, но из того, что слышал, понял, что епископ Парфений встал на сторону нового стиля поневоле. Патриарх Кирилл, хитро использовав его «американские» оплошности, заставил его занять примиренческую позицию в отношении календарной реформы и сделать соответствующее аргументированное заявление в Священном Синоде. Обезпокоенный тем, что его считают серьезно провинившимся в политическом отношении, епископ Парфений не знал, как ему поступить в такой ситуации, и решил проявить «послушание» Патриарху, хотя в душе своей не был сторонником нового стиля. До этого он неоднократно высказывался в пользу юлианского календаря, чему свидетель святогорский монах Симеон, живший в Софии. Владыка прекрасно знал твердое убеждение архиепископа Серафима по этому вопросу.

Мы понимаем непростое положение, в котором он оказался, и перенесли бы его измену не с такой скорбью, если бы вскоре он не начал проявлять фанатичную настойчивость в фальшивом оправдании своей новой линии как единственно разумной и канонически верной. Ему нужно было переступить через свое самолюбие. Но вместо этого он нападал на нас как на «раскольников», непокорных высшей церковной власти. По сути он озлобился против нас не из-за каких-то мнимых наших нарушений и непокорности, а из-за того, что мы отошли от него, когда он вместе с отцом Мефодием встал на ложный путь. Амбиции не позволяли ему простить нам этого. Но могли ли мы предпочесть человеческую дружбу истине и Богу?

17 февраля / 2 марта 1982 года епископ Парфений скоропостижно скончался от инсульта головного мозга в одной из софийских больниц. Упокой его, Господи! Жаль, что он почил не в сыновней верности архиепископу Серафиму, нашему учителю Православия…


Примечания:

1 Комитет по делам Болгарской Православной Церкви и религиозных культов при МИД Народной Республики Болгария.

2 Это странное заступничество со стороны представителя Комитета по вопросам БПЦ и других религиозных культов в пользу Княжевской обители имеет свое объяснение. Двумя годами ранее, в 1970 году, о репрессивном отношении к несогласной с календарной реформой группе духовников и сестер Княжевского монастыря стало известно за пределами Болгарии. До руководителей Комитета по вопросам БПЦ и других религиозных культов дошла весть, что Русский эмигрантский благотворительный фонд «Толстой» в США выразил готовность приютить княжевских монахинь и оказать им материальную помощь. Власти поняли, что проблема с Княжево может привлечь внимание западной общественности. В то же время монахини письменно обратились к Патриарху Кириллу, прося разрешения возобновить богослужения. В противном случае они выразили готовность перейти в другую церковную юрисдикцию, где могли бы свободно исповедовать Православную веру в ее полноте и чистоте. Из-за опасности выхода этого вопроса на международный уровень Патриарх Кирилл был вынужден отступить – неофициально, посредством Комитета по вопросам БПЦ он разрешил запрещенным духовникам служить в обители за «закрытыми дверями». Так, 23 сентября (по новому стилю) 1970 года службы в Княжевском монастыре возобновились, хотя и в катакомбных условиях.

3 Пол Андерсен (1894–1982) – сотрудник масонской организации YMCA, личный секретарь влиятельного американского масона Дж. Р. Мотта.

4 Симеон II (род. 1937) – единственный сын и престолонаследник Царя Болгарии Бориса III. Формально царствовал с 1943-го по 1946-й годы, однако ввиду его малолетства от его имени управлял регентский совет. В 1946 году после коммунистического переворота Монархия в Болгарии была упразднена.

5 Владимир Кириллович Романов (1917–1992), единственный сын Великого Князя Кирилла Владимировича, в 1924 году провозгласившего себя Императором Всероссийским.

 

Перевод с болгарского языка
Анны САМСОНОВОЙ

 

Печатается в сокращении

 

Окончание см. в след. номере

 

ОПРОС ||
Истина о прошлом – ключ к будущему

    


     1. Интересуетесь ли вы проблемой т. н. «екатеринбургских останков»?
     да – 81%; нет – 19%

 

     2. Знаете ли Вы, кем и когда они были найдены и почему Церковь не признала их царскими мощами?
     да – 53%; нет – 47%

 

     3. Согласны ли Вы, что результаты научных исследований не могут быть определяющим критерием в этом вопросе?
     да – 98%; нет – 2%

 

     4. Согласны ли Вы, что открытие истины об убийстве Царственных Мучеников – это путь к возрождению России?
     да – 100%

 

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник