ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ:
О МОЛИТВАХ И ПОСЛЕДОВАНИЯХ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТРЕБНИКЕ

 

ГЛАВА 5:

«МОЛИТВА ВО ЕЖЕ
СОТВОРИТИ ОГЛАШЕННАГО»

 

§ 1

ОГЛАШЕНИЕ НАЧИНАЕТСЯ
МОЛИТВОСЛОВИЕМ

 

«Молитва во еже сотворити оглашеннаго» полагается здесь не одна (числом), но разумеются и все те молитвы, которые следуют после первой. Все это молитвословие есть начало святого Крещения. Для совершения сего высокого и священнейшего Таинства не определяется один какой-либо известный день и час после рождения младенца.

Святитель Симеон Солунский (в гл. 61) говорит: «Прежде всего, заметь, что для него (Крещения) нет определенного времени – дней или часов, чтобы младенец не умер непросвещенным. Если угрожает опасность смерти, то все совершается по уставу тотчас после рождения. А если позволяет время и нет опасности смерти, то тотчас после Литургии, чтобы младенец мог причаститься и Таин. Иерей должен произносить молитвы со вниманием, без поспешности и, если нет нужды, читать их вслух. Ибо мы слышали от отцов, что те, которых часто устрашают привидения, терпят от того, что крестившие их иереи читали заклинания и другие священные молитвы не с должным вниманием».

 

§ 2

НА ОГЛАШЕННОМ
РАЗРЕШАЕТСЯ ПОЯС

 

«Разрешает священник пояс». Новорожденных младенцев неудобно одевать и раздевать, обувать и разувать, равно как и разрешать пояс, т. е. распоясывать. Но весь этот обряд исполняется при Крещении возрастных, когда они приходят к оглашению.

 

§ 3

«ПРОСВЕТИТИСЯ» –
ЗНАЧИТ КРЕСТИТЬСЯ

 

«Хотящаго просветитися». С тех пор как божественный Павел наименовал христиан, восприявших Крещение, «просвещенными» (см.: Евр. 6, 4), во многих местах у древних Отцов встречаются слова «свет» и «просвещение», употребляемые в смысле Крещения; отсюда и выражение «просветиться» – означает креститься.

Святой Дионисий Ареопагит говорит: «Наименовав просвещением священное Таинство возрождения (Крещения) как преподающее первый свет и как начало всех Божественных световозвождений, по причине истинно совершающегося в нем просвещения, воспевает…» и т. д.

 

§ 4

ОГЛАШЕННЫЙ
СОВЛАЧАЕТСЯ И ПРОЧ.

 

«Совлачает и отрешает его». Оглашенные, после наставления в вере, поставляются к слушанию молитв оглашения и заклинаний «совлеченные» и «неопоясанные», т. е. обнаженным телом и босыми ногами, под одним только покровом.

Причину этого объясняет святой Августин в изложении Символа для оглашенных (кн. 2, гл. 1): «Что это значит, возлюбленные, что совершилось сегодня над вами? Что сотворилось с вами в нощь сию, чего в прошедшие нощи не было творимо над вами? Ибо из тайных мест вы по единому выведены пред лице всей Церкви, и здесь с преклоненною главою, которая прежде гордо была возвышаема, во смирении, на постланном власяном вретище, совершилось вам испытание, и искоренен из вас гордый диавол, когда над вами призван кроткий и всевышний Христос».

 

§ 5

ПОСТАВЛЯЕТСЯ
ПРЯМЫМ ТЕЛОМ К ВОСТОКУ

 

«И поставляют его к востоку». Оглашенные, приводимые к запрещению и имеющие отрицаться от сатаны, поставляются в прямом положении для выражения крепости духа.

Святитель Григорий Назианзин (в гл. 19) в похвальном слове своему отцу, удивляясь, заключает: «Что он (отец), вопреки существующему обычаю, во время оглашения, преклонившись на колено, предъявил знамение будущего своего священства».

При этом повелевается тому же оглашенному стоять прямо и «зреть к востоку». Ибо этим он через Крещение просит и ожидает себе отверстого входа к раю земному, откуда изгнан, и к небесному жилищу о Христе, Которому имя – Восток.

 

§ 6

РУКИ ОПУСКАЕТ

 

«Имущаго руце доле». Зря к востоку, оглашенный имеет руки опущенные долу, т. е. вниз – в знак избавления от рабства, в котором он доселе содержим был от демона.

 

§ 7

ДУНОВЕНИЕ НА ОГЛАШЕННОГО

 

«И дует на лице его». Святитель Григорий Великий в книге о Таинствах учит: «Когда примешь язычника, чтобы сотворить его из неверного оглашенным, – во-первых, научи его истинам веры от Божественных словес, потом – сотвори его оглашенным и дунь на лицо его».

Когда таким образом повелевается дунуть на лицо оглашенного, тогда чрез сие действие собственно изгоняется из него нечистый дух и дается место Духу Святому, Утешителю. Ибо диавол, в обладании которого по причине греха рожден оглашенный, изгоняется силою Святаго Духа, Которого внешним знаком служит дуновение; и хотя дух злобы не вовсе истребляется этим действием, но власть его умаляется и он отдаляется от оглашенного, огражденного крестообразным дуновением, которого боится.

Сей обряд, как и прочие доселе упомянутые, с достаточною ясностию описывает святитель Симеон Солунский (в гл. 62): «Крещаемый стоит вместе с восприемником, показывая, что он пришел добровольно и имеет поручителя. Когда иерей благословит, должно прежде всего и всегда благодарить Бога за спасение погибавшего. Вслед за тем на оглашаемого, который обнажен, с непокровенною главою, под покрывалом, иерей дует крестообразно трижды, этим дуновением возгревая прежнее дуновение, бывшее над Адамом, когда, как говорит Писание, вдунул Бог в лицо его дыхание жизни (см.: Быт. 2, 7). Сам иерей изображает Христа Бога; почему и лучше крестить и совершать дуновение после того, как иерей причастился Святых Таин. Совершает же он дуновение трижды – ради Троицы, потому что у Троицы общая благодать и сила. Крестообразно [дует] – ради воплотившегося и страдавшего за нас Единого от Троицы, Христа, совершившего Крестом победу».

 

ЗНАМЕНИЕМ КРЕСТА
ЗНАМЕНУЮТСЯ ЧЕЛО,
УСТА И ПЕРСИ

 

«На челе знаменуется [оглашенный] ради силы умственной, на устах – ради словесной, и на сердце – да будет чист сердцем, да зрит Бога и не имеет никакого сокровенного зла. Но прежде дуновения и запечатления иерей освобождает оглашенного от пояса и раздевает, и поставляет с непокровенною главою и босыми ногами лицом к востоку, являя тем, что приходящий к Богу и взирающий уже на истинный Свет, который знаменуется востоком (ибо оттуда приходит свет), должен быть свободен от страстей и отрешен от неверия, обнажен от всякой злобы и чужд одежды греха, и должен являть рабское послушание Богу – потому-то он и предстоит нагим. А т. к. он потерял боготканную одежду, то нагота свидетельствует, что он приходит отвергнуть скверну греха и неверия и обновиться во всем, и облечься в образ нового Адама и перейти к лучшему, чем был прежде».


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

ОБЪЯВЛЕНИЕ ||
Храм просит помощи!

    

      Дорогие братья и сестры, читатели газеты «Православный Крест»! Сердечно просим вас оказать помощь в строительстве храма Вознесения Господня в селе Казанцеве Шушенского района Красноярского края. Заранее благодарим всех неравнодушных. За всех благодетелей будет совершаться молитва.
     Пожертвования можно отправить через банк на расчетный счет или на банковскую карту нашего казначея Мамаевой Людмилы Ильиничны. Номер банковской карты «Сбербанка»: 639002319017577393. Телефон: 8-923-376-63-42.
     С уважением и любовью о Господе, настоятель иерей Димитрий (Мазун Дмитрий Юрьевич) и прихожане. Телефон батюшки: 8-962-073-80-08.
     Наши реквизиты: БИК: 045004884. Наименование банка: Публичное Акционерное общество «Бинбанк». Корр. счет: 30101810550040000884. ИНН банка: 5408117935. КПП банка: 540743002. КОД/ОКПО: 77575194. Р/счет: 40703810920410000001. Наименование получателя: Местная религиозная организация православный приход храма Вознесения Господня с. Казанцево Шушенского района Красноярского края Красноярской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). КПП: 244201001. Назначение платежа: Пожертвование на уставную деятельность (строительство храма). Спаси Господи!

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник