ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ СТРАНИЦА 3
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Борьба за историю –
борьба за Россию

 


Михаил Смолин

 

 

«Бог открывает Себя в природе и истории так же, как и в Слове Своем. И они суть книги Божии для тех, кто умеет в них читать», – писал святитель Феофан Затворник своей духовной дочери, вопрошавшей его о пользе знакомства со светской литературой. История… Что же может дать ее знание человеку? Каковы особенности Русской истории? Почему она искажается в наши дни? С какими взглядами, векторами к ней нужно подходить? В чем смысл исторического просвещения и борьбы за правду о нашем прошлом? Эти и другие актуальные вопросы мы задали известному православному историку и публицисту, кандидату исторических наук, члену Союза писателей России, директору Фонда «Имперское возрождение», заместителю главного редактора телеканала «Царьград» Михаилу Борисовичу Смолину.

 

– Михаил Борисович, что такое история и какова ее роль в нашей жизни?

– Думаю, что история – это прежде всего знания о жизни народа, которые необходимы людям для сознательного существования на земле. Всякое сочинение, рассказывающее о прошлом и позволяющее нам осмыслить цель бытия в современности, – это собственно и есть история. Т. е. это определенные сведения, помогающие через прошлое жить в настоящем и видеть перспективы для развития в будущем. В некоторой степени это историософия (целостное концептуальное осмысление истории, – примеч. ред.) существования нации.

Если истории в школах нет или она преподается неправильно, то нация перестает понимать смысл своего нынешнего существования и не видит для себя никакого будущего, поскольку не осознает тех дел, которые ей надлежит продолжить. Потому что в основном история рассказывает, как одно поколение наследует другому и выполняет определенные задачи своего народа на протяжении всего его бытия. Она дает те или иные ориентиры, сохраняет особенно важные повороты в судьбе народа, напоминает о его героях и сообщает людям ощущение значимости своего существования, одновременно выставляя и некие поведенческие ориентиры, маячки, нормы. Человек, который не знает, как жили его предки, – словно чистый лист, на котором кто угодно может написать все, что пожелает, – и он, таким образом, находится под угрозой выпадения из исторического – временного – наследования одного поколения другим.

 

– Значит, история – основополагающая наука в процессе формирования личности?

– Да, она – мировоззренческая. Недаром она относится не к гуманитарным предметам, а обществоведческим. Т. е. история – это наука не столько о человеке, сколько об обществе, о некоем коллективном национальном «я», о его жизни, делах. Не отдельно о каких-то людях – хотя и о них тоже, – но об определенных общностях, которые мы называем народами.

 

– Хорошо. А историк – каким он должен быть?

– Сложный вопрос. Думаю, что историки необходимы разные. Есть люди, которые занимаются историософией, т. е. какими-то обобщениями, рассуждают о высоких смыслах хода истории. А есть историки, изучающие конкретные, довольно узкие периоды, проблемы, и они тоже вносят свой значительный вклад в науку в целом. Мне кажется, нужны и те, и другие. Но, может быть, на каких-то определенных этапах востребованнее люди, которые обобщают частные моменты и выявляют общие принципы. Особенно в периоды смутного состояния общества, как сегодня, необходимы историки, способные показать народу цели его существования через осмысление истории, а не просто сообщить о каких-то фактах.

 

Для оформления подписки на газету
«Православный Крест» через редакцию
воспользуйтесь бланком почтового пе-
ревода. Для скачивания бланка кликните
по картинке. Перед заполнением  необ-
ходимо позвонить по тел. 8-915-353-69-98

К сожалению, в наших школах сейчас в основном преподают сплошную фактологию, без аналитики, и мы видим результат – отсутствие в обществе интереса к истории. Считаю, что пока мы не возродим философию истории, не предадим этой науке высшее значение, не обозначим ее влияние на наше настоящее – интереса к ней, наверное, и не будет. Потому что людям скучно запоминать сотни дат, тысячи фамилий, им это не нужно. Пока все это не будет объединено неким общим воззрением, оно никого не увлечет и не подвигнет к глубокому исследованию предмета.

 

– А как Вы сами увлеклись историей?

– Мне повезло с первой учительницей в школе. С шестого класса у нас преподавала Диана Павловна, которая вовлекла меня в практику докладов перед классом по различным историческим темам. И вот, наверное, с того момента я для себя решил, что хочу стать историком. Далее – поступил в Санкт-Петербургский университет (поскольку родился и жил в Северной столице) на исторический факультет.

Первой серьезной работой, которую я прочитал, была, как ни странно, фундаментальная «История России с древнейших времен» Соловьева – 29 томов. У моего крестного были эти книги в кожаном переплете. Сначала я прочел вводную брошюру о жизни Сергея Михайловича, и меня глубоко впечатлил распорядок его дня. Он вставал в шесть утра, молился, завтракал, шел читать лекции, вторую половину дня проводил в архиве, вечером ужинал, молился, ложился спать – и так больше 30 лет! Каждый год выпускал по одному примерно 400-страничному тому своей «Истории…» Именно это меня и поразило – столь последовательное отношение к работе. По сути дела человек посвятил всю свою жизнь грандиозной идее написания полной истории России (хотя свой труд он не завершил – остановился на времени Екатерины II)...

 

Продолжение см. на стр 4

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник