ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИМОДЕРНИЗМ КАЛЕНДАРНЫЙ ВОПРОС СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

КАЛЕНДАРНАЯ СМУТА

В БОЛГАРСКОЙ ЦЕРКВИ

 


Архимандриты Серафим (Алексиев) и Сергий (Язаджиев)

 

 

Продолжение. Начало см. на стр. 2

 

Так высшая церковная власть без официального разбирательства (ибо наша беседа с двумя синодальными архиереями 2 апреля 1969 года была не разбирательством, а увещеванием), без рассмотрения наших письменных разъяснений в пользу старого стиля и без ознакомления с мнением профессора канонического права, осудила нас на «безсрочный аргос» (наказание в виде полного запрета всех священнодействий. – Примеч. пер.). Суровый приговор был вынесен без суда и следствия.

 

СОН ЕПИСКОПА ПАРФЕНИЯ

 

<…> Среди прочего я получил и одно письмо, адресованное матушке Серафиме, игумении Покровского монастыря в Княжеве. В нем епископ Парфений рассказывал о своем сне: ему явился архиепископ Серафим и велел прочесть следующие слова из написанного им акафиста святому Иоанну Рыльскому: «Радуйся, яко Царя в писании своем милосердна, покаянна и Церкви послушна быти увещал еси» и «Испроси нам у Господа Иисуса Христа прощение всех наших грехов, а наипаче греха непослушания Матери нашей Церкви!» После чего сказал передать это непокорным. Епископ Парфений возразил: «Они не хотят меня слушать». А архиепископ Серафим изрек: «Все их дело сокрушится». И исчез.

Этот сон не внес никакого смущения в мою душу, поскольку, следуя советам Святых Отцов Церкви, я не спешу верить сновидениям, в которых так много неясного и спорного, субъективности и самовнушения, а нередко и хитрого диавольского обмана. На сон епископа Парфения я могу привести сильные контраргументы – доклад архиепископа Серафима на Всеправославном совещании в Москве против принятия нового стиля и его ясное и категоричное мнение об этом нововведении: «Празднование неподвижных праздников по новому календарю – это, несомненно, грех, поскольку здесь налицо сознательное и свободное нарушение Устава, одной из основополагающих книг нашей Православной Церкви. Как догматы, так и святые каноны, и Устав являются гласом нашей Матери-Церкви. Не внимать этому гласу – значит впадать в грех непослушания Церкви, который так тяжко осуждается Господом (см.: Мф. 18, 17)».

Сон епископа Парфения ставит архиепископа Серафима в грубое противоречие с самим собой. Согласно этому ночному видению, получается, что принятие нового стиля – это послушание Матери-Церкви, но писания архиепископа Серафима свидетельствуют, что послушание Церкви заключается в верности церковному Уставу и старому стилю. Если верить сновидению, то те, кто не принимает новый стиль, – проявляют непослушание Церкви, а писания архиепископа Серафима утверждают обратное: кто принимает новый стиль – не слушает гласа Матери-Церкви.

И я отдаю предпочтение достоверным словам архиепископа Серафима, а не спорному и субъективному сну епископа Парфения.

Последний сетовал, что ни матушка Серафима, ни архимандрит Сергий, ни я – никто из тех, которым он посылал письма с изложением своего сна, не удостоили его ответом. Но есть ли смысл отвечать ему и давать тем самым повод измышлять на основании наших ответов новые обвинения против нас?! <…>

7 января (Рождество по старому стилю) был наплыв гостей. Пришел и епископ Иоанн, который тоже слышал о моем заболевании. Я успокоил его, что не все так плохо и что с завтрашнего дня начну более серьезное лечение.

Между прочим епископ Иоанн передал мне следующий свой разговор с епископом Парфением, с которым они вместе несут послушания викарных епископов в Софийской митрополии.

Епископ Парфений был у Патриарха Максима ((Найденова); Предстоятель БПЦ после Патриарха Кирилла, в 1971–2012 гг., более благосклонно относившийся к сохранявшим старый стиль. – Примеч. пер.) и спросил его:

– Правда ли, что Священный Синод сделал большой заказ икон у Покровского монастыря?

– Правда! – ответил Патриарх.

– Значит ли это, что с монастыря снято эмбарго? (Под эмбарго епископ Парфений подразумевал запрещение, наложенное на монастырских духовников). Патриарх после краткого молчания ответил:

– Нет, запрещение остается.

Со слов епископа Иоанна, епископ Парфений продолжил:

– Я слышал, что в монастыре служат. А как смеют, если запрещены?! Это раскольники! – подытожил епископ Парфений с нескрываемыми нотками яда и злобы в тоне.

Когда я все это услышал, мне стало горько, и я сказал епископу Иоанну:

– Как может епископ Парфений называть нас раскольниками, если Священный Синод и Его Святейшество Патриарх Кирилл после компетентного доклада профессора канонического права отца Радко Поптодорова перестал нас третировать как раскольников?! <…>

Для меня – после переданного епископом Иоанном – стало совершенно ясно, кто наши главные враги. Это – не люди из Комитета по религиозным вопросам, не синодальные старцы и не Патриарх, а наши бывшие единомышленники и ближайшие друзья. Почему они нас ненавидят? Потому что мы не последовали дурному примеру. Они не могут нам простить, что мы отошли от них, чтобы остаться верными святому Православию, священным канонам и вековым церковным традициям.

 

Перевод с болгарского языка
Анны САМСОНОВОЙ

 

Продолжение см. в след. номере

 

ФАКТЫ ||
«Особое мнение» святителя Серафима

    

      Одним из вопросов, обсуждавшихся на Московском всеправославном совещании 1948 года, была проблема церковного календаря. Совещание приняло компромиссную резолюцию, в которой для всех Поместных Православных Церквей признается обязательным следование только Александрийской пасхалии (п.1 и 2). Относительно же неподвижных праздников в ней отмечается, что до тех пор, пока не будет «выработан и утвержден самый усовершенствованный календарь», каждая Автокефальная Церковь может использовать уже принятый в ее обиходе стиль (п. 3). Все клирики и миряне обязаны держаться календаря той Поместной Церкви, на чьей канонической территории они проживают (п. 4).
     Святитель Серафим (Соболев) возражал против такой резолюции – он не был согласен с тем, что празднование неподвижных дат по новому стилю является нормой. 14 июля 1948 года святитель внес в Комиссию по календарному вопросу особое мнение, в котором отмечал: «Грех не может рассматриваться как допустимое явление. А празднование неподвижных праздников по новому стилю – конечно, есть грех, поскольку здесь налицо сознательное и свободное нарушение Устава <…>. Во всяком случае, допускать празднование неподвижных праздников в Церквах, принявших смешанный календарь, или новый стиль, в компромиссной форме, безоговорочно – это значит санкционировать и узаконивать то, что Православная Церковь должна отвергать». Копию своего «особого мнения» святитель Серафим посылал митрополиту Крутицкому Николаю (Ярушевичу), прося принять его во внимание на предстоящем заседании священноначалия. Этого, однако, не последовало, и позиция святого не нашла отражения в опубликованных год спустя Деяниях Совещания.

 

Максим БОЙКО, по материалам интернет-СМИ

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник