АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ | НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ | СТРАНИЦА 9 |
Пострижение во чтеца
Продолжение. Начало см. в № 10 (82)
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ:
О ХИРОТОНИЯХ, ОСНОВАНИЯХ
ХРАМОВ И ОСВЯЩЕНИИ
ХРАМОВ И АНТИМИНСОВ
ГЛАВА I:
ЧИН ПОСТАВЛЕНИЯ
§ 3
ЧТЕЦ И ПЕВЕЦ
ПОСВЯЩАЮТСЯ ЧЕРЕЗ
КРЕСТООБРАЗНОЕ ПОСТРИЖЕНИЕ
«Таже постригает главу архиерей крестовидно». Образ крестовидного пострижения, творимого архиереем на чтеце и певце, описывает святитель Симеон Солунский (в гл. 158) так: «Совершаемый в должность чтеца и певца приводится к архиерею и три раза благословляется его рукою крестообразно. Потом он знаменуется; святитель постригает крестовидно власы его главы, произнося Божественное и страшное имя Пресвятой Троицы, совершающей все священное. И, вопервых, постригая власы его на верху главы, говорит: „Во имя Отца“; постригая на челе, произносит: „и Сына“; постригая с правой стороны, глаголет: „и Святаго Духа“, и, наконец, довершая крест с левой стороны, присоединяет: „всегда, ныне и присно и во веки веков“».
«АМИНЬ»
ПРИ ПОСТРИЖЕНИИ ЧТЕЦА
«Все присутствующие при сем при каждом призывании имени Святой Троицы произносят „Аминь“, исповедуя и подтверждая слова, произносимые архиереем». Для чего на поставляемом чтеце и певце творит архиерей знамение креста? – Для чего бывает отъятие власов, а не другого чеголибо? – Что знаменует это отъятие? – Для чего оно крестовидное и для чего совершается во имя Троицы?
КРЕСТОВИДНОЕ
ПОСТРИЖЕНИЕ ЧТЕЦА
Все это объясняет святитель Симеон Солунский в той же главе: «Отъятие власов знаменует посвящение: потому что власы суть отрасли и как бы цвет всего тела, и приносимые человеком Богу, они знаменуют начаток его всецелого пожертвования себя служению Божию. Крестообразно постригаются они в воспоминание Иисуса Христа, Который воплощением и распятием Своим на Кресте освятил вселенную. – Во имя Всесвятой Троицы постригается потому, что триединый Бог есть Творец и Совершитель всего». – Постриженный таким образом чтец и певец в другой раз никогда уже не постригается архиереем, хотя и возводится после того на высшие степени священства.
§ 4
КОРОТКИЙ ФЕЛОНЬ
«Таже возлагает архиерей на него краткий фелонь». Возлагаемый здесь фелонь на чтеца и певца – не та одежда, которую священники имеют во время совершения Святых Таин; но имеется для сего фелонь особливый, т. е. короткий, сшитый только на подобие фелоня иерейского.
Святитель Симеон Солунский (в гл. 159) говорит: «Освященный чрез пострижение приводится опять к епископу и, целуя руки иерарха, приемлет от него благословенный фелонь (о самом слове «фелонь» см. 2 ч., гл. 6, § 16), который есть начаток священных одежд, и надевает его на выю в знамение того, что он приходит под ярем священства, и посвященный на служение Богу вступает под кров Самого Бога».
Почему фелонь чтеца и певца, кроме наружного своего вида, отличается от священнического и в смысле таинственном: первая есть начало, а последняя конец священства; первая означает посвящение в служение Богу и повиновение священству, а последняя есть совершение священства.
§ 5
СОДЕРЖАНИЕ МОЛИТВЫ
ПРИ РУКОПОЛОЖЕНИИ
«И молится сице: „Господи Боже Вседержителю“». Содержание сей молитвы «Господи Боже Вседержителю» объясняет святитель Симеон Солунский (в той же 159 гл.) следующим образом: «Потом иерарх знаменует главу его трижды и, положив руку на печати (произведенной крестообразным пострижением), показует тем силу Божию, осеняющую его своим покровом; преподавая ему благодать сего божественного покровительства, он молится о том, чтобы Сам Господь Вседержитель освятил совершаемого, избранного Ему на служение».
Поелику все поставление чтеца и певца, совершаемое крестообразным знамением, называется печатию, то и настоящая молитва по содержанию своему во всем имеет свойства молитвы просительной, но не восполняющей и совершающей, и чин этот не может иметь такой степени власти и значения, какие приобретают диаконы и священники, проручествуемые Божественною благодатию.
§ 6
ЧТЕЦ И ПЕВЕЦ ПРОЧИТЫВАЕТ
ПРИ ПОСВЯЩЕНИИ
НЕМНОГО ИЗ АПОСТОЛА
«И мало прочтет Апостола, иже случится начало и конец». Чтецу и певцу, посвященному знамением крестообразного пострижения и молитвою архиерея утвержденному на степени своих обязанностей, повелевается прочитать посреди церкви часть Апостола, в знак того, что первая его обязанность есть обязанность читать Писание и петь на сем месте.
ДЕРЖИТ ЛАМПАДУ
Потом архиерей подает ему лампаду, – и он становится с нею на обыкновенном месте, для того чтобы всем присутствующим здесь ведомо было его поставление на степень свещеносца.
ГЛАВА II:
ЧИН ХИРОТОНИИ ИПОДИАКОНА
§ 1
СТЕПЕНЬ И ЛЕТА
ИПОДИАКОНА
Степень и лета иподиакона объясняет святитель Симеон Солунский (в гл. 161) следующим образом: «За степенью чтеца следует чин иподиакона, который составляет среднюю степень между степенями чтеца и диакона: эта степень выше степени чтецов и певцов, но ниже степени диакона; почему и называется чином иподиакона. Чтецы и певцы после своего посвящения могут вступать в брак; а иподиаконы уже не могут: они прежде посвящаются в должность чтецов, и потом уже, послужив с честию узаконенное время, удостаиваются рукоположения, возводящего на сию степень. Узаконенное время для посвящения двадцатый год жизни», а не моложе, потому что они должны быть производимы после вступления в брак.
ИПОДИАКОН ПРОИЗВОДИТСЯ
ВНЕ АЛТАРЯ
По свидетельству древних рукописных греческих чинопоследований, иподиаконы посвящаемы были некогда в диаконнике близ стола, стоявшего со священными сосудами, и притом во время Литургии, по совершении малого входа. Но сами же иподиаконы побудили изменить это обыкновение, и оно изменено за несколько лет до взятия Царьграда. Побудительною причиною к сему изменению было то, что некоторые иподиаконы, посвященные в диаконнике, начали почитать один диаконник собственным местом своего служения. За это у них с диаконами нередко происходили споры, для прекращения которых, а равно и для уничтожения высокоумия, Патриарх Мануил (Харитопул) вновь учредил посвящать их не в диаконнике, но вне его, среди храма, на том же месте, где посвящаются и чтецы, и притом не во время Литургии, но до ее начала. Это обстоятельство показывает, что и самое посвящение в иподиакона в древности без Литургии не совершалось.
Святитель Симеон Солунский (в гл. 162) описывает место и время иподиаконского посвящения следующим образом: «Желающий принять руковозложение иподиакона приводится к архиерею в то время, когда он в священном облачении стоит пред царскими дверями, прежде начатия священной Литургии».
Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует
ФАКТЫ | || | Святогорцы не признали собор на Крите |
Шестьдесят святогорских монахов направили открытое письмо Священному Киноту (административному органу управления Святой Горы Афон), в котором осудили прошедший на Крите собор представителей десяти Поместных Церквей как «антиправославный» и «разбойничий».
В обращении говорится, что монашествующие изучили «тексты т. н. святого и великого собора, а также ответы выдающихся богословов и митрополитов», и пришли к выводу, что «собор был антиправославным, разбойничьим и еретическим». В частности, по мнению святогорцев, он узаконил ересь экуменизма, а прочие ереси «наконец достигли своей цели – признания сект церквами», т. е. «папство, как и другие еретики, признаются церквами, а не ересью».
Открытое письмо подписали отцы и братия из Великой Лавры, монастырей Ватопед, Хиландар, Пантократор, Кутлумуш, Ставроникита, Филофей, а также подвижники из населенных пунктов Карея, Капсала и различных скитов.
По материалам СМИ