ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 


Символ Святаго Духа над Царскими вратами

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

 

ГЛАВА VII:
БОЖЕСТВЕННАЯ СЛУЖБА,

ИЛИ ЛИТУРГИЯ СВЯТОГО

ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО

 

 

§ 51

СВЯТЫЕ ДАРЫ ОСВЯЩАЮТСЯ
С МОЛЕНИЕМ И ПОКЛОНЕНИЕМ

 

«Просим и молим и мили ся деем». «Мили ся деем» означает здесь – рабски покланяемся и повергаемся телом.

Святитель Симеон Солунский (в гл. 98) пишет: «Поелику в сем таинстве через посредство иерея Сам Христос действует вместе со Отцем и Духом, Сам есть и приносящий и приносимый, священнодействующий и священнодействуемый, приемлющий и раздаваемый, – то основание этого священнодействия составляют слова Господни, а совершается оно через молитвы священнические. А потому не человек совершает его, потому что иерей есть человек, но Христос во Святом Духе, через священство иереев. И как Бог однажды только сказал: „Да прорастит земля…“ – и слово Его действует доселе, и земля непрестанно произращает; и однажды только: „Да будет свет“ – и свет всегда светит; так и здесь слова Христовы: „Сие творите в Мое воспоминание“ – непрестанно действуют через посредство иерея. Посему и слова, произносимые священником: „Сотвори хлеб сей Тело Христово“ – имеют действие чрез священников. Итак, здесь не виды, но истинное Тело и Кровь Христовы, потому что Он Сам здесь действует, как сказано, через иереев, и Сам Он предал, чтобы Тело и Кровь Его священнодействовались молитвами. Ибо Он, как писано, взяв хлеб, воззрел на Небо и, воздав благодарение Отцу, „преломи и даде учеником Своим глаголя: приимите, ядите и пийте от нея“ и проч. И так и Сам Он молитвами священнодействовал сие Таинство, хотя, как Всемогущий Бог, не имел нужды в молитве. Так и ныне оно совершается через молитвы священнические. Так поступали, как видно, и Апостолы, которые, собираясь вместе, благодарили Бога и преломляли хлеб; то же нам предали и Святые Отцы, Василий Великий и Иоанн Златоуст».

Из сих слов видно, что при освящении настоящей Жертвы являются два действующие лица. Первое лицо есть Христос, совершающий сие священнодействие Своею всемогущею властию, или единым словом; второе – иерей, как раб и служитель, имеющий отношение к этому же действию, который, хотя зависит от Христа и заимствует как орудие свою силу от Него, действует, однако, Его именем и произносит Его слова; но, сознавая свое рабское состояние, чувствуя свою немощь и признавая себя виновным в своих слабостях, не что иное делает, как только приносит молитвы, прошения и поклонения. Ибо все это действие превосходит его силы; а поэтому он молится и рабски кланяется Богу Отцу, дабы Он ниспослал на него и предлежащие Дары Духа Своего Святаго.

Когда иерей при освящении хлеба и чаши совершает такое моление и поклонение, в это время и лики вместе с народом, споспешествуя ему в молитве, поют: «И молим Ти ся, Боже наш». Но если кто спросит, какую силу имеют здесь прошения, моления и поклонения иерейские, когда Сам Христос все совершает, на это мы отвечаем: Бог обещал Аврааму, что при престарелых летах Сарры Он даст ему сына; Христос обещал Апостолам по Вознесении ниспослать Духа Святаго. Но кто будет возражать, что Авраам с Саррою и все Апостолы, перед исполнением божественных обещаний, не пребывали в молитвах, хотя они веровали в исполнение всего этого и не сомневались, что со стороны Бога никаких препятствий не будет? Так иерей, совершая божественною силою и властию сию тайную Жертву, должен приносить усердные прошения, моления и поклонения.

Такую униженность при столь страшном и священном действии необходимо показывать и потому, что этим украшаются намерение и действие священнодействующего, оказывается уважение к словам Христовым и освящается самый иерей, которого мысли отвращаются от земных вещей и возносятся к небесным; притом и сам народ приготовляется к достойному поклонению и к святому принятию Жертвы, принесенной за всех; но особенно потому, что чрез это и самое священнодействие получает более торжества и величия, когда мы видим, что святая жертва совершается не легкомысленно, не кое-как и не шутя.

Посему и сами Апостолы в первые времена приступали к сему священнодействию с усердными молитвами. В книге Деяний приводится свидетельство об Апостолах, что они пребывали в молитве и преломлении хлеба (см.: Деян. 2, 42). То же самое подтверждается и полным собранием молитв в Литургии святого Иакова. Сверх того, святой Златоуст (в 27 беседе на 1-е Послание к Коринфянам) об этом говорит так: «Подумай: когда Апостолы преподавали святую Вечерю – что тогда делали? Не к молитвам ли и пению обращались, не святым ли бдением и продолжительным учением, преисполненным многого любомудрия, занимались?»

Но подробнее об этом говорит святой Прокл в книге о предании святой Литургии. «Прежде нежели, – говорит он, – Апостолы рассеялись на проповедь Евангелия по всему миру, они собрались в последние дни по Вознесении Господнем в одно место и все время проводили в молитве. И как великое они находили утешение в таинственном священнодействии Тела Господня, то они пространно совершали Литургию, зная, что это дело, как и долг учения, должно предпочитать всем прочим, как важнейшее. Поистине, они с величайшею радостию проводили время в совершении сего Божественного священнодействия, помня слова Господни: „Сие есть Тело Мое <…>, сие творите в Мое воспоминание (Лк, 22, 19); „Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем“ (Ин. 6, 56). Посему, призывая Божественное имя, они весьма рачительно и с сокрушенным духом воспевали многие молитвы. Притом они самым делом научили вновь обращенных иудеев и язычников исполнять таинства новой благодати, повелевая им оставлять обряды, бывшие в употреблении прежде пришествия Святаго Духа, ждали, дабы Он Своим наитием предложенные в священнодействие хлеб и вино, соединенное с водою, преложил в самое Тело и в самую Кровь Спасителя нашего Иисуса Христа и освятил их».

 

§ 52

СВЯТЫЕ ДАРЫ ОСВЯЩАЮТСЯ
СОДЕЙСТВИЕМ СВЯТАГО ДУХА

 

«Ниспосли Духа Твоего Святаго». Что Святые Дары непосредственно освящаются силою и содействием Святаго Духа, это утверждает, во-первых, святой Герман: «Иерей умоляет Отца совершить Таинства Сына Его, да преложится сей самый хлеб и сие самое вино в Тело и Кровь Христа и Бога. В след за сим Святый Дух, невидимо присутствующий здесь по благоволению Отца и хотению Сына, являет Божественную силу и рукою иерея запечатлевает, прелагает и совершает предложенные Святые Дары в Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, Который сказал: „Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем“».

Свт. Симеон Солунский (в гл. 99) говорит: «После лобзания совершается священнодействие Таин чрез призывание Духа. Ибо едина сила Троицы; по благоволению Отца было воплощение Сына, Сын совершил его, Всесвятый Дух содействовал».

Наконец, святой Кирилл Иерусалимский пишет: «Молим человеколюбца Бога ниспослать Святаго Духа на предлежащие Дары, да сотворит хлеб сей Телом Христовым, вино же Кровию Христовою. Ибо к чему прикоснется Дух Святый, то освящается и прелагается».


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

   

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник