ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СЛОВО ПАСТЫРЯ ВОСКРЕСНАЯ ПРОПОВЕДЬ СТРАНИЦА 2
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Где же мы встанем?

22 февраля / 6 марта – Неделя мясопустная, о Страшном Суде

 

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Дорогие во Христе братья и сестры! За неделю до начала Великого Поста Святая Церковь напоминает нам о необходимости выбраться из душевного плена житейских забот, которые всецело поглощают наше время и заглушают религиозные чувства.

Поэтому Церковь говорит нам сегодня о Страшном Суде Божием – чтобы отрезвились наши души, наш ум, чтобы мы вспомнили о Боге, Творце мира и Источнике жизни, нашем истинном Отце, любящем нас и желающем нам только добра. И вот для того, чтобы мы не забыли Его, Господь нас предупреждает, что время существования нашего земного мира закончится тогда, когда во многих людях охладеет любовь к Нему, нашему Создателю. И не только охладеет, но и сменится противоположными чувствами – враждой и ненавистью. Перед концом света злая сила настолько возгордится, что попытается подчинить себе весь род человеческий. Останутся единицы верных Господу. Но и для этих людей будет большая опасность не выдержать испытания. Поэтому Господь, по Своему слову, остановит действие зла ради спасения остатка верующих, не принявших начертания антихриста, и, победив диавола и «сына погибели», призовет всех людей, когда­либо живших на нашей земле, на Свой нелицеприятный Суд.

Почему этот Суд называют Страшным? Потому, что он будет всеобщим и окончательным, не подлежащим никакому пересмотру. И, конечно, тогда, как сказано в Евангелии, восплачутся все племена земные (Мф. 24, 30), люди вспомнят все свои грехи против Бога и ближних и от страха и горя начнут восклицать: «Горы, падите на нас и скройте нас от этого позора и грядущих мук!» (ср.: Откр. 6, 16). Во всю ширь неба явится знамение Сына Человеческого – сияющий Крест Господень. Он своим блеском, своей спасительной силой поразит осужденных на вечные муки диавола и всех его поборников. Так совершится Второе Пришествие Христово и Страшный Суд, которым закончится вся жизнь человеческого рода на земле.

И вот уже в наше время в мире происходят события, предсказанные Христом как признаки близкой кончины века сего. Появились многие «благодетели» человечества, которые желают заменить собой Спасителя. Восстал народ на народ и Царство на Царство (Мф. 24, 7). Земля сотрясается от войн и революций. Умножилось беззаконие и навязывается явное богоборчество, а любовь к Богу не то что охладела, а почти иссякла. Правда, пока еще не явился антихрист, но его предтечи уже действуют среди всех народов мира.

Апостол Павел во послании к Фессалоникийцам говорит о том, что Второе Пришествие Христово и Страшный Суд будут предварять всемирное отступление людей от Бога и появление «человека греха, сына погибели» (см.: 2 Фес. 2, 3), т. е. антихриста, и что тайна беззакония уже в действии (Там же, 7). Эти процессы мы с вами наблюдаем, и они близятся к завершению – воцарению противника Божия.

Но пришествие антихриста, пишет апостол Павел, не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь (Там же). Святые Отцы, толкователи Священного Писания, поясняют, что «удерживающий» – это Помазанник Божий, на котором пребывает Дух Святый, данный ему именно для противодействия пришествию антихриста.

Среда обитания Духа Святаго – это верующие люди. В Таинстве Миропомазания мы знаменуемся святым Миром – благоухающим маслом, которое со времен апостольских освящается снисхождением на него Духа Божия. Это Таинство совершается только раз в жизни над каждым христианином, кроме одного человека – богоизбранного православного Монарха. Царское Миропомазание – вторичное – сообщает Государю особую благодать для удержания власти на земле от овладения ею противником Христовым.

Это толкование соответствует учению апостола Павла, который считал, что римский кесарь есть «удерживающий» (см.: Деян. 18, 12–16), и потому смотрел на власть как на установление Божие – либо благословленное, либо попущенное. Благословленная власть – христианская царская, а попущенная – такая, как установилась у нас в России после революции 1917 года. Это бич Божий за грехи отступления от веры, предательства Царя и Отечества.

Православным Царем был наш самодержавный благочестивейший Государь­великомученик Николай II Александрович, который совершил христоподобный подвиг – добровольное самопожертвование во имя будущего вразумления, покаяния и спасения русского народа. Народ наш тяжко согрешил клятвопреступлением и отвержением Божией власти над собой в лице Его Помазанника, преданием Царя на убиение служителям сатаны и – даже после мученической кончины Государя – согласием с гнусной клеветой о его якобы слабости и мнимом отречении от Престола.

И вот теперь мы должны рассудить о том, в каком же положении, в каком периоде времени перед концом мира и Страшным Судом мы сегодня находимся. Ведь наш Царь был тем самым «удерживавшим» пришествие антихриста, но в 1918 году он был взят от среды, убит в своем Отечестве, и на земле уже не осталось Богом благословленной власти. Таким образом, скоро исполнится век с того момента, как от мира был отнят «удерживающий» и разгордившееся человечество не прекращает попыток установить мировое владычество. Сначала их предпринимали предтечи антихриста: в России – большевики во главе с Лениным, а на Западе – фашисты с Гитлером, а затем – капиталисты­банкиры и их «ближайшие родственники» – демократы с их президентами и, наконец, – террористы, мечтающие убить всех христиан и прочих людей, не согласных с их властью. Ну, а мы, православные верующие, пока еще живы и надеемся на восстановление справедливости, на Божию помощь.

Возникает вопрос: почему же антихрист не воцарился сразу после убийства Помазанника Божия? Думаю, потому, что наш святой Царь Николай, безгранично любящий Бога и Русь Православную, передал свою власть и Престол Державной Царице Небесной, твердо уповая на Ее покровительство Русской земле. Вера в это укрепляет нас и вдохновляет на труд и борьбу за спасение своих душ.

Святые Отцы пророчествовали: если будет покаяние у русского народа, если мы всем сердцем и всей душой захотим вернуться к Богу и с молитвой о прощении нас и наших предков обратимся к любящему нас Царю­батюшке – тогда Матерь Божия Сама найдет среди русских людей того, кому сможет отдать царский скипетр и державу, и возродится, и воскреснет Русь Святая для последнего подвига проповеди Христова Евангелия всему миру.

Ну, а потом – на все воля Божия… Во Втором Пришествии Христос явится не тихо, не в уничижении, как в первый раз, но явно, в великой славе. Тогда соберутся пред Ним все народы, и Он отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов. Тогда скажет Царь­Христос тем, которые станут по правую сторону от Него: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34). Это значит, что еще до сотворения человека Бог предназначил для него Свое Царство. Прежде создания Адама все уже было готово для его райской жизни – Божие Царство сияло, ожидая лишь своего Царя. И тогда Бог сотворил и ввел туда Адама. Так и для всех будущих праведников Господь от вечности предуготовил это Царство, куда они войдут, как цари, повинуясь главному Царю – Христу.

А вставшим по левую сторону Судия скажет: Идите от меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Там же, 41). Ужасное, но справедливое определение! Святитель Василий Великий пишет: «Если когда­нибудь придет конец муки вечной, то из этого следует, что и Жизни Вечной придет конец. Но поскольку этого нельзя даже помыслить в отношении Вечной Жизни, то как можно помышлять о конце вечного мучения?!»

Примечательно, что Господь не говорит, будто огонь вечный уготован грешникам от создания мира, как Он сказал праведникам о Царстве. Почему же? Совершенно ясно: Бог предопределил на вечные муки лишь диавола и ангелов его, а всех людей от создания мира Он предназначил для Своего Царства и хочет, чтобы все мы спаслись. Но мы сами отказываемся от спасения. Поэтому на Страшном Суде праведный Судия ввергнет грешников туда, куда они стремились в своей земной жизни, поработившись диаволу, – в геенну огненную.

Произнеся приговор о них, Царь объясняет, за что эти люди прокляты и определены на вечные муки: Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня (Там же, 42–43). Грешники не сделали ничего из того, что сотворили праведники, стоящие по правую сторону. Ум их был помрачен, сердце – окамененно, душа – злонамеренна по отношению к страждавшим земным собратьям, алкавшим и жаждавшим, больным и заключенным. Чужие слезы не могли умягчить их сердца. Светлые мысли они заглушали в себе, заменяя их помыслами хульными и блудными. Благородные чувства, лишь только они возникали, – удаляли из своего сердца, отчего в нем водворились ожесточение, себялюбие, похоть и гордыня. Может ли Бог призывать к Себе тех, кто искоренил в себе всякое богоподобие; тех, кто и явно, перед людьми, и тайно, в сердце своем, показал себя врагом Христовым и слугой диавола? Нет, таких людей Он не может приглашать к Себе. Они добровольно поработились сатане, и потому на Страшном Суде Господь направит их в то общество, к которому они сами себя сопричли еще при жизни.

Мы должны понять и усвоить, что будем судимы не по внешнему благочестию, не по отношению к человеческим правилам и законам, а по мере исполнения главной заповеди Спасителя – о любви к Богу и ближним. Все дела милосердия и доброделания, которые совершали в течение жизни праведники, – есть выражение этой любви. Они искренне недоумевают и спрашивают Христа: «Когда это мы видели Тебя странником и приняли или голодным и накормили?» Господь отвечает: Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Там же, 40).

Таким образом, кусок хлеба, протянутый нищему, попадает в руки Самому Христу. Мы видим, что праведники не замечают за собой ничего особенного, считают свои действия милосердия естественными. Они видели нуждавшихся и не размышляли, как им себя повести, но, имея любовь к Богу, исполняли Его слова: Во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Там же. 7, 12). Значит, праведники будут оправданы не потому, что сотворили много добрых дел, а потому, что имели в себе истинную любовь к Богу.

И пойдут сии – грешники – в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Там же. 25, 46). Здесь жизнь и мука противопоставляются друг другу. Где жизнь – там нет муки, а где мука – там нет жизни. Царство Небесное представляет собой полноту жизни, в то время как обиталище диавола – непрестающую муку. И в этой земной жизни мы видим, что души грешных людей, не принимающих в себя Источник Жизни, т. е. Бога, страдают гораздо более, чем души праведников, соединяющихся с Ним. И самую небольшую муку в этой жизни грешник – человек, живущий без Бога, переносит намного тяжелее, чем праведник. Ибо лишь имеющий в себе Жизнь – Бога – может радоваться, претерпевая скорби и страдания, и побеждать злобу мира сего по слову Господню: «Радуйтесь и веселитесь, ибо мзда ваша велика на Небесех» (см.: Там же. 5, 12).

Поэтому будем разумны и трезвенны и постараемся постоянно держать в памяти картину Страшного Суда. Это зрелище уже многих грешников обратило с пути погибели ко спасению. Время наше кратко, и когда оно закончится – не будет более покаяния. В своей жизни за отпущенный нам короткий срок мы должны сделать судьбоносный выбор для вечности – по какую сторону от Христа мы встанем.

 

Протоиерей Георгий ВАХРОМЕЕВ,
настоятель храма во имя
Святой Живоначальной Троицы
на Шаболовке, г. Москва

 

Печатается с сокращениями

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник