ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

 

ГЛАВА IV:
ПОСЛЕДОВАНИЕ УТРЕНИ

 

§ 16

КАТАВАСИЯ

 

«Катавасия», «χαταβασια», «descensio» значит «схождение», «выход», «соглашение». Итак, катавасия есть такой ирмос, для пения которого оба лика выходят на средину, соединяются и вместе поют, или который поется хотя и без соединения на средине, но вместе обоими ликами, единогласно. То и другое и доныне исполняется у греков и в русских обителях, особенно многолюдных.

Катавасии, положенные в праздники и заимствованные из праздничных же ирмосов, повторяются до отдания сих праздников, для большего их почитания; но когда нет особенных праздников, то катавасии берутся из канона Богородичного в честь Божией Матери, или другие какие-нибудь; но при всех этих Богородичных или посторонних катавасиях сходство слогов с тропарями не соблюдается, как это бывает при ирмосах. Все такие катавасии поются совокупно, единственно для большего прославления окончательной песни.

 

§ 17

СЕДАЛЕН

 

Редко или почти никогда восточные христиане не сидят во время славословия, согласуясь с мнением Тертуллиана, который в книге о молитве говорит: «Непристойно вообще сидеть в присутствии и пред лицом того, кого ты боишься и почитаешь, а тем более нечестиво сидеть пред Лицом Бога Живаго, Которому предстоят и Ангелы со страхом и трепетом». Однако есть время, когда христианам позволено сидеть, т. е. во время седальнов. На воскресной службе восьмого гласа сказано: «По втором стихословии на седальнах, Слава, и ныне: Богородичен [не седяще поем, но стояще и со страхом и благоговением глаголем] настоящий: О Тебе радуется…» Посему сей Богородичен, как ипакои, по его превосходству, не сидя, но стоя петь должны. И еще на утрени в Великий Пяток сказано: «Не сидим же на сицевых седальнах, за еже священнику кадити святый алтарь, но стояще поем я». Следовательно, прочие седальны поются сидя, почему и называются седальны.

 

СТОЯНИЯ И АКАФИСТ

 

Так как на утрени Великого Пятка седальны поются стоя, а другого времени для сидения не определено, то и вся утреня Великого Пятка называется стоянием, так точно, как и весь акафист, поемый в субботу в Похвалу Пресвятой Богородицы, есть также не седален.

К этим седальнам, которые, исключая некоторых, поются сидя, и к ипакоям, которые всегда поются стоя, прилагаются некоторые посторонние поучения, и это бывает по двум причинам: 1) для телесного успокоения и 2) для научения. Святитель Марк Ефесский говорит: «Потом прочитываем некоторую часть Псалтири, прерывая это чтение славословиями и тропарями, называемыми седальными; и на седальнах сидя читаем что-нибудь, взятое со стороны, как для пользы, так и для отдохновения». И святитель Симеон Солунский (в гл. 311) пишет: «Таким образом и сидим, и воспеваем, с одной стороны, для телесного успокоения, а с другой – потому, что и стоя и сидя нужно воспевать Бога. Когда же бывает праздник, то для общего научения нечто и прочитывается». Это самое повелевает исполнять и 19-е правило Собора Лаодикийского, о чем смотри в Книге Правил.

 

§ 18

КОНДАК

 

«Кондак» или «контак», «χονταχιον», происходит от слова «χονδος» или «χοντος» (Graecobarbarum, по лексикону Scapulae – curtus) – «краткий», «сокращенный», и «οιχιον», «domincula», «domicilum» – «домик». Из сих двух слов сложенное «χονταχιον» значит «малый, имеющий немногие покои домик»; а в Церкви он есть краткая песнь, т. е. вкратце заключающая в себе содержание праздника или похвалу святому.

 

ИКОС

 

«Икос» же, «οιχος», «domus» – «полный и обширный дом»; в церковных же книгах так называется песнь, или объясняющая сущность праздника, или содержащая похвалу святому, заключающуюся в кондаке, но пространнее. По сей причине икос всегда следует после кондака и один никогда не читается. Как контак или кондак в отношении к икосу есть малая или краткая песнь: так греки к именам и людей, имеющих малый рост, прилагают слово «χοντος». Кедрин (в истории 10-го столетия) говорит, что «Стефана, доместика западных полков, за малый рост называли Контостефаном».

 

§ 19

СИНАКСАРИЙ

 

Синаксарий есть краткое историческое сказание о празднике или о святом; а потому это слово и переводится как «сокращение». В сочинении таких синаксариев первое место занимает Никифор Каллист, который написал их на все главнейшие по Триоди праздники. В них он объясняет причины празднуемого дня и другие обстоятельства праздника. Синаксарии находятся не в одной только Триоди, от Недели мытаря и фарисея до Недели Всех святых, а и в прологе, где помещены синаксарии на все прочие праздники и все дни, и также какие синаксарии Триоди читаются после шестой песни и после тропаря и икоса. Кондак и икосы, читаемые перед синаксарием, заменяют здесь седальны или ипакои. Святитель Симеон Солунский (в гл. 312) пишет: «По шести песней, когда иерей скажет возглас, читается кондак, в котором сокращенно излагается похвала празднику; а после так называемый икос, то есть „дом“, потому что он содержит сущность праздника или жития святого и дополняет содержание кондака, который составляет краткое песнопение. После же прочитывается так называемый синаксарий».

 

Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.

Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

СТАТИСТИКА ||
Начальство и Православие

    

      Согласно результатам опроса, проведенного «Всероссийским центром изучения общественного мнения» 4–5 октября с. г. среди 1600 жителей 42-х субъектов нашей страны, почти треть населения России (32%) желает работать под руководством верующего начальника. При этом 56% не заостряют внимания на вероисповедании своего руководителя и только 12% предпочтут быть в подчинении у атеиста.
     В любом случае, по мнению респондентов, начальствующего должны отличать спокойствие (71%) и зрелость (56%), а вот за молодого руководителя высказалось всего 16%. Что касается пола, то мужчину предпочтут 53% опрошенных, а начальницу – 17%, для 30% это не играет существенной роли.
     Стоит отметить, что люди, безразлично относящиеся к вероисповеданию своего начальника, глубоко заблуждаются, поскольку от этого фактора в действительности зависит очень многое. Святые Отцы Православной Церкви учат, что хорошо руководить может лишь такой человек, который научился управлять самим собой и побеждать свои страсти. «Когда я не умею владеть собой, когда нет во мне духа самообладания, духа кротости, святыни, любви и правды, тогда я – плохой управитель», – пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. «Где страсти человеческие действуют, и особенно в главных лицах, там правильного порядка видеть невозможно», – наставляет преподобный Амвросий Оптинский. А силы и средства к духовному совершенствованию, борьбе со грехом подает лишь Православная вера и Церковь с ее благодатными Таинствами. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста, «хотя бы мы тысячи раз употребляли старание, мы никогда не сможем творить добрых дел, если не будем пользоваться помощью свыше».

 

Ольга ВЕТРОВА
     

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник