ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Когда гром грянет –
мужик перекрестится?

 

 

 

 

Недавно меня поразили слова священника из Донецка. В телеинтервью он говорил том, что кровь льется, люди гибнут, но в храм не идут. Прихожан примерно столько же, сколько было и до вооруженного конфликта с Киевом.

Естественно возникает вопрос: почему? Почему люди во время смертельной опасности, годины бедствий и страхований не обращаются к Богу? По какой причине сегодня «не работает» старинная русская пословица: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится»? Ведь это совершенно логично: в минуты бедствий искать защиты у Единого всемогущего Бога. Так было всегда, даже до принятия христианства: в момент безысходности люди обращаются к Высшему Существу, способному помочь в ее преодолении.

В годы Великой Отечественной войны оставшиеся открытыми православные храмы были переполнены молящимися. В блокадном Ленинграде едва живые от голода люди спешили в церковь помолиться Богу. И это во время власти безбожников, когда гонения за веру имели статус государственной политики!

И вдруг сейчас, в казалось бы христианской стране, при полном отсутствии гонений на Православие, вместо усиленной молитвы за мир, за жизнь близких, прошений за усопших… пустота. И не только пустота, но и злоба. Озлобление на всех, кто послужил нарушению относительно комфортного бытия: ненависть к Порошенко – по его приказу стреляют; ненависть к России – зачем она «влезла» с Крымом?!; ненависть к ополченцам – вздумали ополчиться!; и к Европе, что не защитила, и т. д., и т. п. Но где же вера, где всенародное покаяние и устремление к Богу? Все это обреталось во времена Минина и Пожарского, когда послания священномученика Гермогена разбудили русскую душу и она восстала от духовного сна. Были исповедь и покаяние всего народа, всего ратного воинства перед смертельной схваткой с иноземными захватчиками.

Что же изменилось? С ужасом констатирую: изменился сам русский (украинский, белорусский) человек. Он уже не таков, как его предки. Он потерял свою Православную веру как стержень бытия и приобрел стремление к комфорту как смыслу своей жизни. Годы советского атеизма сделали свое дело: человек научился жить без Бога – плохо ли, хорошо ли, скорее всего, именно плохо, но – жить. Образовавшуюся духовную пустоту заполнили демоны комфорта. Вместо икон в каждом доме воцарился телевизор, компьютер. И русские люди, зачарованно смотря на танец змия голубого экрана, мечтают о царстве удобства и земного благоденствия, красивой жизни, участвуя в культе поклонения золотому тельцу. Извините, в таком мире нет места Богу; Богу, Который призывает жить во имя духовных идеалов, правды и любви, пренебрежительно относясь к благам и комфорту материального мира.

Намедни, все по тому же телевизору, мы наблюдали праздник в Донецке. Люди, уставшие жить в страхе, вышли на улицы. Но с чем? С гигантским знаменем Донецкой Республики, со словами в защиту памятника Ленину, с инициативой установки нового памятника советскому маршалу, освободившему город в годы Второй мировой войны, и с шариками, запущенными в небо. Вам это ничего не напоминает? Я буквально вижу недавнюю советскую действительность, с ее демонстрациями, портретами вождей, флажками и шарами. В то время мы переживали застой, в стране царил атеизм, но у людей были кусок хлеба и определенная социальная защищенность. Уж не о ней ли ностальгирует современный человек?

Видимо, за годы советской власти и в перестроечный период в трех-четырех поколениях настолько было размыто духовное ядро славянина, что и в случае глобальной опасности опереться нам просто не на что! Вылезают из подсознания советские стереотипы жизни, и именно в них видится спасение. Не действует уже старинная русская пословица: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». И гром гремит, и молнии сверкают, и бомбы на голову падают… И все не крестится мужик: то памятник Ленину бежит защищать, то шарики в небо пускает…

Ситуация на Украине во многом отражает процессы, происходящие в современной России. В случае реальной опасности, боюсь, у нас будет то же самое. Так что же? Безысходность? Нет! Любит Господь Россию, и Матерь Божия простирает Свой Покров над нашей многострадальной Родиной. И доказательство тому – мы с вами. Мы, рожденные, как правило, в безбожных семьях, прошли атеистическую обработку в школе и ВУЗе. Но, вопреки всему, мы – веруем! Мы – идем за Христом! Разве это не чудо?

Всемогущий Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4). Он стучится в каждое сердце. Но чтобы услышать Бога, надо иметь живую, ищущую душу и добрый пример перед глазами. Таким примером должны стать верующие люди. Из всякого православного сердца обязана изливаться горячая и сильная молитва за народ и Отечество. Но нам нужно активно действовать и во внешнем мире. Вспомните слова Христа: «Идите и проповедуйте Евангелие всей твари, кто уверует и крестится – спасен будет» (см.: Мк. 16, 15–16). Проповедь может быть различной: это и слова священника с церковного амвона, и выступления верующих на телевидении, в интернете, газетах, журналах, на студенческих лекциях, школьных занятиях. Нам следует не только давать духовные советы, но и пропагандировать семейные ценности, целомудрие, правду, любовь. Писать хорошие книги, воспевающие героический подвиг самоотречения во имя правды; создавать добрые фильмы, призывающие к жизни по совести. Главное – не опускать руки, главное – искать воли Божией и правды Его!


Священник Алексий МОРОЗ,
профессор богословия,
кандидат педагогических наук, член правления Санкт-Петербургского
отделения Союза писателей России,
духовник и председатель Собора
православной интеллигенции

 

 

ФАКТЫ ||
Противники глобализации – не ретрограды

    

      18-го октября с. г. в своей авторской передаче «Комментарий недели» в эфире телеканала «Союз» председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин вновь затронул проблему угрозы повсеместного внедрения электронных документов в нашей стране. Священник рассказал о ходе переговоров обезпокоенных такой перспективой представителей Церкви с властями и, в частности, заявил: «В ходе дискуссий, которые окружают эту тему, появляется все больше и больше аргументов, которые становятся особенно убедительными в условиях политического, информационного, дипломатического, экономического давления на Россию и некоторые другие страны православного мира. Еще недавно любой вопрос, который поднимался в связи с нарастанием подконтрольности частной жизни человека электронным технологиям или способам обмена информацией, воспринимался как что-то ретроградное, дикое, иррациональное. Людей, которые не хотели принимать электронные документы и не хотели все граждански значимые действия вести через электронные сети, высмеивали, говорили, что речь идет только об очень пожилых людях (это, кстати, не так). Говорили, что речь идет о людях, по непонятным причинам отказывающихся от неизбежного технологического прогресса. Однако сегодня некоторые западные деятели разоблачают электронный шпионаж и электронную слежку. Все больше и больше баз данных известных интернет-компаний вдруг оказываются открытыми, и многие предрекают скорое раскрытие банковских баз данных и баз данных государств. В этих условиях разговоры о том, что опасения тотальной электронизации и обмена информацией обо всей жизни человека являются пустыми страхами, – уже весьма далеки от реальности. Мы видим, как частная жизнь человека, его отношения с другими людьми становятся абсолютно просвечиваемыми, и сам факт этой просветки, факт хранения информации, ее публикация становятся мощнейшим средством давления на сознание человека, на его выбор, в том числе мировоззренческий, религиозный, политический – на любой общественно значимый выбор».
     «В нынешних условиях, как мне кажется, нужно ясно сказать о том, что есть вещи, которые мы как страна, как народ не хотим открывать всем желающим. И вовсе не обязательно является благом совместимость системы хранения нужной нам и подчас конфиденциальной информации с системами, которые разработаны не в нашем государстве и иногда управляются извне. <…> Нужно стремиться к тому, чтобы система хранения данных и обмена информацией была максимально несовместима с теми системами, которые облегчат манипуляцию этими данными со стороны зарубежных центров», – убежден отец Всеволод.
     Кроме того, священник выразил убеждение, что люди должны иметь «возможность реализовывать свои гражданские и общечеловеческие права в силу того, что являются людьми и гражданами, а не в силу наличия или отсутствия у них того или иного документа».

 

По материалам http://patriarchia.ru/db/text/3815265.html

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник